Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 01:29, курсовая работа
Данная тема была выбрана мной по нескольким причинам. Во-первых, тема является актуальной как для светского общества, так и для христиан. Феномен «пиратства» касается достаточно широкого круга вопросов и отражается в различных сферах. Причем резонанс этого феномена носит как положительный, так и отрицательный характер. Во-вторых, тема актуальна была лично для меня. Являясь активным пользователем различных компьютерных программ, «потребителем», в хорошем смысле этого слова, современной культуры, а так же «производителем» творческого продукта, я напрямую соприкасаюсь с феноменом пиратства.
Христианская
оценка «пиратства» как феномена
современной культуры
В рамках курса «Библия, культура и этика» мною будет проведена исследовательская работа на тему «Христианская оценка «пиратства» как феномена современной культуры».
Данная
тема была выбрана мной по нескольким
причинам. Во-первых, тема является актуальной
как для светского общества, так и для
христиан. Феномен «пиратства» касается
достаточно широкого круга вопросов и
отражается в различных сферах. Причем
резонанс этого феномена носит как положительный,
так и отрицательный характер. Во-вторых,
тема актуальна была лично для меня. Являясь
активным пользователем различных компьютерных
программ, «потребителем», в хорошем смысле
этого слова, современной культуры, а
так же «производителем» творческого
продукта, я напрямую соприкасаюсь с феноменом
пиратства. Это имеет отражение и на моем
этическом фоне. Феномен «пиратство»,
его влияние на современное общество,
предпосылки возникновения, махинации
и манипуляции, связанные с ним будут рассмотрены
в данной работе.
Для начала, следует произвести уточнение терминологии, используемой в данной работе.
Во-первых,
термин «пиратство» - является историческим
названием определенного
Таким образом, говоря о пиратстве, мы будем обсуждать правонарушение в области авторского права.
Далее, необходимо сделать акцент на том, что исследование в работе производится именно в разрезе христианской оценки феномена «пиратство» и отдельно нуждается в пояснении понятие «христианская оценка».
Следует отметить, что «оценка» - понятие из области философии и этики, в данной работе именно этики. Поэтому христианская этика, как отдельная оценочная категория будет рассмотрена ниже.
«Христианская этика - нравственное учение христианства, определяющее моральные ориентиры человеческого поведения, основанные на христианском представлении о природе и предназначении человека, его отношении с Богом. Христианская этика получает свое выражение в христианском этосе - определенном стиле жизни, имеющем исторически многообразные формы и присущем как отдельным индивидам, так и большим общественным группам, исповедующим христианство. Источником христианской этики являются тексты Священного Писания, их интерпретация и этическая рефлексия Отцов и виднейших учителей Церкви, а также примеры нравственной жизни, явленные в жизни Церкви. Христианская этика тесно связана с историей Церкви: будучи теорией христианского действия, она проявляет себя не столько в истории моральных идей, сколько в конкретной жизни Церкви (на нее влияют, в том числе харизматические движения вроде монашества или пуританизма, жизнь отдельных харизматических лидеров и святых, т.п.)
Этическое учение христианства исторично:
при сохранении неизменными базовых
постулатов христианской этики, каждая
эпоха и различные христианские
конфессии предлагают свое понимание
конкретных путей их воплощения в жизнь;
специфика этого понимания определяется
большим комплексом социо-культурных
факторов (например, изменение социальной
действительности, умонастроений и систем
ценностей; усвоение философского наследия
античности; развитие богословия). Таким
образом, происходит не изменение нравственного
учения христианства, но лишь дальнейшее
выявление, обнаружение его смысла.
От других
этических систем христианскую этику
отличает то, что: 1) она - не столько
система теоретических
Установив некие критерии, к которым мы будем обращаться в процессе исследования, приступим к более детальному рассмотрению поставленной задачи.
Исследуя, конкретный современный феномен, достаточно сложным является обоснование той или иной точки зрения, ввиду отсутствия литературы и научных заключений в этой области. Наиболее доступными являются высказывания участников процесса, сбор мнений по данной тематике более всего обсуждается в сети интернет.
