Культы богов-врачеваетлей в Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Истоки греческой медицины уходят в древние времена. Слава о средиземноморском врачевании дошла до наших дней, найдя отражение как в большом количестве мифов, сообщающих нам о богах-целителях, несомненно, почитавшихся греками на протяжении всей эпохи античности, так и в сочинениях греческих авторов.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

     Исследование  позволило проследить сменяемость их культов, выявить основные особенности почитания и восстановить образы богов в мифологии.

§1. Асклепий и его дети

 

     Наибольшего распространение в Элладе достиг культ Асклепия (др. греч. Ἀσκληπιός, «вскрывающий»). Праобразом этого мифологического героя был реально существовавший легендарный врачеватель времен Троянской войны (1240—1230 гг. до н.э.) — царь Фессалии и глава семейной врачебной школы — Асклепий. Первое упоминание о нем и его сыновьях Махаоне и Подалирии — героях-военачальниках и искусных врачевателях («славные оба врачи, Асклепия мудрые дети») — встречается в «Илиаде» (Hom. IV 194; XI 518).  Асклепия стали считать богом только с 8 века до нашей эры, после Гомера.

     Асклепий - сын Аполлона и нимфы Корониды по одной версии, по другой- Арсинои18. Но Пифия в ответ на запрос аркадянина Аполлофана подтвердила, что Асклепий — сын Корониды, дочери Флегия ( Paus. II 26, 7). О воспитании юного Асклепия также повествуют несколько источников. По одной из версий, Асклепий был отдан отцом в обучение мудрому кентавру Хирону, у которого он научился искусству медицины и охоты  (Paus. II 26, 6). Сократ Аргосский  и Тарквиций говорят, что Асклепий рожден неизвестными родителями, выброшен, найден охотниками, вскормлен молоком собаки и отдан Хирону.  Вероятно также, что его выхватил из огня Гермес (Paus. II 26, 6).  Согласно авторам, он родился около Трикки, где течет Лефей ( Strab. XIV 1, 39, 647).  Асклепий достиг такого мастерства в хирургии и использовании лекарств, что ему стали поклоняться как основателю медицины. В соответствии с представлениями, Асклепий мог с помощью двух фиалов крови Медузы Горгоны оживлять людей кровью из левой части и убивать, дав кровь из правой19.

     Став  искусным врачевателем и накопив  в этом занятии большой опыт, Асклепий по преданиям стал не только спасать от смерти, но и воскрешать уже умерших: «Воскресил Капанея и Ликурга, сообщает Стесихор в «Эрифиле»; Ипполита, о котором упоминает автор «Навпактики», Тиндарея, о котором сообщают орфики, Главка, сына Миноса, как утверждает Мелесагор»   (Апол. III, 63).

     Аполлодор , Р. Грейвс  и А.А Тахо- Годи выдвигают  несколько точек зрения на причину смерти Асклепия. Аполлодор сообщает, будто Зевс испугался, что люди станут спасать друг друга, позаимствовав искусство врачевателя и поразил его молнией  (Апол. III, 64). 

     Грейвс  же предполагает, что Зевсу пожаловался Гадес, что крадут его подданных, поэтому Асклепия обвинили в подкупе золотом,  и Зевс убил его и пациента молнией20.

     Тахо- Годи пишет: « Зевс увидел в такой  дерзости Асклепия, во-первых, чрезмерную помощь людям (а мы знаем, что один из принципов царства Зевса именно мера), во-вторых, полное нарушение извечной гармонии жизни и смерти и, главное, в-третьих, покушение на основную прерогативу богов — бессмертие, распознав здесь, несомненно, попустительство Аполлона, тоже знаменитого своим целительным искусством. В гневе Зевс поразил Асклепия молнией, которую выковали ему Киклопы»21.

     Вскоре  Асклепий был возвращен к жизни  с соизволения Мойр, греческих богинь судьбы ( Гиг. 250), а после его повторной смерти Зевс взял его на небо, обратив в созвездие Змееносца22.

     С культом Асклепия тесно связано  почитание змей. Змея - непременная принадлежность, так как почиталась в древности как символ мудрости, обновления и могущества сил природы, постоянно возрождающейся жизни. Асклепий изображался с посохом, обвитым змеей (Римская копия греческой статуи. IV в. до н. э. Афины. Национальный археологический музей). Впоследствии изображение посоха, обвитого змеей, и чаши со змеей (символ Гигиеи) стали в некоторых странах основными эмблемами медицины, символизируя, по мнению одних авторов, мудрость и могущество исцеляющих сил природы, по мнению других — страх перед ее неведомыми силами (змеиный яд был ядом и лекарством). В святилищах Эпидавра змеиный яд использовали как средство лечения 23. Так же непременным атрибутом Асклепия была собака, которая повсюду его сопровождала24.

