Буддизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:55, реферат

Краткое описание

Буддизм как мировая религия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..…..…...3
1. Буддизм как мировая религия..………………………………………………………………….…….3
2. Особенности буддийского вероучения и культуры. Философские основы буддизма.………………………………………………………….………....…6
Заключение…………………………………………………………………………………………….…..……18
Список использованных источников и литературы…………………………..……….…..21

Файлы: 1 файл

Буддизм.docx

— 45.08 Кб (Скачать)

     Итак, повторяется, что рождение, старость, болезнь, смерть, горе, печаль, желание, отчаяние — все, порожденное привязанностью к земному,  есть страдание. Источником же страданий являются страсти — это и есть вторая истина, изложенная Буддой. Третья истина буддизма — о прекращении страданий — вытекает из второй и гласит, что вечное успокоение, т. е. достижение нирваны — это  конечная цель буддистов. Четвертая истина гласит, что существует путь, где все энергии, соединение которых и образует жизнь, постепенно угасают, а это и есть тот путь, который приведет к нирване — успокоению от всех страданий. Для дальнейшего анализа основ буддизма нам потребуется рассмотреть ряд ключевых понятий, которые в некоторой мере позволят приоткрыть завесу таинственности в построениях буддийских мыслителей.

     При этом необходимо иметь в виду, что  буддисты позаимствовали эти понятия  из предшествующих философско-религиозных  систем древней Индии, приспособив  их к особенностям своего учения. В  философско-религиозной системе  буддизма ключевыми можно считать  такие понятия, как нирвана, дхарма, карма, в основном унаследованные буддистами от предшественников.

     Дхарма

     Формула буддийского символа веры, которая  содержит кратчайшее изложение сути и духа буддизма, гласит, что Будда  открыл элементы (дхарма) бытия, их причинную  связь и методы окончательного подавления их действенности, т. е. превращения  динамичных элементов бытия в  состояние вечного покоя. Понятие «дхарма» — центральный пункт буддийского учения. В свете этого понятия бытие (существование) является взаимодействием множественности тонких, конечных, далее недоступных анализу элементов материи, духа и сил. Сущность каждой дхармы трансцендентна, непознаваема; только «признаки», или проявления, дхарм образуют поток сознательной жизни. Таким образом, элементы, на которые разлагается поток сознания, не являются дхармами, а «проявлениями дхарм», однако ради краткости часто употребляется термин «дхарма» вместо выражения «проявление дхармы»; в таком случае понятие «дхарма» можно передавать словом «элемент». Среди элементов и их носителей упоминается один, который в метафизике и в теории спасения находится на первом месте, — это элемент  «успокоения», «покоя», т. е. нирвана. Наконец, понятие «дхарма» включает еще и значение «учение» Будды. А в таких словосочетаниях, как «проповедовать дхарму», «поклоняться дхарме», очень часто дхарма означает не само учение, а его объект, т. е. нирвану. Термин «дхарма» имеет, таким образом, следующие значения:

1) качество, атрибут;

2) субстанциальный  носитель, трансцендентальный субстрат  единичного элемента сознательной  жизни;

3) элемент  сознательной жизни;

4) нирвана,  объект учения Будды;

5) абсолютное, истинно-реальное;

6) учение, религия Будды;

7) вещь, предмет, объект, явление;

Карма.

     Следующим важным базовым понятием буддизма является «карма». В переводе с санскрита  обозначает действие, деяние, дело, поступок, жребий. Это также одно из центральных  понятий индийской философии, дополняющее  учение о перерождении и перевоплощении (сансара). Восходит к арийскому ведическому  периоду, тесно связано с религиозно-философскими исканиями не только брахманизма. Это понятие является существенной частью буддизма, джайнизма, индуизма. В мифологии и этико-религиозных воззрениях индийцев кармой называется действие, в том числе и религиозное, предполагающее последующее воздаяние. В широком смысле карма — это сумма совершенных в первой жизни поступков, последствия которых определяют вид нового рождения каждого живого существа, т. е. облик и судьбу дальнейшего существования. В узком смысле карма — это влияние совершенных действий на содержание настоящего и последующего существования. Во всех случаях карма понимается как незримая сила, ясным представляется лишь общий принцип ее действия, внутренний же механизм остается скрытым.

     Можно сказать, что теория кармы вместе с концепцией сансары представляет собой попытку заменить представление  о божественной предопределенности идеей космического миропорядка.

 Сансара

     В переводе с санскрита хапхага обозначает прохождение через что-либо, смену различных состояний, круговорот, перерождение, беспрерывное перевоплощение. Как и многие другие понятия буддизма, восходит к добрахманистсковедическим представлениям и анимистическим верованиям. Концепция сансары заключает в себе идею не только родственности всего живого и переходности, но неуничтожимое его форм. Смерть в контексте данной концепции является лишь началом последующей жизни. Перевоплощение происходит по закону кармы.

