Последствия и значение Исламской революции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 00:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Исламская революция в Иране стала одним из ключевых событий XX века и имела огромное историческое значение как для Ирана, так и для всего мира. Она ознаменовала новый этап в развитии истории Ирана и его народа. В стране рухнул многовекой монархический режим неограниченной власти шаха – в стране сложилась исламская республика во главе с духовным лидером - аятоллой Хомейни. За годы, прошедшие после революции, Иран достиг больших успехов во всех сферах общественной жизни. И по сей день Иран является сильным теократическим государством, где власть осуществляется в соответствии с мусульманскими традициями.
Установление прочной исламской власти в богатом Иране поставило под сомнение неформальное лидерство суннитской Саудовской Аравии в мусульманском мире.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Причины Исламской революции……………………………………..10
Глава II. Ход и основные события революции.
2.1.Начало революции…………………………………………………………22
2.2. Второй этап революции…………………………………………………..24
2.3.Завершающий этап Исламской революции..............................................34
Глава III.Последствия и значение Исламской революции……………………40
Заключение ……………………………………………………………………....44
Список использованной литературы…………………………………………...46

Файлы: 1 файл

содержание.docx

— 53.05 Кб (Скачать)

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

Глава I. Причины Исламской революции……………………………………..10

Глава II. Ход и основные события революции.

   2.1.Начало революции…………………………………………………………22

   2.2. Второй этап  революции…………………………………………………..24

   2.3.Завершающий этап  Исламской революции..............................................34

Глава III.Последствия и значение Исламской революции……………………40

Заключение ……………………………………………………………………....44

Список использованной литературы…………………………………………...46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. Исламская революция в Иране стала одним из ключевых событий XX века и имела огромное историческое значение как для Ирана, так и для всего мира. Она ознаменовала новый этап в развитии истории Ирана и его народа. В стране рухнул многовекой монархический режим неограниченной власти шаха – в стране сложилась исламская республика во главе с духовным лидером - аятоллой Хомейни.  За годы, прошедшие после революции, Иран достиг больших успехов во всех сферах общественной жизни. И по сей день  Иран является  сильным теократическим государством, где власть осуществляется в соответствии с мусульманскими традициями.

      Установление  прочной исламской власти в  богатом Иране поставило под  сомнение неформальное лидерство  суннитской Саудовской Аравии  в мусульманском мире.  С приходом  к власти имама еще более  обострились отношения с США, которые  поддерживали шаха и  его режим, претендовали на природные  богатства страны.  И на современном  этапе отношения Ирана и США  остаются «больным местом» в  мировой политике.

     Можно сказать, что Исламская революция в  Иране полностью не завершилась - Иран постоянно ищет новые пути развития как во внутригосударственном устройстве, так и во внешней политике.

     Цель  исследования состоит в освещении вопроса о процессах, происходящих на территории Ирана во время исламской революции, анализе причин, сущности и особенностей исламской революции в Иране и её последствий, отразившихся на современном внутриполитическом и внешнеполитическом развитии страны.

Исходя из поставленной  цели, сформулируем ряд задач:

- изучить литературу по  теме и мнения различных исследователей;

-проанализировать политические, экономические, социальные и религиозные предпосылки революции;

- проследить ход революции;

- определить роль исламских  деятелей в организации и проведении  революции;

- выяснить характер революции  и ее значение для развития  Ирана.

    Историография. Как сама революция, так и последовавшие за ней события вызвали к жизни огромную литературу. Это прежде всего книги и иные публикации иранских  авторов и публицистов. Важные уже по содержащимся в них материалам фактографического характера, они представляют большой интерес и потому, что дают исследователю возможность ощутить, сколь многогранны оказались по своим социально-политическим характеристикам борьба с монархией и жизнь послереволюционного Ирана.

     Весьма обильна  и интересна западная  историография конца 80-х начала 90 годов. Особое место в ней заняла историография американская, что не удивительно: по позициям американского империализма в Иране революция нанесла ощутимый удар. В американской научной литературе по рассматриваемому вопросу успели сложиться разные направления, если не школы. В целом есть достаточно оснований сказать, что американские авторы в ряде случаев дают объективную оценку событиям в Иране, и, если их рассматривать как представителей американского общества, оценку, не лишенную самокритичности.

      Немалый интерес представляет успевшая народиться мемуарная литература, вышедшая из-под пера лиц, составлявших в годы революции верхушку американского общества.

