Христианская оценка «пиратства» как феномена современной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 01:29, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема была выбрана мной по нескольким причинам. Во-первых, тема является актуальной как для светского общества, так и для христиан. Феномен «пиратства» касается достаточно широкого круга вопросов и отражается в различных сферах. Причем резонанс этого феномена носит как положительный, так и отрицательный характер. Во-вторых, тема актуальна была лично для меня. Являясь активным пользователем различных компьютерных программ, «потребителем», в хорошем смысле этого слова, современной культуры, а так же «производителем» творческого продукта, я напрямую соприкасаюсь с феноменом пиратства.

Файлы: 1 файл

Работа Христианская оценка.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Христианская  оценка «пиратства» как феномена современной культуры 

В рамках курса «Библия, культура и этика» мною будет проведена исследовательская работа на тему «Христианская оценка «пиратства» как феномена современной культуры».

Данная  тема была выбрана мной по нескольким причинам. Во-первых, тема является актуальной как для светского общества, так и для христиан. Феномен «пиратства» касается достаточно широкого круга вопросов и отражается в различных сферах. Причем резонанс этого феномена носит как положительный, так и отрицательный характер. Во-вторых, тема актуальна была лично для меня. Являясь активным пользователем различных компьютерных программ, «потребителем», в хорошем смысле этого слова, современной культуры, а  так же «производителем» творческого продукта, я напрямую соприкасаюсь с феноменом пиратства. Это имеет отражение и на моем этическом фоне. Феномен «пиратство», его влияние на современное общество, предпосылки возникновения, махинации и манипуляции, связанные с ним будут рассмотрены в данной работе.  

Для начала, следует произвести уточнение терминологии, используемой в данной работе.

Во-первых, термин «пиратство» - является историческим названием определенного разбойничьего  промысла, по сути исторического феномена, но в современном контексте приобрел несколько иное значение. В настоящее время этот термин все чаще применяется в сфере нарушения авторских прав. «Нарушение авторского права (также контрафакция, от лат. contrafactio - подделка; или - в случае имущественных авторских прав — «пиратство») - это правонарушение, суть которого составляет использование произведений науки, литературы и искусства, охраняемых авторским правом, без разрешения авторов или правообладателей или с нарушением условий договора о использовании таких произведений. К числу основных способов нарушения авторских прав относится незаконное копирование и распространение произведения, а также плагиат»1.

Таким образом, говоря о пиратстве, мы будем обсуждать правонарушение в области авторского права.

Далее, необходимо сделать акцент на том, что исследование в работе производится именно в разрезе христианской оценки феномена «пиратство» и отдельно нуждается в пояснении понятие «христианская оценка».

Следует отметить, что «оценка» - понятие  из области философии и этики, в данной работе именно этики. Поэтому христианская этика, как отдельная оценочная категория будет рассмотрена ниже.

«Христианская этика - нравственное учение христианства, определяющее моральные ориентиры человеческого поведения, основанные на христианском представлении о природе и предназначении человека, его отношении с Богом. Христианская этика получает свое выражение в христианском этосе - определенном стиле жизни, имеющем исторически многообразные формы и присущем как отдельным индивидам, так и большим общественным группам, исповедующим христианство. Источником христианской этики являются тексты Священного Писания, их интерпретация и этическая рефлексия Отцов и виднейших учителей Церкви, а также примеры нравственной жизни, явленные в жизни Церкви. Христианская этика тесно связана с историей Церкви: будучи теорией христианского действия, она проявляет себя не столько в истории моральных идей, сколько в конкретной жизни Церкви (на нее влияют, в том числе харизматические движения вроде монашества или пуританизма, жизнь отдельных харизматических лидеров и святых, т.п.)

 
Этическое учение христианства исторично: при сохранении неизменными базовых  постулатов христианской этики, каждая эпоха и различные христианские конфессии предлагают свое понимание  конкретных путей их воплощения в жизнь; специфика этого понимания определяется большим комплексом социо-культурных факторов (например, изменение социальной действительности, умонастроений и систем ценностей; усвоение философского наследия античности; развитие богословия). Таким образом, происходит не изменение нравственного учения христианства, но лишь дальнейшее выявление, обнаружение его смысла.

