Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:33, биография
Имя святителя Кирилла Туровского сияет золотыми буквами на скрижалях древнерусской литературы. Некогда сочинения этого церковного писателя почитались среди русских книжников наравне с творениями святых отцов Церкви, некогда он был почтен славой "паче всех на Руси" как "второй златословесный вития" (после Иоанна Златоуста). Именно поэтому его произведения переписывали из века в век и передавали от поколения к поколению. И именно благодаря этому многое из созданного Кириллом еще в XII веке дожило до XVII столетия и стало известно затем современной историко-филологической науке.
Любопытен третий раздел "Слова". Как бы забыв о женах-мироносицах, Кирилл Туровский весь талант своего красноречия обращает к подвигу веры, совершенному именно Иосифом Аримафейским. Восхваляя его в возгласах ублажения, оратор утверждает, что он "блажен" более херувимов, более патриархов Авраама, Исаака и Иакова, более пророков Моисея, Давида и Соломона, ибо стал "совершителем Божия таинства и пророчскых гаданий раздрешителем". Замечателен своей риторической экспрессией следующий да-лее пассаж, восхваляющий Иосифа в вопросо-ответной форме: "Кую похвалу створим достойну твоего блаженьства, ли кому уподоблю сего праведника? Како начну или како разложу? Небом ли тя прозову? Но того светлей бысть благочестьем! Ибо во время страсти Христовы небо помрачися и свой свет скры, ты же тогда радуяся на своею руку Бога носяше. Землю ли тя благоцветущую нареку? Но тоя честней ся показа! Тогда бо и та страхом трясашеся, ты же с веселием Божие тело с Никодимом в плащаницу с вонями обив положил еси. Апостолом ли тя именую? Но и тех вернее и крепчею обретеся! Еда бо они страха ради жидовска разбегошася, тогда ты без боязни и бесумнения послужил еси Христови…". Впоследствии подобная - любимая Кириллом Туровским - форма похвалы будет подхвачена и развита древнерусской агиографией (Житие Стефана Пермского, Слово о житии и о преставлении князя Димитрия Ивановича).
Размышляя о
значении похвалы Иосифу в составе
"Слова", некоторые ученые недоумевали
относительно того, почему именно на нем
оказалось сосредоточенным
Кроме того, думается,
некоторое объяснение дает рефреном
проводимая через все "Слово" мысль
о том, что Иосиф, сам будучи иудеем,
пошел за Христом, который был
погублен иудейским "дерзновением",
"жидовским окаменением", "священниками",
"фарисеями", "архиереями", "жрецами";
Иосиф не сказал себе: "Жрецы на
мя востанут и озлобят, июдеи вскрамолят
и побиют мя, фарисеи разграбят
мое богатство, буду же и сборища
(то есть собрания, церкви) отлучен",
а вопреки "гневу жидовску",
"чая тридневнаго воскресения",
совершил благо, положив тело Спасителя
во гроб, который затем стал для
всех исповедающих Христа "престолом
Божиим", "олтарем небесным",
"покоищем Святаго Духа"; так
Иосиф явил исключительный пример преданности
Сыну Божию "паче всех святых". Видимо,
эта мысль и таит в себе неявно
выраженное назидание проповедника
его пастве - призыв к неколебимому,
бескомпромиссному стоянию за веру
в условиях неустойчивого религиозно-
О святителе
Кирилле Туровском написано много
научных работ, его сочинения
неоднократно издавались. Однако, к
сожалению, до сих пор не выполнен
труд по составлению полного каталога
действительно написанного