Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:17, курсовая работа
Истоки греческой медицины уходят в древние времена. Слава о средиземноморском врачевании дошла до наших дней, найдя отражение как в большом количестве мифов, сообщающих нам о богах-целителях, несомненно, почитавшихся греками на протяжении всей эпохи античности, так и в сочинениях греческих авторов.
Постепенно Аполлон утрачивает свои функции целителя, предоставляя их Асклепию и его семье, и начинает олицетворять собой Солнце. Функция врачевательства уходит в прошлое.
На территории Греции находилось около 38 святилищ Асклепия, что примерно равнялось количеству святилищ Зевса, позже Павсаний насчитывает около 6353. Самое известное святилище Асклепия - в Эпидавре, располагавшееся вне города. Каждые четыре года там совершались празднества с торжественными и конными играми54, так же этот праздник совершался и на о. Кос, где Асклепий был главным божеством55. А каждые 5 лет в Эпидавре проводили большие религиозные празднества в его честь56.
Так же известные святилища Асклепия находились в Афинах (на южном склоне Акрополя), на о. Кос, в г. Трикке, в г. Пергале. Они находились в местах с природными целительными свойствами (целебные воды, воздух и т.д)57.
Святилища назывались асклепионами, жрецы–лекари - асклепиадами. При лечении применялся метод «энкоймесис»58. Прежде чем получить право доступа к божеству в его храм больной подвергался многочисленным церемониям: пост, обмывания, ванны, жертвы. Только после соблюдения всех обрядов допускался в храм59. Он спал на шкуре животного, которого он пожертвовал или на койке у статуи Асклепия- это называлось инкубацией60. Жрецы толковали его сон утром и говорили лечение. Выздоровевшие описывали болезни и средства излечения на таблицах, которые вешались в храме61.
Возможно, жрецы Асклепия специализировались и на лечении бесплодия, так как на ложе матрон во время афинской фесмофории клали ветви одной из разновидностей ивы (agnus castus), чтобы привлечь к себе духов в форме змей62.
Первоначально жрецы Асклепия сменялись ежегодно, но со временем Августа жречество сделалось пожизненным63. Жрецы получали вознаграждение при жертвоприношении: части животных, деньги, фрукты, печения64. Асклепию и другим богам врачевания жертвовали петухов и кур65. Существовали специальные установления, которые разрешали или запрещали брать мясо после жертвоприношений домой66.
Праздник Асклепия проходил 13-19 числа в Боедроминионе67. 17, 18, 19 числа Боедроминиона совершались жертвоприношения в его честь68. В праздник Асклепия 8-го числа Элафебдилиона происходило «предварительное состязание»- официальное представление участников состязаний69 .
В Афинах культ Асклепия появился в 420 году до н.э., ввел его Телемах из Ахарн70. В этот год праздник был установлен 8 числа 9 месяца71.
На о. Кос из святилища со временем сформировалась одна из знаменитейших медицинских школ, с которой связано имя Гиппократа72.
Не
случайно количество святилищ Асклепия
Зевса были равны. Мы можем судить, что
врачевание играло большую роль в жизни
эллинов и искусство врачевания было уважаемо.
Культ Асклепия оказал значительное влияние
на медицину древних греков и на всю последующую
историю развития этой науки. Многие асклепионы
со временем превратились в крупные
медицинские школы, как Кротонская, Родосская,
Книдская, Сицилийская и многие другие.
В результате проведенного исследования культов богов–врачевателей в Древней Греции были сделаны следующие выводы:
Информация о работе Культы богов-врачеваетлей в Древней Греции