Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:17, курсовая работа
Истоки греческой медицины уходят в древние времена. Слава о средиземноморском врачевании дошла до наших дней, найдя отражение как в большом количестве мифов, сообщающих нам о богах-целителях, несомненно, почитавшихся греками на протяжении всей эпохи античности, так и в сочинениях греческих авторов.
Истоки греческой медицины уходят в древние времена. Слава о средиземноморском врачевании дошла до наших дней, найдя отражение как в большом количестве мифов, сообщающих нам о богах-целителях, несомненно, почитавшихся греками на протяжении всей эпохи античности, так и в сочинениях греческих авторов.
Среди богов-врачевателей Асклепий, Аполлон, Эпиона, Гигиея, Афина, Панакея и другие. Сюжеты, связанные с их изображениями, мы можем видеть в античной скульптуре, нумизматике, керамике, глиптике.
Широкое распространение сакральных комплексов, посвященных этим богам в разных центрах античного мира, свидетельствует о популярности культов врачевания в Древней Греции. Достаточно вспомнить святилище Асклепия в Эпидавре, медицинскую школу на о. Кос, храм Аполлона на о. Делос, жертвенник в Оропе, посвященный Гигиее, Панакее, Иасо и Афине Пеонии.
В современной отечественной научной литературе слабо изучены культы богов-врачевателей. В частности, недостаточно исследовано время их формирования, причины появления и столь широкого распространения. В особенности это относится к греческим колониям Северного Причерноморья.
Требующим пристального внимания представляется культ Асклепия. На сегодняшний день мы не имеем целостной картины появления и распространения культа почитания этого бога-врачевателя; нет даже однозначного мифического представления, связанного с его рождением и смертью.
Обратившись к работам античных авторов и научной литературе, узнаем, что существуют различные точки зрения на рождение Асклепия. В одних источниках (например, Аполлодор) указывается, что он был сыном Аполлона и нимфы Корониды, в других - Аполлона и Арсинои.
Согласно же Сократу Аргосскому и Тарквицию, Асклепий был рожден неизвестными родителями, выброшен, найден охотниками и вскормлен молоком собаки. Так же имеется несколько точек зрения, почему Асклепий был убит Зевсом.
В
настоящее время нет
Хронологические рамки исследуемого периода обусловлены возможностями письменных источников.
Становление культов богов-врачевателей прошло через несколько этапов. Нижняя хронологическая рамка данного исследования относится к I тыс до н.э., так как данные первого письменного источника (Гомера) относятся к IX–VIII вв. до н.э. В период доолимпийский религии отмечается существование местных божеств, выполнявших целительские функции.
Следующий этап - олимпийской религии - наступает с приходом в VII–VI вв.на их место бога Аполлона, которому приписывались целительские способности.
В VI-V вв. до н.э. в материковой Греции происходит вытеснение Аполлона–Врача Асклепием.
Верхней гранью этого исследования можно считать V–IV вв. до н.э., когда культ Асклепия в Греции утвердился и получил широкое распространение.
В настоящее время в распоряжении исследователей находится множество разнообразных источников, содержащих информацию о греческих богах - целителях. Но существуют и проблемы, связанные с привлечением источников в данной работе. Большинство трудов относится ко времени, значительно отстающему от существования рассматриваемых культов, что делает невозможным детальное восстановление представлений о ранних целителях. Также необходимо отметить, что античные источники, дошедшие до нас, не раз подвергались различным толкованиям, что, несомненно, породило неоднозначность информации, её частично ошибочную трактовку позднейшими переписчиками, философами, исследователями.
Самым ранним источником для нашей работы является «Илиада»1 Гомера. Время создания поэмы относится к VIII в. до н.э. Произведение излагает события десятого года Троянской войны. Но предания, на основе которых было написано данное произведение, намного древнее указанного периода и восходят к XII в. до н.э., к так называемой эпохе «темных веков». Кроме всего прочего, Илиада содержит информацию об Асклепии, царе Фессалии, и его детях Махаоне и Подалирие (II 729—733; V 401, 899; IV 194; XI 518). Ценность в том,что это древнейшие данные, отражающие ранний этап становления культа.
Исследуемые в работе труды Аполлодора и Павсания, которые жили во II веке до нашей эры, опирались на сочинения, относящиеся к эпохе архаики.
Аполлодор во II веке да нашей эры сообщает о рождении и смерти Асклепия, о его сыновьях: Аполлодор I, 7; III, 10, 3; III,10, 8; Э III, 14. Он в прозаической форме передал сюжеты многих утраченных на сегодняшний день поэм2.
Павсаний же оставил нам многотомный труд «Описание Эллады» 3. Он был создан в 160-180 годах и содержал в себе 10 книг, каждая из которых была посвящена описанию одной из областей Пелопоннеса или Средней Греции, входивших в то время в римскую провинцию Ахайя.
В частности, Павсаний сообщает о жертвенниках, посвящённых Эпионе, Асклепию, Гигиее, Иасо, Падалирию, Панацее а также Афине Гигиее. Важность этого источника заключается в том, что он описывает существовавшие в те времена храмы и святилища, в большинстве случаев не сохранившиеся до наших дней. Это помогает определить места отправления культа, выделить локальные особенности: Павсаний I, 23, 5; I, 34, 3; I, 40, 6; II 27, 5; XXIII, 5; XXXI.
В ходе работы была использована «География», труд античного географа Страбона, написанный им в I веке до н.э4. Кроме богатейших данных географического и этнографического характера, Страбон в своей работе упоминает, что Асклепий родился около Трикки, где течет Лефей.