     В Спарте его статую вырезали из ствола ивы. Жители Сиклона почитали его в образе змея, восседающего на запряженной мулом повозке. В Скионе изображен с фисташковой шишкой в левой руке, в Эпидавре- держащий левую руку на голове змея, в обоих случаях правой Асклепий держит скипетр25.

       Большинство дошедших до нас  античных изображений Асклепия  составляют посвятительные рельефы. Сохранились статуи бога и их фрагменты (голова Асклепия с острова Мелос, Асклепий и больные, Асклепий и Гигиея и др.), изображался Асклепий также на геммах и монетах. Он рано стал считаться патроном врачей и аптекарей, поэтому часто изображался в книжных иллюстрациях сидящим в аптеке среди лекарств и инструментов26.

     Вся семья Асклепия была известна искусством врачевания. По преданию, бог Асклепий женился на Эпионе («болеутолительница»)27, дочери Меропса, правителя о. Кос, который впоследствии стал одним из центров медицинских знаний Древней Греции. Здесь процветал род асклепиадов (т.е. потомков Асклепия), к которому причислял себя и Гиппократ, родившийся на Косе (ок. 460 г. до н.э.) и считавший себя семнадцатым потомком Асклепия28. Статуя Эпионе стоит в священной роще Асклепия (Paus. II 27, 5). Наиболее почитаемыми детьми были:

  1. Гигиея, также Гигея, или Гигия (греч. Υγεία)-  дочь Эпионы, либо Афины (Paus. I, 23, 5). Изображалась держащей чашу, обвитую змеей. Отсюда и берет свое начало один из символов медицины - чаша со змеей. Культ Гигиеи существовал в Оропе, известна статуя в Мегарах (Paus. I , 34, 3; I, 40, 6). Ей посвящен LXVIII орфический гимн. В ее честь был назван астероид Гигея.
  2. Другие дочери - Панацея (Панакея)- «всецелительница» - и Иасо (Ясо)- «лечение»29. Жертвенник Панацеи и Иасо находится в Оропе (Paus. I, 34, 3).
  3. Сыновья: Махаон, ставший знаменитым военным хирургом. Под Троей Махаон излечивает многих героев, пока его самого не ранит стрелой Парис. В дальнейшем Махаон снова участвует в сражениях и погибает от руки Пенфесилеи или Эврипила30. Сын Подалирий имел дар врачевания внутренних болезней. Почитался как герой-исцелитель главным образом в Фессалии, Карий и Южной Италии (Hom. II 729—733, Paus. Ill 26, 10; Strab. VI, 284).

     Асклепий  и его дети выполняли большую  роль в мифологии греков, беря на себя основные лечебные функции. Все  дети научились искусству врачевания от своего отца, легендарного врачевателя  времен Троянской войны, царя Фессалии и главы семейной врачебной школы. После обожествления Асклепия, его культ начал распространяться, вытесняя Аполлона, которого греки со временем стали считать отцом Асклепия.

§2. Аполлон-Врач

 

     Аполлон – бог - покровитель многих искусств, а именно обладал даром исцеления31. Весной почитался как божество света и воскрешающей природы32. Богиня Лето, преследуемая Герой, пришла на о. Делос, где родила Аполлона и Артемиду (Апол.7) . Гефест принес ему и Артемиде в подарок стрелы, которыми он исцелял (Гиг. 140). Он врач, помощник, защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопонесской войны.

     Культ Аполлона - врача известен и на берегах Боспора Киммерийского33, также как культ врачевателя был распространен в Ольвии, Пантикапее, Фанагории, Танаисе34.

     Аполлон имел много эпитетов: «целитель», «помощник», «отвратитель эпидемий», «отвратитель всяческой пагубы», «врач». Ему посвящались лебедь, как символ врачевания, и лавр. Обязательным атрибутом были лук и стрелы35. Иногда имел в вооружении эгиду36.

     Аполлон вобрал в себя многие функции от хранителя врат до покровительства над музами. В течение времени культ перестал удовлетворять возрастающие потребности эллинов и ему на смену приходит более законченный культ Асклепия и его семьи.