     Религиозная мифология выделяет в безначальное существующей сансаре шесть видов  существ: боги; асуры (высший класс низвергнутых с неба демонов, противостоящих богам); люди, животные, преты (духи умерших, враждебные людям, которые не могут удовлетворить своих желаний; претами рождаются те, кто в прошлой жизни были скупыми, жестокими и прожорливыми); обыватели нараки (в древнеиндийской мифологии это ад или совокупность адов; в нараку живые существа попадают за тяжкие преступления: убийства, обман, самоубийства, клевету; после отбытия определенного периода наказания возвращаются в круговорот сансары).

     Вся сансара представляет замкнутую  систему: после смерти существа перерождаются  в своей прежней сфере или  в более, или менее благоприятных  сферах в зависимости от совершенных  ими поступков (карма). Цепь перерождений является безначальной, но она может  иметь конец, которым и является нирвана (успокоение).

Нирвана

     В переводе с санскрита, означает «угасание». В буддийской религиозно-мифологической системе это одно из центральных  понятий, и обозначает умиротворенное состояние сознания, противоположное  сансаре, когда прекращаются перерождения и переходы от одной сферы сансарического существования к другой. (Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.2. С.223). В состоянии нирваны происходит угасание дхарм, которые теперь уже не способны создавать новые комбинации перерождения; происходит остановка «колеса» сансары. По теории буддизма, о нирване нельзя сказать ничего определенного, кроме того, что это состояние свободы духа, покоя, блаженства. Нирвана изображается как противоположное всему, что может быть в изменчивой жизни, и потому как нечто непостижимое разумом и невыразимое. Нирвана в философско-религиозной системе буддизма означает, прежде всего, этический идеал, который предстает как психологическое состояние законченности внутреннего бытия перед лицом бытия внешнего, абсолютной отрешенности от него. Это состояние негативно можно изобразить как отсутствие желаний, а позитивно как некое, не поддающееся расчленению, слияние интеллекта, чувств, воли. Последнее предстает с рациональной стороны как истинное понимание, с нравственно-эмоциональной как нравственное совершенство, с волевой как абсолютная несвязанность, и в целом может быть охарактеризовано как внутренняя гармония, согласованность всех наличных способностей, необязательно выражающихся во внешней деятельности.

     Итак, буддизм создал своеобразное учение о спасении, суть которого сводится к тому, что Будда, предавшись созерцанию, узрел человеческое бытие, наполненное  постоянным страданием, и познал причину  страдания. Вместе с тем он провидел и вечный покой, и путь, который  ведет к нему. Конечная цель предначертана  ясно: это покой без возвращения  в суету, покой, в котором суета  и страдания мирские исчезают навеки. Это и есть состояние нирваны, которая является целью верующего; достигнув ее, человек обретает спасение.

     Мы  уже говорили, что четвертая истина, открытая Буддой, указывает путь к  освобождению от страданий, путь, по которому следовал сам Будда и могут следовать все, кто поверил Учителю. Указанный путь к спасению состоит из восьми ступеней, или правил, и поэтому называется восьмеричным благородным путем. Учение о восьмеричном пути дает общее представление об основных нормах буддийской морали. Праведный буддист должен обладать восемью добродетелями.

1. Праведная  вера (саммадиттихи) — это вера в четыре великих истины, открытых Буддой. Эта добродетель состоит в правильном понимании истин, вере в них в согласии с учением Будды, в нравственном совершенствовании, приводящем верующего к нирване.

2. Истинная  решимость (саммасанкаппа) — это твердое намерение преобразовывать жизнь в свете истины. А для этого необходимо отказаться от дурных намерений и вражды к другим людям. Если верующий поверил Будде и стал на путь спасения, ему следует ограничить свои страсти и стремления.

3. Праведная  речь (саммавача) — это, в первую очередь, контроль человека над своей речью, т. к. праведная решимость не должна оставаться лишь религиозной установкой, а, прежде всего, должна иметь возможность направлять и контролировать речь, а это, в свою очередь, предполагает воздержание ото лжи, клеветы, жестоких слов и фривольных разговоров.

4. Праведные  дела (саммакамманта). Праведная решимость, не ограничиваясь выработкой правильной речи, должна воплотиться в правильное действие, достойное поведение, а это предполагает отказ от уничтожения всего живого, от воровства, от удовлетворения низменных чувств, от недобродетельных поступков и активное стремление делать добрые дела.

5. Праведная  жизнь (саммааджива). Отвергая дурную речь и недостойные поступки, следует зарабатывать средства на жизнь честным путем, и поэтому надо трудиться в соответствии с доброй решимостью, вести достойную жизнь.