       Естественно, что феномен иранской революции , а также историю послемонархического периода изучали советские и российские историки-иранисты. Этой тематике посвящены специальные исследования в виде статей, монографий, различного рода сборников.  Особое место и большую  ценность для исследователей Ирана представляют среди наиболее известных работ по этой теме работы Демченко П., Агаева С.А., Алиева С.М., Резникова А.Б., и других ученых.

       В марте 1979 в журнале «Коммунист»1 появилась статья Демченко П. «Крушение абсолютизма».В этой статье автор вводит в оборот выражение «восстание против монархии»,говорит о «натиске народных масс»2. Автор сообщает о том, что находившийся во Франции аятолла Хомейни 17 августа 1978 года издал свою знаменитую фетву, «призывавшую к свержению шахского режима и вызвавшую живой отклик на родине»3. И лишь в заключительном абзаце статьи в первый и единственный раз он вводит понятие «революция» в сочетании с определением «антишахская».Эта статья интересна тем, что позволяет увидеть, как выглядела в зародышевом состоянии советская историческая мысль в вопросе об иранской революции 1978-1979 гг. Ведь в приведенных выше понятиях и положениях, взятых из этой статьи, по существу намечены все параметры этой революции, вокруг которых в последующем завязалась дискуссия в работах советских авторов.

Осенью 1979 года в журнале «Народы Азии и Африки»4 появилась статья С.М. Алиева «Антимонархическая и антиимпериалистическая революция в Иране». Принципиальную оценку революции автор дал уже самим заглавием. В тексте статьи эта оценка добавлена тезисом о том, что «это подлинно народная революция»5.

      В мае 1980 года в журнале «Рабочий класс  и современный мир»6 увидела свет еще одна статья С.М. Алиева –«Иранская революция 1978-1979 гг. и рабочий класс». Подтверждая раннее сделанные оценки, автор показывает в ней исключительно важную роль рабочего класса как одной из движущих сил революции, отмечая одновременно, что «в силу ряда обстоятельств иранский пролетариат не сумел стать гегемоном этой подлинно народной революции»7.

     В 1981 году вышла  в свет книга С.Л. Агаева «  Иран в прошлом и настоящем»  -эта книга явилась первым крупным  трудом в советской историографии  иранской революции 1978-1979 гг. В ней, так же как и в статьях  Демченко П.и С.М. Алиева, проводится  мысль, что революция продолжалась  и после свержения монархии. В  работе в научно-популярной форме  предпринята попытка историко-социологического  обобщения основных проблем общественного  развития Ирана со времени  возникновения в нем элементов  капиталистических отношений в  конце XIX века и до конца XX века. Главное внимание уделяется тем особенностям социальной и политической эволюции страны, которые определили своеобразное отношение традиционных и современных элементов  в антимонархической и антиимпериалистической революции конца 70-х годов XX века.

Во введении к книге кроме уже приведенных характеристик революции автор добавляет «подлинно народная»8.Собственно революции посвящена последняя, шестая глава - «Век нынешний и век минувший». Начав изложение вопроса с характеристики внутриполитического кризиса монархии в середине 70-х годов, автор подводит читателя через всю революцию 1978-1979 гг. и послереволюционный период вплоть до осени 1981 года.

     Характеристику  параметров революции он дает  в заключении: « Народная по  многоклассовому характеру, движущим  силам и методам борьбы антимонархическая  и антиимпериалистическая по  основной направленности, буржуазно-демократическая  по назревшим задачам, исламская  по руководящей роли духовенства  и организационно-идеологической  основе, эта революция в своем  развитии прошла две крупные, многоэтапные фазы»9.Таким образом, по мнению автора , с падением монархии завершилась антимонархическая фаза революции, но отнюдь не сама революция.

     В советской  историографии одной из первой  книг, посвященной иранской революции, оказалась работа Резникова А.Б. «Иран: падение шахского режима», вышедшая в свет в 1983 году, когда  автора уже не было в живых.

Эта книга охватывает последние 40 дней существования монархии. Тем не менее она содержит достаточную характеристику параметров революции , кроме того, книга Резникова А.Б. стала отправным пунктом научной дискуссии по вопросам революции.

     От рассмотренных  выше работ эта книга отличается  пристальным вниманием к социальному  содержанию революции, к той социальной  потенции, которую содержали те  или иные «компоненты» ее движущих  сил.

