Последствия и значение Исламской революции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 00:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Исламская революция в Иране стала одним из ключевых событий XX века и имела огромное историческое значение как для Ирана, так и для всего мира. Она ознаменовала новый этап в развитии истории Ирана и его народа. В стране рухнул многовекой монархический режим неограниченной власти шаха – в стране сложилась исламская республика во главе с духовным лидером - аятоллой Хомейни. За годы, прошедшие после революции, Иран достиг больших успехов во всех сферах общественной жизни. И по сей день Иран является сильным теократическим государством, где власть осуществляется в соответствии с мусульманскими традициями.
Установление прочной исламской власти в богатом Иране поставило под сомнение неформальное лидерство суннитской Саудовской Аравии в мусульманском мире.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Причины Исламской революции……………………………………..10
Глава II. Ход и основные события революции.
2.1.Начало революции…………………………………………………………22
2.2. Второй этап революции…………………………………………………..24
2.3.Завершающий этап Исламской революции..............................................34
Глава III.Последствия и значение Исламской революции……………………40
Заключение ……………………………………………………………………....44
Список использованной литературы…………………………………………...46

Файлы: 1 файл

содержание.docx

— 53.05 Кб (Скачать)

      Политическая  обстановка также была нестабильной, один кабинет министров сменял  другой. Политика, проводимая ими, не  могла даже в меньшей степени  ослабить переживаемый страной  острый политический кризис.

     Продолжавшиеся  в середине 50-х годов забастовки  иранских рабочих и отдельные  выступления других слоев населения  со всей очевидностью показали, что ни жесткая политика в  отношении демократического и  освободительного движения, ни укрепление  связей с империалистическими  державами не погасили серьёзного  недовольства в стране, не привели  к укреплению внутреннего и  международного положения Ирана. Основной источник недовольства  наряду с тесной зависимостью  Ирана от США и Англии коренился в социально- экономической отсталости страны, которая базировалась на полуколониальной структуре хозяйства и преобладавших в нем докапиталистических формах производства.

      В этой связи во второй половине 50-х годов перед иранским государством, испытывавшим серьезные экономические и политические затруднения, со всей остротой встала задача преодоления социально- экономической отсталости, основной путь ликвидации которой оно видело в реконструкции хозяйства и общественного строя по капиталистическому образцу. И хотя многие представители правящих кругов убедились в необходимости, и даже неизбежности социально- экономических, и, прежде всего аграрных, преобразований, осуществление этой задачи встречало упорное противодействие в среде самих правящих кругов, и особенно в среде крупных полуфеодальных помещиков, ханов племен и высшего духовенства. Опираясь на свою экономическую мощь и политическое влияние, занимая сильные позиции в парламенте и административном аппарате, они имели реальные возможности поставить труднопреодолимые препятствия для любых мероприятий, противоречивших их интересам, и, прежде всего для проведения преобразований, вносивших глубокие изменения в общественный строй страны. Тем не менее, во второй половине 50-х годов государство приступило к осуществлению серии мероприятий, призванных подготовить общественно- политическую почву и административный аппарат к проведению социально- политических и преобразований.

     Государственные  преобразования протекали в условиях  постепенного усиления власти  шаха, который все чаще брал  на себя законодательную инициативу  и все более активно вмешивался  в функции исполнительной власти. Происходило фактическое ограничение  законодательных прав парламента  и его возможностей надзора  над деятельностью правительства, которая во все возрастающей  степени контролировалась самим  шахом.

Расценивая власть шаха как важный фактор политической стабилизации, правящие круги Ирана всемерно содействовали её усилению, прикрываясь лозунгом «национального и государственного единства», олицетворявшегося якобы в институте монархии14.Шаху фактически принадлежало право и назначения министров, генерал- губернаторов, начальников воинских подразделений, послов и других представителей административного аппарата.

     Мероприятия  по укреплению централизованного  управления и повышению дееспособности  административного аппарата создавали  предпосылки для осуществления  общественных преобразований и  тем самым обеспечения внутриполитической  стабилизации на базе роста  экономического потенциала Ирана  и улучшения положения широких  слоев населения. Однако даже  в конце 50-х годов государственная  власть, испытывая упорное сопротивление  преобладавших в меджлисе и  различных звеньях государственного  аппарата крупных полуфеодальных  помещиков, ханов племен и высшего  духовенства, показала всю несостоятельность  в решении вопроса об осуществлении уже давно назревших радикальных общественных преобразований.

