Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 01:29, курсовая работа
Данная тема была выбрана мной по нескольким причинам. Во-первых, тема является актуальной как для светского общества, так и для христиан. Феномен «пиратства» касается достаточно широкого круга вопросов и отражается в различных сферах. Причем резонанс этого феномена носит как положительный, так и отрицательный характер. Во-вторых, тема актуальна была лично для меня. Являясь активным пользователем различных компьютерных программ, «потребителем», в хорошем смысле этого слова, современной культуры, а так же «производителем» творческого продукта, я напрямую соприкасаюсь с феноменом пиратства.
Для собственного
персонального пользования
Учитывая, что данная тематика имеет небольшое количество научных изысканий, публикаций, в качестве аргументов христианской оценки приходится прибегать к высказываниям христиан. Одно из них приводится ниже и высказывается служителем, а так же правозащитником, экспертом белорусского Агентства гуманитарных технологий Денисом Гиль:
«Присутствует некоторая путаница в понятиях, как мне думается. Воровство – это синоним кражи, а кража – это тайное хищение чужого имущества. Покажите мне, пожалуйста, кого-нибудь, кто тайно скачивает и использует нелицензионную продукцию? Как правило, на любом из рынков можно приобрести DVD-диск с набором из сотни нелицензионных программ. Это делается явно, без всяких на то зазрений совести, как по субъективным причинам, так и по объективным. Поэтому я бы говорил не про воровство, а про нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности.
Другой вопрос, является ли это грехом? Скорее да, чем нет, но каждый христианин должен ответить сам для себя на этот вопрос.
Конечно, церковь может принять участие в решении этого вопроса. Должна ли? Скорее да, чем нет, но должна ли она это делать, будет зависеть от конкретно взятого пастора и служителя церкви, можно даже сказать, от его взглядов на эту проблему. Если пастор никогда об этом не задумывался, то и проблемы таковой ни для него, ни для членов этой церкви и прихожан не существует: «Каков поп, таков и приход». Тут следовало бы обратить внимание на следующие моменты: во-первых, если 200 долларов для конкретно взятого человека – довольно большая сумма, то для церкви как юридического лица – эта сумма вполне подъемна. Во-вторых, приобретая лицензионные программы, церковь тем самым вводит норму и показывает, что есть правда, а что есть грех, как надо поступать, а как не надо. Странное дело, но в церковных кругах процветает особого рода пиратство. Это распространение и тиражирование объектов интеллектуальной собственности своих же сестер и братьев – христианской музыки и фильмов. По сути дела, христиане нарушают права интеллектуальной собственности своих же по вере и препятствуют тем самым получить им ожидаемую законную прибыль от продажи произведений своего труда.
"Все
права принадлежат Господу", -
частый ответ на вопрос о
нарушении авторских прав
В этой
цитате приводится не только аргумент
в пользу соблюдения авторских прав
при использовании программного
обеспечения, но и затрагивается
одна из наиболее сложных тем с
точки зрения христианской этики
– использование и
На обсуждении этой стороны «пиратства» сломлено множество копий и мнения, приводимые «за» и «против» очень рознятся. Исследуя все опубликованные по этой теме мнения, можно отметить несколько мест из Писания, которые приводят в качестве аргументов. Ниже они будут приведены с кратким описанием, в каком разрезе их применяют.
Псалтирь 23:1: «Господня
- земля и что наполняет ее, вселенная и
все живущее в ней». Данное место Писания
определяет позицию тех людей, которые
оправдывают «пиратство», считая возможным
«Божьим детям» брать все, принадлежащее
Отцу. Есть определенная доля правоты
тех, кто использует это место Библии.
Действительно, Господь владеет всем,
что есть на земле, но и частную собственность
Он так же, признает. Недаром, 10 заповедей
учитывают разделение на «свое» и «чужое».
Однако, этот же аргумент необходим для
того, чтобы «охладить» некоторых рьяных
борцов с «пиратством» в церкви, которые
смешивают копирайт с благовестием. Здесь
я приведу высказывание одного из интернет
пользователей, в качестве иллюстрации:
«Многие гимны для богослужений за границей
уже давно под копирайтом находятся. Недавно
ставил программу для проецирования гимнов
на поклонении, так пришлось отключать
включенную по умолчанию функцию, автоматически
отправляющую по интернету на единый сервер
информацию: сколько раз какая песня была
использована. Потом, автоматически от
компании правообладателя приходит счет:
за 3 исполнения на богослужении, оплата
.... Вообще радуюсь, что Христос не поставил
копирайт на свои слова, а то вон, как их
евангелисты и Павел цитируют без всяких
отчислений. А потом, без всяких отчислений
свои книги (медиаконтент) распространять
стали. Дальше много веков переписчики
копировали, а библиотеки хранили литературу
(не только христианскую). А потом появились
ИЗДАТЕЛЬСТВА. Вначале росли хорошо, и
денег много получали (людям книг не хватало).
