Христианская оценка «пиратства» как феномена современной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 01:29, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема была выбрана мной по нескольким причинам. Во-первых, тема является актуальной как для светского общества, так и для христиан. Феномен «пиратства» касается достаточно широкого круга вопросов и отражается в различных сферах. Причем резонанс этого феномена носит как положительный, так и отрицательный характер. Во-вторых, тема актуальна была лично для меня. Являясь активным пользователем различных компьютерных программ, «потребителем», в хорошем смысле этого слова, современной культуры, а так же «производителем» творческого продукта, я напрямую соприкасаюсь с феноменом пиратства.

Файлы: 1 файл

Работа Христианская оценка.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Следует отметить, что Вебер определяет позицию Франклина, как определенную философию, которая базируется на идеализации следующих черт человека: кредитоспособность, добропорядочность, нацеленность на приумножение капитала. Далее Вебер делает вывод, что речь идет не о «правилах житейского поведения», а о более серьезном отношении, на уровне «некоего этоса». Важно отметить, что Вебер определяет наличие «духа капитализма» именно в западно-европейском и американском капитализме. По мнению автора, несмотря на наличие капиталистических отношений «в Китае, Индии, Вавилоне в древности и в средние века», этого «этоса» тогда не было. В свою очередь, этика Франклина базируется непосредственно на христианском мировоззрении. В исследовании Вебера приводится следующее наблюдение, что не являясь религиозным человеком, но будучи сыном «строгого кальвиниста», Франклин приводил в качестве аргумента о своих правилах и нормах говорит словами своего отца и местом из Писания: «Видел ли ты человека, проворного в своем деле? Он будет стоять пред царями» (Притч. 22:29). Исследование, которое провел Макс Вебер в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» останавливается на том, что возникновению капиталистической этике, отношению к работе, как к выполнению своего долга, способствовали дали развитие именно протестанты, колонисты Северной Америки.

«Капиталистический дух» в том смысле, как мы его определили в ходе нашего изложения, утвердился лишь путем тяжелой борьбы против целого сонма враждебных ему сил. Тот образ мыслей, который нашел свое выражение в цитированных выше строках Бенджамина Франклина и встретил сочувствие целого народа, в древности и в средние века был бы заклеймен как недостойное проявление грязной скаредности».

В этом известном труде Вебера проводится исследование того, каким образом протестантская этика укрепилась и стала основой «духа капитализма». В применении к моей исследовательской работе важно определенное сходство мысли. С целью обозначения этого сходства ниже будут приведены выкладки из труда «Протестантская этика и дух капитализма».

1. Итак, Макс Вебер определил, что,  выраженная в правилах Франклина  этика имеет некое отношение  к  религиозному христианскому  мировоззрению. Однако, изначально  на возникновение капиталистического  подхода христианское мировоззрение влияло наоборот негативно.  Стремление к наживе воспринималось негативно именно с подачи христианского мировоззрения, и такие термины как лихоимство, имели крайне негативный характер.  

2. Далее  приводятся следующие заключения  – возникновение в среде предпринимателей людей со склонностью к рационализму. Вебер даже допускает взаимосвязь между протестантской этикой и появлением рационализма.

Интересно наблюдать развитие этого заключения. Наблюдая у  предпринимателей отношение к труду, как к самоцели , как к «призванию», Вебер определяет эти черты характера, как последствия религиозного воспитания. Цитата: «И если мы, несмотря на это, условно применяем здесь понятие «дух (современного) капитализма» для определения того строя мышления, для которого характерно систематическое и рациональное стремление к законной прибыли в рамках своей профессии (в качестве примера были приведены высказывания Бенджамина Франклина), то мы обосновываем это тем историческим наблюдением, что подобный строй мышления нашел в капиталистическом предприятии свою наиболее адекватную форму, а капиталистическое предприятие в свою очередь нашло в нем наиболее адекватную духовную движущую силу». 