      Период  общественно- политического и экономического  развития Ирана в 60-х - первой половине 70-х годов XX века ознаменовался  вступлением Ирана в новую  фазу исторического развития. Это  было связано с тем, что в  стране происходил обширный комплекс  общественных преобразований, призванных, с одной стороны, обеспечить предпосылки  для значительного переустройства  Ирана, с другой разрядить внутриполитическую  обстановку и на пути облегчения  положения широких слоев населения  в ходе этих преобразований  избежать обострения социальных  противоречий и повторений событий  прошедших лет. Выполнение этих  взаимосвязанных задач предусматривало  осуществление наряду с общественными  преобразованиями тесно связанных  с ними крупных экономических  программ, социально- культурных проектов, внутри- и внешнеполитических мероприятий.

     Начальным  звеном развернувшихся политических  событий были выборы в меджлис XX созыва, состоявшиеся в августе 1960 г. на партийной основе. Фальсификация  результатов голосования, массовые  протесты населения, сопровождавшиеся  столкновениями с полицией, заставили  шаха аннулировать результаты  голосования и распустить меджлис.Проведенная  в январе- феврале 1961 года повторная  избирательная компания протекала  в условиях бойкота выборов  значительной частью населения. В итоге большинство мест в  меджлисе опять получили полуфеодальные  помещики- противники реформ.

    Активизировались  забастовочные движения рабочих, демонстрации студентов и учителей, выдвигавших наряду с экономическими  требованиями демократические свободы. Пресекая народные выступления, шахский двор распустил и вновь  избранный меджлис, не объявив  при этом дату созыва нового. Распустив вторично меджлис, шах  объявил главной задачей внутренней  политики проведение аграрных  реформ и антикоррупционных мероприятий. Выполнение этой задачи было возложено на «независимое» правительство Али Амини.

     Независимое  правительство Али Амини ознаменовало  начало отхода монархии на  землевладельцев. Новым правительством  были произведены аресты высокопоставленных  военных и гражданских лиц, обвиненных  в коррупции. В 1962 году правительство  представило шаху новый аграрный  закон, ограничивающий имение помещиков  землями одной деревни. Обещание  реформ было обычным средством, к которому правящие круги  Ирана прибегали и в прошлом, когда в стране создавалась  для них опасная обстановка. Например, когда в 1921 году в Иране развернулось  национально- освободительное антианглийское  движение, грозившее существованию  монархического строя, в Тегеране  был совершен государственный  переворот, положивший начало событиям, которые впоследствии привели  к воцарению правящей династии  Пехлеви. Те преобразования, которые  обещало новое правительство, осталось  лишь на бумаге15.

      Представители руководящих кругов США, с которыми иранский шах и его правительство были тесно связаны, также настаивали на проведении в Иране реформ. Во время своего пребывания в Тегеране летом 1962 года в то время вице-президент, а в дальнейшем президент США Л. Джонсон разъяснил правящим кругам Ирана заинтересованность Вашингтона в проведении социальных, экономических и политических реформ. Это было связанно со стремлением к установлению большей стабильности этой страны, опасаясь краха существовавшего в Иране режима, а вместе с ним и потерей своих позиций.

     Новое правительство  пыталось провести реформы в  аграрной среде и улучшить  положение крестьян и земельных  собственников. Но она не смогла также существенно улучшить положение подавляющего большинства крестьян, феодальная эксплуатация которых заменяется капиталистической. Перед помещиками, переходящими на капиталистические методы хозяйствования открылись более благоприятные условия для развития их хозяйств .

     Что же касается  развития промышленности, то она  в конце 60- х - начале 70-х годов  сделала значительный шаг вперед. Появились новые, современные отрасли  промышленности, в том числе тяжелой  индустрии-металлургическая, машиностроительная, нефтехимическая, газовая и другие. Иран начал движение от аграрной  страны к стране индустриально- аграрной .

