Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:07, реферат
Целью нашей работы является: изучить значение игровой деятельности для становления личности дошкольника.
Поставлены задачи работы:
1. рассмотреть психологическую характеристику развития личности дошкольника;
2. выявить значение игровой деятельности в становлении личности дошкольника.
Задачи всестороннего
В игре происходит формирование
восприятия, мышления, памяти, речи - тех
фундаментальных психических
Воспитатель должен помнить,
что любая деятельность детей
направлена на решение определенной
задачи. Основная задача имеет множество
промежуточных, решение которых
позволит преобразовать условия
и тем самым облегчить
Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения всё более обобщённых игровых способов познания действительности. Ребенок поит куклу из чашки, затем заменяет ее кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне.
Бывает в практике и так, воспитатель не понимая значения обобщенных игровых действий мышления детей, требует от них действий коллективных максимально сходных с практическими.
Во - первых, если все, что происходит с ребенком в повседневной жизни, перенести в игру, то она попросту исчезнет, ибо исчезнет ее главная особенность - воображаемая ситуация.
Во - вторых, игра, отображая хорошо знакомую, но мало обобщенную жизненную ситуацию, невольно заходит в тупик. Вместе с тем известно, что в повседневной жизни дети получают не только четкие, конкретные знания, но и не ясные, гипотетические. Например, ребенок знает кто такой моряк, но ему не понятно, чем он занимается. Чтобы уточнить свои представления, в ходе игры он задает вопросы и, получив ответ, приобретает вполне ясные знания, однако новая информация вызывает новые вопросы. Так происходит непрерывный ход познания. Он совершается в практической деятельности и в игре. Игра представляет собой особую форму познания окружающей действительности. Специфика игровых задач состоит в том, что в них цель представлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практической цели не определенностью ожидаемого результата и необязательностью его достижения.
Очень важным моментом является установление преемственности содержания вне игрового опыта и игры. Речь идёт не о копировании в игре реальных предметных действий, а об их осмыслении и переносе в игру. Более обобщенное игровое действие переводит саму игру на качественно новую интеллектуальную основу.
Особенно показательно замещение игрового действия словом. Мотивом игры становится не действие с предметами, а общение детей друг с другом, в котором отражены взаимодействия и взаимоотношения людей.
Когда необходимый уровень
мышления сформирован, ребенок в
состоянии заместить собой
Важное место сюжетно-ролевые игры занимают в стимулировании адекватного процесса формирования воли у дошкольников. Причем, под ролью понимается та форма участия ребенка в тех ситуациях, в которых присутствуют и другие люди. Соответственно ролевые игры предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу, проигрывание ролей, противоположных привычным, проигрывание своей роли в гротескном варианте. Дети включаются в ролевые действия голоса (помяукать, как испуганный котенок, как злой котенок, как радостный котенок и т.п.), а также пальчиковых игр (пальчиками походить как зайцы, лягушки, медведи). В ходе ролевой игры ребенок научается ставить цели (пусть пока «игрушечные», связанные с правилами игры) и стремиться к их достижению.
Интерес к игре, желание хорошо сыграть роль настолько велики, что в этих условиях дети выполняют такие действия, которые сами по себе для них непривлекательны, или воздерживаются от удовлетворения возникающих по ходу других желаний. Изображая учеников, дошкольники длительно и старательно занимаются скучным, однообразным делом – многократным прописыванием одних и тех же букв. Играя роль буфетчицы на железной дороге, пятилетняя девочка сама не ест находящиеся в ее распоряжении печенье, поскольку это противоречит интересам пассажиров.
Игра воспитывает волевые качества детей не только своей сюжетной стороной, но и тем, что в ней изображается. В процессе реальных взаимоотношений разворачивающихся по поводу игры – при обсуждении содержания игры, распределения ролей, игрового материала и т.п., - дети учатся на самом деле учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать.
Воспитательные возможности игры наиболее полно реализуются при умелом педагогическом руководстве, которое обеспечивает необходимый уровень развития игровой деятельности.
Так постепенно в игре идет освоение детьми нравственных норм, растет ответственность за выполнение действий. Психолог Д.Б. Эльконин выделил 3 стадии этого процесса.
1. Ребенок сосредоточен
на познании свойств и качеств
предметов, возможности
2. Интерес детей перемещается
в сферу взаимоотношений
Педагог, руководя игрой, нацеливает детей на освоение нравственных норм, служащих основой гуманных человеческих отношений.
3. Предметные действия,
даже самые привлекательные,
Обеспечить усвоение норм, регулирующих нравственные отношения, одновременно сохранить творческий, самодеятельный характер игры, возможно лишь при правильном педагогическом руководстве.
С помощью игровых
обращений можно активизировать
формируемые у детей
Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность для развития и воспитания эмоциональных качеств личности ребёнка.
На существовании особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие советские психологи. Они подчёркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.
Необходимым условием возникновения полноценной игры является развертывание в ней социального содержания общения, взаимодействия и взаимоотношений между персонажами. Наблюдение за игрой дает возможность определить, как складываются отношения со сверстниками. Диапазон эмоций, адресованных партнеру по игре, может быть чрезвычайно широким: от полного безразличия и игнорирования до заинтересованности и поддержки эмоциональных контактов, содержательного общения, взаимных действий. Эмоциональные проявления, возникающие в конкретной игровой ситуации, способны закрепляться и обобщаться, воспитатель должен так организовать игру, чтобы препятствовать возникновению и развитию отрицательных эмоций, проявлению невнимания, агрессивности.
Особенно следует подчеркнуть,
что уровень эмоциональной
Однако большей эффективности можно достичь при участии самого воспитателя в игре. Взяв на себя роль, взрослый косвенно управляет игрой, выводя детей из конфликтной ситуации и предупреждая их. Это особенно удается в тех случаях, если воспитатель хорошо знает жизненные ситуации и игровые интересы детей и деликатно, ненавязчиво использует свои знания для поддержания положительного отношения к игре и партнерам.
Таким образом, рассмотрев и определив значение детской игры для всестороннего развития личности ребенка, считаем необходимым разработать рекомендации, адресованные педагогам.
Рекомендации для педагогов
Для становления личности дошкольника средствами игровой деятельности необходимым является соблюдение со стороны педагогов необходимых условий.
Первым самым необходимым условием для развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста является организация предметно-игровой среды. Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность. Необходимый перечень и требования к игровому материалу, а также психолого-педагогическая ценность игр и игрушек представлен (Приложение 1).
Вторым необходимым условиям развития сюжетно-ролевой игры является организация грамотного педагогического руководства игровой деятельностью детей.
Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры. Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Принципы и методы руководства игровой деятельностью с целью развития личности дошкольника подробно изложены (Приложение 2).
Итак, при условии целенаправленного создания предметно-игрового пространства и педагогического руководства самостоятельной сюжетно-ролевой игрой она приобретает статус ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Игра становится формой организации детской жизни, она обеспечивает возникновение и функционирование «детского общества», которое является мощным фактором, определяющим развитие общественных качеств личности, факторов социализации детей на ступени дошкольного детства.
Заключение
Информация о работе Значение игровой деятельности для становления личности дошкольника