Резников именовал иранскую революцию «исламской»: интегрирующей идеологией революции был ислам; политическое руководство ею осуществляло шиитское духовенство; лозунгом революции был «справедливый исламский строй»; главной организационной ячейкой, где массы проходили идеологическую и политическую подготовку в антирежимном духе, была мечеть; политические организации буржуазии открыто признавали гегемонию духовенства-все это дает основания к тому, чтобы в Иране произошла «исламская революция». По мнению Резникова, «иранская революция», задушенная духовенством, завершилась с падением монархии.

    В современной  литературе существуют как положительные, так и отрицательные оценки событий, происходивших в Иране в 1978-1979 гг.

Так Александр Проханов  в своей статье «Я люблю тебя, Иран»10  дает положительные оценки деятельности Хомейни, называет его «великим»,праведником, который своей деятельностью совершил революцию, которая «поставила Иран в центр мировой цивилизации» и создал новое религиозное государство. Это государство, по его мнению, имеет ослепительное будущее, так как сейчас «Иран — это не страна ночных клубов и увеселительных заведений, роскошных ресторанов и стриптиз баров, гедонистических наслаждений. В Иране не заметишь суетливого упования на скоротечную жизнь, во время которой нужно как можно больше успеть насладиться приобрести, накопить.  Иран — это страна университетов и множества школ, страна библиотек и проповеднических кафедр, страна непьющего молодого оптимистического народа, чей разум не замутнён алкоголическим бредом и наркотическим туманом. Искусство и философия Ирана учат благому отношению друг к другу, к природе, ко всему материальному и духовному миру, укрощая в человеке животное, пробуждая в нём божественную сокровенную суть»11.

    Проханов сравнивает Иран с Западом- они, по его мнению, находятся в разных координатах. Он подчеркивает, что несмотря на огромное влияние США в годы шахского правления, Иран не поддался «растлению» Запада и сохранил свою культуру, быт, основанный на традициях ислама.

      Но существуют и отрицательные оценки режима, установившегося в Иране с приходом к власти духовного лидера. Так, многие исследователи и журналисты считают, что государственный строй Ирана, основанный на религии, подразумевает усечение некоторых прав и свобод. В частности, имеет место неравенство полов- женщины имеют  меньше прав и свобод по сравнению с мужчинами. Сильны традиции публичного забивания камнями женщин, в стране до сих пор разрешена публичная смертная казнь, что совсем не демонстрирует наличие демократических свобод в стране.12

     Эти источники  стали основополагающей базой  для написания курсовой работы, поскольку они содержат в себе  наиболее полные сведения, позволяющие  проанализировать и изучить Исламскую  революцию.

    Объект исследования - Исламская революция в Иране 1978-1979 гг.

     Предметом работы является изучение причин, вызвавших революцию, рассмотрение хода революции, анализ  особенностей, выявление последствий и влияния революции на дальнейший ход истории Ирана.

       Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Причины Исламской революции.

Революция имела политические, социально-экономические, и идеологические причины, при этом каждая из них представляет собой совокупность ряда предпосылок, которые именно в сочетании слагаются в причину. В свою очередь, каждая из названных групп причин сама по себе не могла породить революцию; лишь сложившись вместе во времени в силу конкретно-исторической действительности Ирана 60-70 годов, они подвели страну к революции. Сами причины уходят далеко вглубь истории Ирана.

    К концу 50-х годов в экономическом отношении Иран оставался слаборазвитой страной. Наблюдался застой в большинстве отраслей промышленности. Несмотря на аграрный характер экономики, Иран не мог полностью обеспечивать свое население сельскохозяйственной продукцией.

Тяжелые средневековые условия труда сохранялись на многих мелких предприятиях и в кустарных мастерских. Выплата заработной платы рабочим часто задерживалась, законы о социальном страховании и охране труда существовали только на бумаге13. Такое положение в стране не могло не отразиться на настроениях народных масс, что вызывало бесконечные волны недовольства, забастовки, демонстрации, массовые митинги.

        Внешняя политика Ирана определялась в основном участием в Организации центрального договора (СЕНТО) и военным соглашением с США. А это вызвало непомерный рост военных расходов и уменьшение расходов на развитие сельского хозяйства и промышленности. В государственных экономических учреждениях обосновались многочисленные иностранные, главным образом,   американские, советники, которые получали очень высокие оклады, безответственно расходовали государственные средства. В области внешней торговли проводилась политика открытых дверей, для товаров, ввозимых из капиталистических стран. Монополия внешней торговли фактически была ликвидирована. Это привело к катастрофической пассивности иранского торгового баланса. В конце 50-х - начале 60-х годов ввоз в страну почти в пять  раз превышал вывоз.

Информация о работе Последствия и значение Исламской революции