Обзор мнений, в конечном итоге сводится к нескольким позициям, которые можно привести обобщенно:
Негативное
отношение к «пиратству», под
которым подразумевается
Негативное
отношение к «пиратству», под
которым подразумевается
Позитивное отношение к пиратству, как к средству распространения информации.
Каждое
из вышеприведенных позиций имеет
массу сторонников и
Итак, в первую очередь, в качестве аргумента против использования объектов авторского права, христиане упоминают одну из заповедей Господних, а именно восьмую – «Не кради» (Книга Исход 20:15). Данная заповедь запрещает бесчестно поступать с имуществом другого, посягать на право другого человека, совершать несправедливые действия над тем, что принадлежит другому.
Видов
воровства множество и не все
они относятся к
Итак, «не кради» - аргумент против незаконного использования чужой собственности, в том числе и в неовеществленной форме. Сложность применения этой заповеди к «пиратству» заключается именно в отсутствии предмета, который можно украсть.
И, все-таки, по порядку. Рассмотрим мнения «за и против» по каждому из выше приведенных позиций по отношению к «пиратству», в первую очередь со стороны христиан.
Негативное
отношение к «пиратству», под
которым подразумевается
В этом разделе «пиратства» еще более негативное отношение вызывает «пиратство» в церкви. Распространенное среди христиан копирование проповедей, музыкальных произведений, нелегальное тиражирование книг очень часто подвергается осуждению. В качестве наглядного примера ниже приводится рассказ от первого лица о «пиратстве» в церкви.
«….. Те люди, которые "пиратят" в церкви, как раз в такую несвободу и попали. И всё из-за того, что побоялись взять на себя ответственность за то, чтобы брать ДОСТОЙНУЮ плату за легальный продукт, и эта кривая дорожка привела их сначала к тому, чтобы ВЗЯТЬ чужое (и этому есть хоть какое-то оправдание, типа "денег нет"), сделав копию кассеты или диска для себя.
Но худшее состоит в том, что при этом появляется соблазн это чужое кому-то ещё и продать!.. А появляется он потому, что тебе на полном серьёзе вдруг эта ситуация видится как КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО (украденный товар сказочно дёшев!), которое ну просто ГРЕХ не использовать!...
Комизм (или ужас) ситуации заключается в том, что таким образом ты как раз и попадаешь в этот самый ГРЕХ, который из-за твоего обольщения (возникшего как следствие непослушания), видится тебе чуть ли не подвигом.
Ну как
же - дал народу то, что он хочет, и
при этом гораздо дешевле, чем
во всяких там прайс-листах!.. От такого
"геройства" тут же приходит эйфория.
Думаю, большого ума не нужно, чтобы догадаться
об истинном "источнике"
подобного возбуждённого состояния?..
И сам
себе кажешься, чуть ли не Моисеем-освободителем...
Эдаким Робин Гудом, вершащим высшую справедливость
- наказывая всяких там "жадных торгашей"
и "мелочных исполнителей", которым
"не хватает веры в то, что Бог их обеспечит
всем необходимым, если они будут продавать
по себестоимости
(читай: раздавать бесплатно) свои произведения"...
Пишу эти вещи не понаслышке, т.к. сам был пиратом, сам всё это переживал, причем, будучи уже христианином... Но, слава Богу, по благодати получил освобождение. И потому не жалею времени и сил на то, чтобы спасти хотя бы некоторых от беды, в которую так легко попасть, и так трудно потом выбраться, не зная механизма дьявольского обольщения"3.
Этот пример описывает не только выше разбираемый вид «пиратства», но и плавно переводит нас ко второму виду «пиратства», а именно использование нелицензионной продукции в личных целях. И этот вид пиратства наиболее затрагивает меня. Рассуждая об этом, я буду ориентироваться на собственный пример, так как мною был пройден определенный путь по решению этого вопроса.
Здесь
следует описать возможные
Информация о работе Христианская оценка «пиратства» как феномена современной культуры