А позже, с появлением электронных путей
передачи информации, копирование стало
доступно всем. Тогда о копирайте заговорили
серьезно. Ведь вся индустрия разрушится
может! Вот только надо ли поддерживать
индустрию, если она делает то, что мы сами
легко сделать можем. Также и с программами.
Мой личный выбор - не поддерживать, не
покупать программы, пока могу. Уже лет
5 на компьютере стоит Линукс. Хватает.
Но и тех, кто не поддерживает, не платит,
но ставит Виндоус, не осуждаю. Для того,
чтобы объявить, что их действия попадают
под заповедь не укради необходимо сначала
подтвердить, что кто-либо (скорее что-либо,
поскольку речь обычно идет о корпорациях)
имеет право присваивать себе права на
знание и информацию. PS. Интересно, могут
ли потомки Пифагора потребовать отчислений
от каждого использования найденного
им алгоритма вычисления гипотенузы»5.
Матфея 28:19 «Итак
идите, научите все народы, крестя их во
имя Отца и Сына и Святаго Духа» - а этот
аргумент, как раз применяют те, кто является
сторонником бесплатного распространения
информации, несущей Благую Весть, в том
числе проповедей и музыки. Еще одна иллюстрация:
«Цель христианской продукции - евангелизация:
... Идите, научите все народы... (Мф. 28:19).
Христиане не продают, а просвещают. И
это великая честь, если твоя проповедь
обратила хоть кого-нибудь. Но христиане
- потребители должны помнить и другую
заповедь: ... Ибо трудящийся достоин пропитания...(Мф.10:10).
Поэтому речь может идти о добровольных
пожертвованиях, как это принято в церкви.
Организуйте это толково и доступно»6.
1 Кор. 9:14
«Так и Господь повелел проповедующим
Евангелие жить от благовествования»
- это место так же как и предыдущее аргумент
в пользу того, чтобы не превращать благовествование
в бизнес и не препятствовать людям получать
Благую весть возможным для них образом.
Здесь же можно привести и следующее место:
Еккл. 11:1 «Отпускай
хлеб твой по водам, потому что по прошествии
многих дней опять найдешь его». Цитата
пользователя: «Если речь идет о Божьем
даре (пение, проповедь), то брать за это
деньги грех, и если ты сделал диск, для
бизнеса а не для служения другим, то это
тоже грех. Доверяйте Богу, и не надо писать
проклятий (рот наполниться дресвою) на
вашей продукции, Если через ваши песни,
проповеди будет действовать Бог, то Он
позаботиться о ваших финансах. Проверено
на практике. Вы лишь канал, через который
Бог говорит миру, не берите за это денег,
это сребролюбие, и в конечном итоге предательство
Бога и Его Завета, Его жертвы. Всем кто
хочет делать бизнес в христианстве нужно
покаяться и вернуться, к жертвенному
служению для других, это и есть истинное
Христианство и любовь к ближнему. Если
бы Христос брал деньги за свое служение,
мы бы сегодня остались без Евангелия!»7
Аргументом
того, как предотвратить «пиратство»
среди христиан можно назвать
следующее место Писания:
1 Петр.
4:15 «Только бы не пострадал
кто из вас, …как посягающий
на чужое»
Это лишь немногие цитаты из Писания, приводимые участниками обсуждений.
Все они, так или иначе, отражают точку зрения на использование произведений, авторами которых являются христиане. И здесь важно отметить, что никто из здравомыслящих людей не воспринимает копирование таких произведений как грех, все упирается в этически правильный или этически неправильный поступок. Но могут ли те, кто бесплатно копирует для собственного использования приводить аргументы в свою защиту. Среди них будут следующие (некоторые из них подтверждаются цитатами из Писания, приведенными выше в том числе):
- Как
можно пытаться заработать на
том, что Господь повелел
- Как
можно зарабатывать на
- Если
аргументом авторов в свою
пользу считается то, что они вложили
средства, время и труд в свое произведение,
то не лучше ли им не обрекать своих братьев
по вере на вынужденное приобретение их
продукции, а создать продукт конкурентный
в миру и получать деньги из мира. (Притчи
13:22 «… богатство грешника сберегается
для праведного»).
Последний аргумент, далеко не «последний» в полемике христиан. Исследуя поставленную проблематику, очевидным стал вывод, что финансовая составляющая вопроса остается наиболее важным аргументом. Так что же? «За все отвечает серебро»? В этом все дело?