§3.  Другие боги-врачеватели

 

     Не  далеко от Диитрефа стоит статуя Афины  – Гигиеи (Paus. XXIII, 5). Известно также, что дем Ахарны имел жертвенник Афины Гигиеи (Paus. XXXI ). Её атрибуты — змея и сова. Священным деревом Афины была маслина, ведь маслины Афины считались «деревьями судьбы»37. Она вобрала в себя многие функции, в том числе и целительные. Наиболее сильно почиталась в Афинах.

     Во  многих местах Эллады богам, покровительствовавшим  местности, так или иначе приписывали некоторые функции, связанные с целительством, так как они вбирали в себя элементы культов других . Так же даром целительства наделялись и герои.

§4. Низшие божества, связанные с целительством

 

     Одним из целителей является мудрый кентавр  Хирон - сын Кроноса и Филиры38, воспитатель многих героев и Асклепия. Хирон умел лечить людей травами и зельями39

     Слава врачевателя принесла ему имя  «сын Филиры», что обозначает «сын Липы». Известно, что он сам готовил снодобья и зелья. Хирон бессмертен, но был ранен стрелой Геракла, отравленной кровью Медузы Горгоны40. Помещён на небе в виде созвездия Кентавра или Стрельца.

     Также было много местных божеств. В  микенскую эпоху зафиксирован божественный врач Пайеон (Пеан)41. Упоминается и как Пеон-врачеватель богов, исцелил Аида и Ареса (Hom. Il. V 409, 899). Иногда его трактуют, как одного из эпитетов Аполлона.

     В древнейшие времена на Пелопоннесе  почиталось божество Малеат, которое было позже вытеснено Аполлоном в результате распространения его культа.  Его имя превратилось в культовый эпитет - Аполлон Малеат42.

     Помимо  этого существовало много нимф целебных источников. Ими могут считаться такие нимфы, как Анигриды, Иониды и другие.

     Помимо  общеэллинских богов существовали низшие божества, которые либо потеряли свою значимость в результате прихода  другого бога (напр. Малеат, Пайеон), либо изначально существовали на более низком уровне (напр. Нимфы целебных источников). Но они так же выполняли функции врачевания в Древней Греции. Их пережитки закрепились в виде эпитетов более сильного бога. 

 

     

     Глава 2. Особенности отправления культов в Древней Греции

§1. Культ Аполлона

     Культ Аполлона-врачевателя в древнейшие времена вытеснил культ местного божества-целителя Малеата и сохранил его имя в виде культового эпитета43. Известно, что в некоторых святилищах в Греции больных лечили при помощи музыки44. Древние авторы упоминают, что Аполлон наслал чуму во время Пелопонесской войны и сам же ее прекратил. Прекращал насланные им же болезни путем омовения, что со временем превращает его в бога очистительных церемоний45. В честь Аполлона-врачевателя исполнялся пеан - песнопение, по которому и самого Аполлона иногда называли Пеаном. Пеаны исполнялись первоначально по поводу каких-нибудь чрезвычайных бедствий, например, моровой язвы, чтобы просить бога об отвращении беды или благодарить за избавление от неё.

     Главное святилище Аполлона находилось на о. Делос. Умирающие или умершие  не имели права находиться на территории священного места, поэтому их удаляли46. В Эпидавре, недалеко от храма Асклепия, находится гора Кинортий со святилищем Аполлона Малеата47. Сохранилось упоминание о том, что в Гилах, близ реки Магнесии, была статуя Аполлона, совершавшая чудеса48

     Ежегодно  отмечались праздники в честь  Аполлона-врачевателя. В праздник Фаргелий в жертву приносили начатки плодов и свежие хлебы. Осенью - начатки плодов пюаноксий. Так же в жертву приносились печения в виде лиры, лука, стрел. В Дельфах приносили в жертву ослов49. Во время мистерий Аполлону приносили в жертву борова50.

     Культ Аполлона начинает вытесняться в  VI–V вв. до н.э. в результате распространения культа Асклепия51, но в ранних посвятительных надписях Аполлон и Асклепий упоминаются вместе.  Упоминание Аполлона в ипостаси целителя сохраняется в священном законе, определявшем процедуру главного жертвоприношения на празднествах Асклепия в Эпидавре. В Трикке и в Фессалии нельзя было входить в храм Асклепия, не принеся жертвы Аполлону52.

Информация о работе Культы богов-врачеваетлей в Древней Греции