Важной чертой иранской экономики в этот период было то, что в промышленности и в сельском хозяйстве, значительно укреплялись позиции иностранного капитала. Характерно было и то, что процесс преобразования торгового капитала в промышленный капитал почти совсем не затронул его низшие слои. 16

    Великодержавная политика в сочетании с тесной привязкой иранской экономики к мировому капиталистическому хозяйству и нереальными планами шаха обусловила беспорядочность и хаотичность хозяйственного развития Иран, отчетливо проявившиеся в середине 70-х годов и сказавшиеся в первую очередь на материальном положении широких народных масс. Относительная социальная и политическая стабильность в течение всего пореформенного периода поддерживалась с помощью мер проводившихся государством в жизнь за счет доходов от нефти. Однако уже в середине 70-х годов обнаружились резкий рост дефицита платежного баланса беспрецедентная инфляция, достигшая 20- 30 % и сильно отразившаяся на доходах значительной части населения страны, всегда остававшихся ниже прожиточного минимума. «Тяжкое похмелье после радужного опьянения» правительство почувствовало уже в конце 1975- начале 1976 годов, когда страна, ставшая ранее международным кредитором, оказалась вынужденной прибегнуть к внешним займам .Изолированность от общества, противопоставленная ему, монархическая власть в Иране одинаково возбудила против себя все общественные слои, и в борьбе против нее создалась общая  платформа для большинства социальных и политических сил. Бывшие полуфеодальные помещики, крестьяне, рабочие, интеллигенция, средние городские слои, и представители духовенства влились в антимонархический блок.

     Свои господствующие  позиции в течение 60- х- первой  половины 70- х годов правящий режим  поддерживал с помощью приемов, испытанных на протяжении многих  веков иранской истории. Организуя  различные силовые центры, опирающиеся  на групповые личные связи, и  ставя их в отношения взаимной  зависимости и контроля, соперничества  и конкуренции, монархия путем  «стабилизирующего конфликта» уравновешивало  влияние всех этих центров. Но  за внешним благополучием скрывались  подспудные взрывоопасные процессы .

      В своем  конкретном проявлении основное  противоречие иранского общества  выступало как несоответствие  политического режима, его внутренней  и внешней политики потребностям  его дальнейшего национального  развития. Особенности внутреннего  развития, международного положения  Ирана в своем взаимном сочетании  обусловили особую остроту, глубину  и размах последующих политических  событий, ставших в своем непосредственном  проявлении отражением кризиса  режима монархической власти.

      Безусловно, реформы помогли стране преодолеть  ее социально- экономическую отсталость. Но они имели целый ряд негативных  черт. Хотя Иран по темпам экономического  роста занимал второе место  в Азии после Японии, а порой  даже обгонял ее, его развитие  не было органичным и равномерным. Одни отрасли развивались ускоренно, в других наблюдался застой.

    В политической  жизни страны появлялась дальнейшая  тенденция усиления личной власти  шаха. Все производимое в промышленности  сырье уходило на экспорт, в страну шел огромный поток импортных товаров. И уже в 70-х годах обнаружился резкий рост дефицита платежного баланса и инфляции.

Резко возросший с начала 70-х годов финансовый потенциал иранского государства был широко использован для роста крупного частного капитала. В результате быстро рос удельный вес современных промышленных и торговых предприятий, а также заведений в сфере обслуживания, принадлежащих представителям крупной промышленно - финансовой буржуазии. Столь же быстрыми темпами увеличился объем и расширились функции частного банковского капитала. Это серьезно ударило по интересам ремесленников, мелких торговцев, хозяев мелких мастерских и других учредителей в сфере обслуживания. Многие из них разорились.

      Ухудшение социального и материального положения малоимущих слоев населения привело к появлению в середине 70- х годов симптомов социального и политического брожения. Шахский режим ответил на это усилением авторитарных методов управления и ужесточения репрессий против недовольных слоев населения. В стране царил свирепый террор.

В начале марта 1975 года по указанию шаха деятельность всех, даже лояльных режиму партий была приостановлена. Таким образом, в стране была создана однопартийная система в лице Партии возрождения иранского народа.

     В Иране происходил невиданный в истории страны разгул казнокрадства, коррупции и незаконных финансовых операций. Расточительство и чрезвычайная роскошь были отличительными чертами жизни иранской правящей верхушки. К 1977 году обнаружились серьезные трудности в экономике страны. В марте 1977 года инфляция превышала уровень предшествующего года на 30 % , а цены возросли на 40% .Материальное положение трудящихся ухудшалось, что вызывало нарастания недовольства широкой общественности политикой правительства, становился явным провал многих социальных и политических реформ. В стране появились симптомы революционной ситуации.

     Оказавшись  не в состоянии справиться  с экономическими и социальными  проблемами, шахский режим усилил  репрессии в отношении недовольных  жителей страны. Однако репрессии  не смогли остановить выступлений  против властей. Усиление авторитарных  методов правления вызвало открытое  недовольство демократических кругов.

Информация о работе Последствия и значение Исламской революции