От других этических систем христианскую этику  отличает то, что: 1) она - не столько  система теоретических принципов, сколько жизнеучение (определенный способ жизни, подобающий "новому творению"); 2) все нравственные требования имеют своим основанием спасительные действия Бога, а потому могут быть поняты лишь в контексте истории спасения (дело спасения, осуществленное Христом, не только предшествует нравственным обязанностям, но и делает возможным само их выполнение); 3) все проявления нравственной жизни неотделимы от религии в ее культовом и благочестивом аспектах (это средства, с помощью которых нравственная жизнь выражает себя); 4) христианская этика как и способ бытия христианина обладают парадоксальностью в той мере, в какой парадоксальна вера в Бога, который стал Человеком».2 

Установив некие критерии, к которым мы будем  обращаться в процессе исследования, приступим к более детальному рассмотрению поставленной задачи.

Исследуя, конкретный современный феномен, достаточно сложным является обоснование той  или иной точки зрения, ввиду отсутствия литературы и научных заключений в этой области. Наиболее доступными являются высказывания участников процесса, сбор мнений по данной тематике более всего обсуждается в сети интернет.

Обзор мнений, в конечном итоге сводится к нескольким позициям, которые можно  привести обобщенно:

Негативное  отношение к «пиратству», под  которым подразумевается копирование и распространение компьютерных программ, аудио и видео записей, с целью получения прибыли, то есть в коммерческих целях.

Негативное  отношение к «пиратству», под  которым подразумевается использование  нелицензионных копий в личных целях.

Позитивное отношение к пиратству, как к средству распространения информации.

Каждое  из вышеприведенных позиций имеет  массу сторонников и противников, обсуждать мнение которых следует  не в контексте области права, а в контексте христианской этики.

Итак, в  первую очередь, в качестве аргумента против использования объектов авторского права, христиане упоминают одну из заповедей Господних, а именно восьмую – «Не кради» (Книга Исход 20:15). Данная заповедь запрещает бесчестно поступать с имуществом другого, посягать на право другого человека, совершать несправедливые действия над тем, что принадлежит другому.

Видов воровства множество и не все  они относятся к непосредственному  обладанию чужым имуществом. В  качестве воровства упоминается  и лень, позволяющая человеку быть праздным и «воровать» у самого себя и других возможные плоды. Обман, с помощью которого приобретается неправедное, нечестивое богатство. Один из примеров в Писании – мера веса «ефа», которую некоторые евреи делали меньше установленного образца. «Паразитизм» на своих близких, а именно, – родственники, не участвующие в домашнем хозяйстве.  Любая форма мошенничества, идущая от корыстолюбия – «…. Чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво» (1 Фес. 4:6). К пособникам вора причислялись так же и те, которые пользовались ворованным имуществом, даже покупая за деньги у вора, помогая, таким образом, воровству процветать. Последний пункт особенно важен в исследуемой работе и об этом будет говориться ниже.

Итак, «не  кради» - аргумент против незаконного использования чужой собственности, в том числе и в неовеществленной форме. Сложность применения этой заповеди к «пиратству» заключается именно в отсутствии предмета, который можно украсть.

И, все-таки, по порядку. Рассмотрим мнения «за и против» по каждому из выше  приведенных позиций по отношению к «пиратству», в первую очередь со стороны христиан.

Негативное  отношение к «пиратству», под  которым подразумевается копирование  и распространение НМА, с целью  получения коммерческой выгоды.  Следует заметить, что чаще всего воровства, как факта отъема чужого имущества, не происходит. «Пираты» совершенно правомочно приобретают в собственность НМА. И, более того, они даже проводят определенную работу по воспроизведению этого НМА для дальнейшей продажи: доработка программного обеспечения, с целью преодоления лицензионных ограничений (перевод, взлом, написание «ключей доступа»), тиражирование дисков, организация точек продажи и т.п. С точки зрения собственников программного обеспечения или авторов произведений, происходит воровство «потенциальной» прибыли, то есть того, что могли бы заработать производители, не будь «пиратов». Однако вопрос «недополученной прибыли» весьма спорен и требует детального рассмотрения,  чему мы и вернемся позднее. Этот вид «пиратства» особо преследуется законом и подвергается порицанию и со стороны христиан. И совершенно справедливо попадает под нарушение заповеди «не укради». Так как в ситуации, когда человек осознанно берет чужую собственность (в нашем случае право на получение прибыли от распространения), идет на нарушение закона, с корытной целью, происходит именно то, от чего остерегал апостол Павел – корыстолюбивый поступок.

В этом разделе «пиратства» еще более негативное отношение вызывает «пиратство» в церкви. Распространенное среди христиан копирование проповедей, музыкальных произведений, нелегальное тиражирование книг очень часто подвергается осуждению. В качестве наглядного примера ниже приводится рассказ от первого лица о «пиратстве» в церкви.