3. Исследуя  типичный характер капиталистического  предпринимателя (идеализированного  у Франклина) отмечаются следующие черты: сдержанность и скромность, отношение к получению богатства, как к «исполненному долгу в рамках своего призвания». И, опять же, в период до Реформации подобный характер считался бы постыдным. Далее Вебер задается вопросом: «Каким же образом эта деятельность, которую в лучшем случае признавали этически допустимой, могла превратиться в «призвание» в понимании Бенджамина Франклина?» 

4. Следует  отметить еще одну характерную  черту предпринимателя, исполненного  «духа капитализма», которая дает  развитие исследованию Вебера. Эта черта описывается Вебером следующим образом: «Радость и гордость капиталистического предпринимателя от сознания того, что при его участии многим людям «дана работа», что он содействовал экономическому «процветанию» родного города в том ориентированном на количественный рост населения и торговли смысле, который капитализм вкладывает в понятие процветания, — все это, безусловно, является составной частью той специфической и, несомненно, «идеалистической» радости жизни, которая характеризует представителей современного предпринимательства». Опять же рационализм? Но сам Вебер отказывается от такого простого вывода, считая, что появление рационализма – это исторический процесс идущий параллельно развитию «духа капитализма».

Но важным моментом, на который указывает Макс Вебер, является то, каким образом  возник тип рационального мышления и жизни «из которой выросли идея «призвания» и та — столь иррациональная с точки зрения чисто эвдемонистических интересов отдельной личности — способность полностью отдаваться деятельности в рамках своей профессии, которая всегда была одной из характернейших черт нашей капиталистической культуры и является таковой и поныне».  

5. Ключевым  понятием примем понятие «призвание».  Безусловно, в его появлении важнейшую  роль сыграла эпоха Реформации. Проследив исследование в работе  «Протестантская этика и дух  капитализма», можно выделить основополагающие догматические моменты. Для христианина, особенно после Реформации (протестанта), мир существует только для того, чтобы служить самопрославлению Бога, который поставил целью людям устройство мира, отданного им в управление, в соответствии с заповедями. «Уже Лютер, как мы видели, выводил профессиональную деятельность, основанную на разделении труда, из «любви к ближнему». Однако то, что у Лютера было лишь смутным предчувствием, чисто теоретической конструкцией, стало характерной чертой всей этической системы кальвинизма. «Любовь к ближнему», мыслимая только как служение Богу, а не твари, находит свое выражение в первую очередь в выполнении профессионального долга данного lex naturae (естественного порядка (лат.)) при этом «любовь к ближнему» обретает своеобразный объективно безличный характер, характер деятельности, направленной на рациональное преобразование окружающего нас социального космоса». Именно безличный характер деятельности является здесь ключевым фактором.  

6. Проще  это можно представить так: работа и преобразование и улучшение мира не с целью принести благо кому-то лично (себе, конкретному человеку или даже ради самого факта существования идеального предмета, процесса и т.п., дабы не ставить кого-либо и что-либо во главу своих интересов). А все это с целью послужить во славу Божью: «Кальвинистов воодушевляла идея, что Бог, создавая мир, и в социальном устройстве желал объективной целесообразности как одного из путей приумножения славы своей: не тварь как таковая, а устроение сотворенного по воле его. Поэтому активность святых, освобожденная учением о предопределении, всецело направляется в русло рационализации мира. В частности, и идея, согласно которой «общественное благо» или — как формулирует Бакстер в духе позднейшего либерального рационализма (см.: Baxter. Christi an directory, IV, p. 262), несколько натянуто аргументируя это ссылкой на Послание к римлянам (9, 3), - «the good of the many» (благо большинства) следует ставить выше личного» или «частного» блага отдельных людей, — эта идея была для пуритан следствием отказа от обожествления рукотворного».

Именно  вышеуказанное «благо большинства» является ключевым фактором настоящей  исследовательской работы.

Как указывалось  ранее, в современной притче «Миф, который мешает России богатеть», действия индивида, предполагающие возникновение «блага большинства» и «заботы о ближнем» будут являться созидательным процессом.

Таким образом, определяя «пиратство»  с точки зрения христианской оценки мы можем, ориентируясь на протестантскую этику, которая когда то способствовала появлению капитализма, определить «пиратство», как негативный, деструктивный феномен.

Информация о работе Христианская оценка «пиратства» как феномена современной культуры