Культы богов-врачеваетлей в Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Истоки греческой медицины уходят в древние времена. Слава о средиземноморском врачевании дошла до наших дней, найдя отражение как в большом количестве мифов, сообщающих нам о богах-целителях, несомненно, почитавшихся греками на протяжении всей эпохи античности, так и в сочинениях греческих авторов.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

     Постепенно  Аполлон утрачивает свои функции  целителя, предоставляя их Асклепию и  его семье, и начинает олицетворять собой Солнце. Функция врачевательства  уходит в прошлое.

§2. Культ  Асклепия

     На  территории Греции находилось около 38 святилищ Асклепия, что примерно равнялось количеству святилищ Зевса, позже Павсаний насчитывает около 6353. Самое известное святилище Асклепия -  в Эпидавре, располагавшееся вне города. Каждые четыре года там совершались празднества с торжественными и конными играми54, так же этот праздник совершался и на о. Кос, где Асклепий был главным божеством55. А каждые 5 лет в Эпидавре проводили большие религиозные празднества в его честь56.

     Так же известные святилища Асклепия находились в Афинах (на южном склоне Акрополя), на о. Кос, в г. Трикке, в г. Пергале. Они находились в местах с природными целительными свойствами (целебные воды, воздух и т.д)57.

     Святилища назывались  асклепионами, жрецы–лекари - асклепиадами. При лечении применялся метод «энкоймесис»58. Прежде чем получить право доступа к божеству в его храм больной подвергался многочисленным церемониям: пост, обмывания, ванны, жертвы. Только после соблюдения всех обрядов допускался в храм59. Он спал на шкуре животного, которого он пожертвовал или на койке у статуи Асклепия- это называлось инкубацией60. Жрецы толковали его сон утром и говорили лечение. Выздоровевшие описывали болезни и средства излечения на таблицах, которые вешались в храме61.

     Возможно, жрецы Асклепия специализировались и на лечении бесплодия, так как на ложе матрон во время афинской фесмофории клали ветви одной из разновидностей ивы (agnus castus), чтобы привлечь к себе духов в форме змей62.

     Первоначально жрецы Асклепия сменялись ежегодно, но со временем Августа жречество сделалось пожизненным63. Жрецы получали вознаграждение при жертвоприношении: части животных, деньги, фрукты, печения64. Асклепию и другим богам врачевания жертвовали петухов и кур65. Существовали специальные установления, которые разрешали или запрещали брать мясо после жертвоприношений домой66.

     Праздник  Асклепия проходил 13-19 числа в Боедроминионе67. 17, 18, 19 числа Боедроминиона совершались жертвоприношения в его честь68. В праздник Асклепия 8-го числа Элафебдилиона происходило «предварительное состязание»- официальное представление участников состязаний69 .

     В Афинах культ Асклепия появился в 420 году до н.э., ввел его Телемах из Ахарн70. В этот год праздник был установлен 8 числа 9 месяца71.

     На  о. Кос из святилища со временем сформировалась одна из знаменитейших медицинских  школ, с которой связано имя Гиппократа72.

     Не  случайно количество святилищ Асклепия Зевса были равны. Мы можем судить, что врачевание играло большую роль в жизни эллинов и искусство врачевания было уважаемо. Культ Асклепия оказал значительное влияние на медицину древних греков и на всю последующую историю развития этой науки. Многие асклепионы со временем превратились  в крупные медицинские школы, как Кротонская, Родосская, Книдская, Сицилийская и многие другие. 