«….. Те люди, которые "пиратят" в церкви, как раз в такую несвободу и попали. И всё из-за того, что побоялись взять на себя ответственность за то, чтобы брать ДОСТОЙНУЮ плату за легальный продукт, и эта кривая дорожка привела их сначала к тому, чтобы ВЗЯТЬ чужое (и этому есть хоть какое-то оправдание, типа "денег нет"), сделав копию кассеты или диска для себя.

Но худшее состоит в том, что при этом появляется соблазн это чужое  кому-то ещё и продать!.. А появляется он потому, что тебе на полном серьёзе  вдруг эта ситуация видится как КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО (украденный товар сказочно дёшев!), которое ну просто ГРЕХ не использовать!...

Комизм (или ужас) ситуации заключается  в том, что таким образом ты как раз и попадаешь в этот самый ГРЕХ, который из-за твоего обольщения (возникшего как следствие непослушания), видится тебе чуть ли не подвигом.

Ну как  же - дал народу то, что он хочет, и  при этом гораздо дешевле, чем  во всяких там прайс-листах!.. От такого "геройства" тут же приходит эйфория. 
Думаю, большого ума не нужно, чтобы догадаться об истинном "источнике" 
подобного возбуждённого состояния?..

И сам  себе кажешься, чуть ли не Моисеем-освободителем... Эдаким Робин Гудом, вершащим высшую справедливость - наказывая всяких там "жадных торгашей" и "мелочных исполнителей", которым "не хватает веры в то, что Бог их обеспечит всем необходимым, если они будут продавать по себестоимости 
(читай: раздавать бесплатно) свои произведения"...

Пишу  эти вещи не понаслышке, т.к. сам был пиратом, сам всё это переживал, причем, будучи уже христианином... Но, слава Богу, по благодати получил освобождение. И потому не жалею времени и сил на то, чтобы спасти хотя бы некоторых от беды, в которую так легко попасть, и так трудно потом выбраться, не зная механизма дьявольского обольщения"3.

Этот  пример описывает не только выше разбираемый вид «пиратства», но и плавно переводит нас ко второму виду «пиратства», а именно использование нелицензионной продукции в личных целях. И этот вид пиратства наиболее затрагивает меня.  Рассуждая об этом, я буду ориентироваться на собственный пример, так как мною был пройден определенный путь по решению этого вопроса.

Здесь следует описать возможные варианты «пиратства». К ним относится  использование программного обеспечения, скачивание, просмотр и прослушивание  нелицензионных произведений видео и аудио продукции, электронных файлов (базы данных, книги и прочее). Но, возникает резонный вопрос, следует ли причислять к «пиратству» прочтение книги, взятой у друга, копирование с компьютера знакомого вам пользователя видео или аудио продукции или софта? С точки зрения закона и это является правонарушением. С точки зрения здравого смысла, и это уже мое личное мнение, - нет. До распространения эры цифровых технологий прочтение одной и той же книги множеством пользователей было нормальным явлением, даже переписать с кассеты на кассету – тоже не было проблемой, доступность записи и переписывания сделали банальную дружескую услугу – преступлением. Так ли это, законно ли это и правильно ли? Имея общую файлообменную сеть со всем городом, я получаю возможность скопировать для просмотра понравившийся мне фильм или музыку. Нарушаю ли я при этом чьи-то права - сомневаюсь. Я пользуюсь не ворованным, так как никогда не позволю себе смотреть «экранку» (фильм, украденный, снятый скрытой камерой с экрана кинотеатра), я смотрю только те фильмы, которые не заинтересуют меня на большом экране, а свою лепту в киноиндустрию я внесу, пойдя в кинотеатр посмотреть на большом экране. Оправдываю ли я себя, утешая свою совесть – не знаю. Грешу ли я – думаю, нет. Некоторое время назад столь же сильно я переживала по поводу использования нелицензионного программного обеспечения. Первоначально я, как и многие другие, совершенно не задумывалась о том, какими программами я пользовалась, и какие варианты я могу еще использовать. Но, незадолго до написания данной работы, я стала неоднократно встречать людей (христиан) с совершенно четкой позицией по отношению  пиратству. Их позиция, а вовсе не уговоры, угрозы о наказании при совершении правонарушения или платы за грех, заставили меня задуматься. И вот что в моих размышлениях стало отправной точкой.

Информация о работе Христианская оценка «пиратства» как феномена современной культуры