Так же об Асклепии и его культе упоминает Гигин5 в труде «Мифы», собрании мифов, созданных во II в н.э, их толкование римским гражданином.
Помимо этого существуют археологические источники, глиптика, изображения, не маловажны для изучения и археологические комплексы, но это уже тема отдельного исследования.
В отечественной литературе почти нет работ, глубоко исследующих культы Асклепия и других богов–врачевателей всесторонне и учитывающих данные устной и письменной греческой традиции, а также - результаты археологических исследований и памятники изобразительного искусства.
В нашей работе лишь частично была использована отечественная и зарубежная литература, затрагивающая тему богов–целителей в Древней Греции, отражающая разные точки зрения на культы богов-врачевателей.
Изучение этой темы началось еще в XIX веке.
Большое внимание обрядовой стороне культов богов - целителей уделяет В.В. Латышев6 в «Очерках греческих древностей», созданных в конце XIX. Сообщает о времени зарождения, проведения, атрибутах, способе лечения больных, особенностях расположения храмов и святилищ.
Дополняет наше представление о ритуалах отправления культа П.Гиро в «Частной и общественной жизнь греков»7, относящейся к 1890 году. Так же он описывает сам процесс исцеления, прецеденты, иерархическую структуру внутри медицинских учреждений, виды врачей, существовавших наряду со жрецами-целителями, которые тоже почитали культы богов-врачевателей и исполняли многие ритуалы и жертвоприношения.
В «Греческой народной религии» 8 М.Нильсона встречаем описание храмового комплекса Асклепия, упоминания о времени введения культа в Афинах, о существовании, наравне с Аполлоном, а позже и с Асклепием, местных божеств - героев, выполняющих целительские функции.
Взаимодействие культов богов-врачевателей Аполлона и Асклепия хорошо прослеживается в работе А.Ф. Лосева9 в «Мифологии греков и римлян». Автор систематизировал все данные, полученные из источников, критически их переосмыслил, разделили временные напластования и выдвинул идею о том, что греки считали Асклепия не просто сыном Аполлона, а наследником его знаний и умений, его ипостасью.
Причины убийства Асклепия Зевсом рассматривает А. А. Тахо-Годи10 в «Греческой мифологии». Она так же поддерживает мнение, что Асклепий был одной из ипостасей Аполлона. Автор выделяет 3 причины убийства Асклепия: чрезмерную помощь людям, нарушение гармонии и посягательство на бессмертие.
Л. Винничук11 подробно сообщает о процедуре врачевания в асклепионах, способах, случаях исцеления, последующем влиянии мифов о богах-врачевателях на последующую медицину, самых известных святилищах, развившихся в дальнейшем в известные медицинские школы.
Р. Грейвс12 в своем труде «Мифы Древней Греции» прослеживает историю развития мифологических представлений, привлекая ближневосточные и североафриканские источники, широко цитируя античных авторов. В работе приведено несколько различных мифов об Асклепии, его символике и местах почитания.
О существовании ранних местных божеств - целителей сообщает А. И Зайцев13 в «Греческой мифологии и религии». Достаточно подробно описывается вытеснение ранних божеств Аполлоном, атрибуты и места распространения его культа, эпитеты, способы аполлонова врачевания, взаимодействие Аполлона и Асклепия в сфере целительства.
Несколько специальных статей представлены в энциклопедии «Мифы народов мира»14. Это труд Лосева А.Ф15, посвященный образу богини Афины, ее символике, местам почитания.
По нашей теме в энциклопедии имеются 2 статьи А.А. Тахо-Годи16 про Асклепия и Хирона. Описываются их взаимоотношения, функции, атрибуты.
Про основную деятельность сына Асклепия Махаона мы узнаем из статьи В.Н.Ярхо17.
Изучение, исследование и осмысление источников и литературы поможет нам более полно восстановить культы богов - целителей, их основные черты, характер и особенности.
Таким образом, мы видим, что не смотря на то, что эта тема изучалась, остались малоисследованными вопросы, ставшие главными задачами в предлагаемой работе.
Главной целью настоящей работы является исследование и восстановление, по возможности в хронологическом порядке, культов богов - врачевателей в Древней Греции.
Исходя из этой цели, можно поставить следующие задачи:
В Древней Греции врачевание играло немаловажную роль. Функции целителей в понимании народа играли боги, которые этими функциями наделялись.
Подавляющее большинство населения верило в различных богов, которые покровительствовали им в различных сферах жизни. Частые войны, эпидемии, низкий уровень жизни людей в Древней Греции приводили к большому числу травм, болезней, требующих лечения. Поэтому большого распространения достигают культы богов-врачевателей среди населения.
На раннем этапе развития медицины в Древней Греции господствовали жрецы-целители. Больной приходил в храм, где они совершали очистительные ритуалы и клали его рядом со статуей бога, где он погружался в сон. Во сне его посещал бог и говорил средство исцеления. После пробуждения человек записывал болезнь и средство излечения на специальную табличку, которую оставлял вместе с даром у стены храма.
Постепенно
жрецы стали вытесняться
Несомненно, врачевание играло значительную роль в жизни греков, и искусство целительства было уважаемо. Об этом так же свидетельствует относительно равное количество ритуальных комплексов, посвященных Асклепию и Зевсу. Культ Асклепия оказал значительное влияние на медицину древних греков и на всю последующую историю развития этой науки. Многие асклепионы со временем превратились в крупные медицинские школы, такие как Кротонская, Родосская, Книдская, Сицилийская и многие другие.
Информация о работе Культы богов-врачеваетлей в Древней Греции