За решением
этого вопроса следует
Мы рассмотрели некоторые места из Писания, которые христиане приводят как аргумент в своей оценке христианства. Вывод, который можно сделать, это то, что в народе называют короткой поговоркой: «закон, что дышло, куда повернешь, то и вышло». Если речь идет не о факте воровства непосредственно, использование нелицензионных продуктов рассматривается каждым в зависимости от собственного взгляда на проблематику, уровня нравственности, воспитания и жизненных обстоятельств. И в данном случае есть необходимость ориентироваться, в том числе, и на собственное мнение, собственную оценку. Учитывая, что личный опыт так же является научным аргументом при исследовании. Однако, мы не всегда готовы заявить свое мнение, не найдя подтверждение в каких либо источниках. Таким образом, ниже будет приведена современная притча, которая повлияла на мое личное отношение к проблеме и натолкнула на дальнейшее исследование, с примерами нравственной жизни Церкви.
« МИФ, КОТОРЫЙ МЕШАЕТ РОССИИ БОГАТЕТЬ.
Суть нового мифа заключается в том, что основная масса живущего в России народа полагает: «Если взять немного у других, они не обеднеют, а я буду жить лучше». В результате мы крадем у Билла Гейтса, покупая его программы за бесценок, мы крадем у Аллы Пугачевой, покупая нелицензионные кассеты с ее песнями, мы крадем у многих других отечественных и зарубежных производителей аудио-, видеопродукции и программного обеспечения, покупая их товары на пиратском рынке. Но становимся ли мы от этого богаче?
Для того
чтобы ответить на этот вопрос, представим
себе модель общества, состоящего из 100
программистов. Пусть в этом обществе
соблюдается библейская заповедь «не
кради» и все программисты честно покупают
нужные им программы у других. Предположим,
каждый из членов этого общества за год
разработал и продал программ в среднем
на 1000 долларов. Каким будет в этом случае
ВВП? Ответ очевиден — 100 тысяч долларов.
Теперь предположим, что в этом обществе
ни один из программистов не соблюдает
заповедь «не кради», и все они воруют
друг у друга нужные им программы (почти
совсем как в современной России). Пусть
за год они украли друг у друга программное
обеспечение в среднем на 1000 долларов
каждый. Каким будет ВВП в этом случае?
Ответ тоже очевиден: ноль долларов!
В первом случае, когда в обществе выполняется заповедь «не кради», все члены общества стали за год богаче в среднем на 1000 долларов каждый. Во втором же случае, когда заповедь «не кради» не соблюдается, они остались такими же бедными, как и год назад. Украденное не делает человека богаче»8.
Размышляя над этой притчей, исследовательская
мысль стала развиваться в разрезе христианской
этики, с привязкой к «серебру», которое,
как известно, «за все отвечает». И
решение не заставило себя ждать. Капитализм
- феномен созидания пресловутого «серебра»,
в свое время сам созидался благодаря
именно христианской протестантской этики,
исследованной в работе Макса Вебера «Протестантская
этика и дух капитализма». Далее в этой
работе будет развита эта мысль и рассмотрен
пример нравственной жизни Церкви в вопросах
собственности, формирования капитала
и т.д.
Автор этого эпохального труда, в попытках дать определение понятию «дух капитализма», предлагает прибегнуть к документу, в котором, по его мнению «с почти классической ясностью отражено то, что нас прежде всего интересует; вместе с тем данный документ обладает тем преимуществом, что он полностью свободен от какой бы то ни было прямой связи с религиозными представлениями, следовательно, не содержит никаких благоприятных для нашей темы предпосылок». Далее Вебер приводит фрагмент из заключительного раздела «Necessary hints to those that would be rich» Бенджамина Франклина. Приводить полностью весь свод нравственных правил Франклина не имеет смысла. Однако следует процитировать следующее высказывание, которое стало некоей отправной точкой для настоящего исследования: «Помни, что деньги по природе своей плодоносны и способны порождать новые деньги. Деньги могут родить деньги, их отпрыски могут породить еще больше и так далее. Пять шиллингов, пущенные в оборот, дают шесть, а если эти последние опять пустить в оборот, будет семь шиллингов три пенса и так далее, пока не получится сто фунтов. Чем больше у тебя денег, тем больше порождают они в обороте, так что прибыль растет все быстрее и быстрее». В целом это определение похоже на ту мысль, которая была процитирована выше в современной притче «Миф, который мешает России богатеть». А именно, отношение к произведенным продуктам, как к плоду чьего-то труда, требующего соответствующего вознаграждения будет способствовать созиданию новой прибыли, новых вложений, нового плода. Увеличивая тем самым благосостояние общества в целом. А вот здесь уже находится основная дефиниция этой работы, которая стала центральной мыслью в отношении к «пиратству», та основа, от которой можно оттолкнутся.
Информация о работе Христианская оценка «пиратства» как феномена современной культуры