6. Праведные мысли (саммаваяма) - это постоянное стремление поддерживать моральный прогресс путем устранения вредных и внедрения полезных гуманных идей. Когда человек пытается изменить свою жизнь для получения спасения, руководствуясь правильными взглядами, решимостью, речью, поведением и образом жизни, его постоянно совращают с праведного пути старые, глубоко укоренившиеся в нем, вредные идеи, а также новые. Если человек желает достичь нирваны, то его ум должен постоянно заполняться идеями добра.

7. Праведные  помыслы (саммасати) — это постоянное сохранение в памяти того факта, что вещи по своей природе преходящи, а сама жизнь наполнена скорбью. Помня это, верующий, вступивший в поток, не будет сожалеть об утрате всего тленного и не будет зависим от всего окружающего, что поможет ему освободиться от этой зависимости и сосредоточиться на истину, ведущей к спасению.

8. Истинное  созерцание (саммасамадхи) — это последняя ступень на пути к спасению, нирване. Согласно буддийскому учению, тот, кто ведет свою жизнь в соответствии с семью правилами и с их помощью освобождается от низменных страстей и злобных мыслей, достоин, пройти шаг за шагом четыре стадии все более глубокого сосредоточения, которые неуклонно приведут его к конечной цели длинного и трудного пути, к прекращению страдания.

     На  первой стадии верующий должен сосредоточить  свой чистый и невозмутимый ум на осмыслении истин. На этой стадии он наслаждается радостью свободной отрешенности и  чистого мышления. Вторая стадия сосредоточения предполагает усиленное невозмутимое размышление. Третья стадия наступает  тогда, когда ищущий испытывает совершенную  невозмутимость и освобождается  от ощущения телесности. На четвертой  стадии сосредоточения достигается  состояние совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания, без  страдания и без освобождения. Таким образом, верующий достигает  желанной цели — прекращения всякого  страдания, т. е. нирваны. Следовательно, учат буддисты, совершенная мудрость, совершенная добродетель, совершенная  невозмутимость — полное избавление от страданий — все это одновременно достигается в нирване. (Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М„ 1994. С.131—142). Учение нового пророка о страдании не могло не импонировать людям, стало быстро распространяться и нашло своих приверженцев среди различных слоев населения Индии.

     Заключение.

     Подытоживая изложение основ вероучения и  культа буддизма, выделим следующие  выводы:

1. Буддизм  как мировая религия возник  в Древней Индии в качестве  оппозиционной брахманизму религиозно-философской  системы, подготовленной объективным  развитием культуры этой страны.

2. Основатель  новой религии принц Гаутама переосмыслил основные религиозно-философские положения предшествующей культуры. На основе «четырех благородных истин» он сформулировал основы (догматы) буддизма и указал путь спасения верующих. Для достижения спасения (нирваны) необходимо каждому верующему все интеллектуальные и физические усилия направить на выполнение предписаний Будды.

3. Буддизм  не является единым целостным  учением и с момента своего  возникновения разделился на  два основных течения: хинаяну  и махаяну. Хинаяна, или «малая (узкая) колесница», предполагает  достижение спасения (нирваны) путем  отказа от мирской жизни, пострижения  в монахи и неукоснительного  выполнения всех предписаний  Будды. В результате каждый, избравший  этот трудный путь, может стать  Буддой, т. е. просветленным.

4. Другое  направление в буддизме, махаяна,  предлагает обновленный взгляд  на достижение спасения верующих, не требуя монашеских обетов. На место личного спасения  верующего (по хинаяне), когда  каждый должен был стремиться  стать Буддой, махаяна выдвигает  тезис о возможности спасении  личного «Я» через спасение  другого. На вакантное место  Абсолюта (Бога) махаяна выдвигает  личность самого учителя, Гаутаму, т. е. происходит обожествление Будды. Кроме этого, махаяна вводит в религиозный обиход персону «Ботхисатвы», того, кто достиг спасения (нирваны), но осознав, что миру необходимо указать путь для спасения, остается в круговороте бытия-страдания. В терминах буддийско-философской системы картина мира представляется в таком виде: все сущее состоит из дхарм, различные комбинации которых дают все многообразие живых существ, в том числе и людей; жизнь постоянно находится в круговороте перерождения (сансаре); тот облик, который получает каждое существо, зависит от хороших или плохих поступков, совершенных в прошлых или в настоящей жизни; жизнь наполнена страданиями от жажды бытия и удовлетворения или неудовлетворения желаний; чтобы прекратить страдания, необходимо вырываться из колеса перерождения, а для этого надо стать на путь спасения, указанный Буддой; для того чтобы, достигнув нирваны, человек стал просветленным, т. е. Буддой, необходимо отречься от мирской суеты, вести монашеский образ жизни в соответствии с учением Гаутамы; есть и путь «большой колесницы, где достижение нарваны не связано с уходом от мирских дел и принятием обета монашества; в этой системе Будда обожествляется, а достигшие нарваны, но оставшиеся в миру ботхисатвы, ведут к спасению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Буддизм