 

     

     Заключение

 

     В результате проведенного исследования культов богов–врачевателей в Древней Греции были сделаны следующие выводы:

  1. Аполлон, по представлениям того времени, сочетал в себе множество функций. Он считался не только хранителем врат и покровителем муз, но был известен и своими способностями к исцелению. Однако с течением времени эти способности перестают пониматься эллинами, как достаточные, и культ Аполлона, как бога-врачевателя уходит в прошлое.
  2. На смену культу Аполлона пришла система мифологических представлений об Асклепии и его сыновьях. Они стали играть большую роль в мифологической традиции греков, взяв на себя основные врачебные функции. Дети Асклепия научились искусству целительства от своего отца, легендарного врачевателя времен Троянской войны, царя Фессалии и главы семейной врачебной школы. После обожествления Асклепия делают сыном Аполлона.
  3. Несомненно, врачевание играло значительную роль в жизни греков, и искусство целительства было уважаемо. Об этом свидетельствует относительно равное количество ритуальных комплексов, посвящённых Асклепию и Зевсу. Культ Асклепия оказал значительное влияние на медицину древних греков и на всю последующую историю развития этой науки. Многие асклепионы со временем превратились в крупные медицинские школы, такие как Кротонская, Родосская, Книдская, Сицилийская и многие другие.
  4. Также необходимо отметить, что помимо общеэллинских богов существовали божества более низкого положения. Они либо потеряли свою значимость в результате развития культов общегреческих богов (такими примерами могут служить Малеат, Пайеон), либо изначально существовали на ролях второго плана (напр. Нимфы целебных источников). Но они, несомненно, также выполняли функции врачевания в Древней Греции. Их пережитки закрепились в виде эпитетов общеизвестных греческих богов-врачевателей.
  5. Во многих местах Эллады богам, покровительствовавшим какой-либо определённой местности, так или иначе, приписывались функции, связанные с целительством. Так же даром целительства наделялись и герои.

 

Список использованных источников и литературы

Источники

 
  1. Аполлодор. Мифологическая библиотека / Аполлодор. – Пер.  Б. Г. Бруховича. – Л.: Наука, 1972. – 223с.
  2. Гигин. Мифы / Гигин. – Пер. Д. Трошилова. – Спб.: Алетейя, 2000. – С. 140,250.
  3. Гомер. Илиада  / Гомер. – Пер. В.В. Вересаева. – М.: Просвящение, 1987. – 398с.
  4. Павсаний. Описание Эллады / Павсаний. –  Пер.  С.П. Кондратьева. – М.: Ладомир, 2002. Т. I–II.
  5. Страбон. География / Страбон. – Пер. Г.А. Стратановский. – М.: Ладомир, 1994.  Т. VI–XIV.

Литература

 
 
  1. Винничук,Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук.– Пер. с польск.–М.:Высшая школа, 1988.–237-243с.
  2. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков/ П.Гиро.– Пер. с фр.– Спб.: Т-во О.Н. Поповой, 1913. 168-170с.
  3. Грейвс, Р. Мифы древней Греции / Р. Грейвс.– Пер. с англ.–М.: Прогресс, 1992.–134-138с.
  4. Зайцев, А.И. Греческая религия и мифология / А.И. Латышев.– Спб.: Академия, 2004.–208с.
  5. Латышев,В.В. Очерк греческих древностей / В.В Латышев. – Спб.: Алетейя, 1997.– 320с.
  6. Лосев, А.Ф. Мифология греков и римлян / А.Ф. Лосев.– М.: Мысль, 1996.– 489с.
  7. Лосев, А.Ф. Афина / А.Ф. Лосев// МНМ.–М.: БРЭ, 1997.– Т.II.–141с.
  8. Нильссон,М. Греческая народная религия / М.Нильссон.– Пер. с англ.- Спб.: Алетейя, 1998.– 257с.
  9. Тахо–Годи,А.А.  Греческая мифология / А.А. Тахо–Годи.–М.: Искусство, 1989.–305с.
  10. Тахо–Годи,А.А. Асклепий / А.А. Тахо-Годи //  МНМ. –М.: БРЭ, 1997.– Т.I.–113-114с.
  11. Тахо–Годи,А.А. Хирон / А.А. Тахо-Годи //  МНМ. –М.: БРЭ, 1997.– Т.I.–593с.
  12. Ярхо,В.Н. Махаон//  МНМ.–М.: БРЭ, 1997.– Т.II.–151с.

Информация о работе Культы богов-врачеваетлей в Древней Греции