Значение игровой деятельности для становления личности дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:07, реферат

Краткое описание

Целью нашей работы является: изучить значение игровой деятельности для становления личности дошкольника.
Поставлены задачи работы:
1. рассмотреть психологическую характеристику развития личности дошкольника;
2. выявить значение игровой деятельности в становлении личности дошкольника.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 104.50 Кб (Скачать)


Введение

Современная система  образования в России, как известно, ориентирована на развитие личности человека. Безусловным фактором дальнейшего  общественного прогресса может  стать лишь высокосознательная, способная  и нравственно развитая личность, обладающая жизненной позицией.

В свою очередь, задачи науки, прежде всего психологии, заключаются  в изучении закономерностей становления  такого человека в нашем обществе. Именно направленность человека, его  нравственная позиция, т.е. сущность человека как социального существа, и рассматриваются в отечественной психологии в качестве высшего целостного способа существования индивида – в качестве личности.

Так, по мнению Ф.Т. Михайлова, «личность – это и есть всеобщее, родовое определение человека. Человек  как субъект свободной (целесообразной, мотивированной осознанием необходимости изменения обстоятельств) деятельности и определяется точно и однозначно - личность».

На протяжении многих возрастных периодов детства личность находится на стадии становления, еще  только формируется.  Дошкольный возраст, как писал А.Н.Леонтьев, - это период первоначального фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

Проблему  формирования личности изучали: Л.И. Божович, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Э. Эриксон, В.С. Мухина, А.В. Запорожец и другие.

Изучив фундаментальные  труды отечественных и зарубежных психологов, хочется заметить, что наиболее важное значение для развития личности имеет игра. Беря на себя роли взрослых, воспроизводя их деятельность и взаимоотношения, дети знакомятся с доступными для них правилами и мотивами поведения, которыми руководствуются взрослые в трудовой и общественной деятельности, в общении между собой. Игра захватывает детей, заставляет их по-настоящему переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи, - симпатию, сочувствие к больным, детям, уважение к старшим и др.  Действия и взаимоотношения, которые дети разыгрывают в соответствии со взятыми на себя ролями, позволяют им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, поступками, чувствами взрослых, но еще не обеспечивает их усвоение детьми. Организация таких взаимоотношений между детьми в игре, которые оказывают положительное влияние на развитие личности детей зависит от воспитателя, от его грамотного руководства игровой деятельностью детей.

 Считаем, что можно с уверенностью судить об актуальности данной проблемы, т.к. игровая деятельность вносит огромный вклад в развитие личности дошкольника.

Целью нашей работы является: изучить значение игровой деятельности для становления личности дошкольника.

Поставлены задачи работы:

      1. рассмотреть психологическую характеристику развития личности дошкольника;
      2. выявить значение игровой деятельности в становлении личности дошкольника.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности влияния игровой деятельности на становление личности дошкольника.

Использованы методы: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы, сравнительный анализ полученных теоретических сведений.

  1. Психологическая характеристика личности дошкольника

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение.

Согласно работам российского  учёного Л.С. Выготского родившийся ребенок не является личностью, но у него имеются задатки к тому, чтобы стать личностью. Личностью не рождаются, а становятся в процессе жизни. Это происходит по мере того, как человек овладевает самим собой, научается управлять своим поведением, своими психическими процессами. Формирование личности начинается в младшем школьном возрасте, вся предыдущая жизнь ребенка, лишь подготовка к такому формированию (3, 87).

По определению В.С. Мухиной личность - это человеческая «самость», исключительность, выражаемая как в способностях, так и в нравственном облике человека. Именно личность имеет сложившееся мировоззрение, которое она отстаивает во всех перипетиях жизни (6, 136).

Изучая труды А.В. Петровского, можно выделить два типа закономерностей  возрастного развития личности. Психологические закономерности развития личности, источником которого выступает противоречие между потребностью личности в персонализации (потребностью быть личностью) и объективной заинтересованностью референтных для него общностей принимать лишь те проявления индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам, ценностям и условиям развития данных общностей.

По утверждению  А.В. Петровского переход на следующую  возрастную стадию не является спонтанным, он детерминирован особенностями развития общества, что стимулирует формирование у ребенка соответствующей мотивации. Развитие личности связано с ее самоопределением, с типом и способом разрешения противоречий с социальной действительностью, собственной жизнью, окружающими людьми (7, 25).

Дошкольный  возраст, как отмечает А.А. Крылов, является начальным этапом становления субъекта познавательной и практической деятельности. Этот период жизни является чрезвычайно  важным с точки зрения генеза и  формирования социальных форм психики  и нравственного поведения. К концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционального непосредственного отношения к окружающему миру к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок, правил и норм поведения. Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять их в жизни по отношению к себе и другим. Это имеет существенное значение, прежде всего для формирования у него личностных свойств. Личность складывается в процессе реального взаимодействия ребенка с миром, включая социальное окружение, и путем усвоения им нравственных критериев, регулирующих его поведение. Этот процесс управляется взрослыми, которые способствуют отбору и тренировке социально значимых свойств. Самостоятельность ребенка начинает проявляться в том случае, когда он применяет к себе и другим нравственные оценки и на этой основе регулирует свое поведение. Это означает, что в этом возрасте складывается такое сложное свойство личности, как самосознание (8, 245).

Б.Г.Ананьев  выделял в генезе самосознания формирование самооценки. Самооценка - важный компонент самосознания, проявляется в оценке личностью самой себя, своих физических и психических возможностей, качеств, своего положения среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям (1, 12).

Как отмечал  А.В. Запорожец, изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием познавательной и мотивационной сфер ребенка, его деятельности, возрастанием к концу дошкольного возраста интереса к внутреннему миру людей (4, 89).

Я.Л. Коломенский считает важной составляющей личности ребёнка, её направленность, т.е. систему ведущих мотивов поведения (5, 60).

Мотивационная сфера ребенка активно развивается в дошкольные годы. Существенное влияние на поведение дошкольника начинают оказывать такие побуждения, как интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интересы к новым осваиваемым видам деятельности (игра, лепка, рисование, конструирование и др.), установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье, детском саду. Это делает ребенка, особенно к концу дошкольного возраста, весьма чувствительным к оценкам родителей и педагогов.

Наряду с  возникновением новых мотивов деятельности, в дошкольном возрасте наблюдается еще одно важное новообразование в мотивационной сфере - соподчинение мотивов. Одни мотивы могут преобладать над другими. И то, какие именно мотивы будут выступать в качестве главных, определит направленность всего поведения ребенка. Конечно, к концу дошкольного возраста этот стержень только-только складывается, но определенную направленность поведению ребенка он уже придает. Она может быть разной - от крайне эгоистичной до высоконравственной, конечно, в пределах возможностей данного возраста (5, 116).

В научных  трудах Л.И. Божович выделяет становление  эмоционально-волевой сферы ребёнка  в дошкольный период, так как эмоциональные  состояния человека далеко не всегда носят однозначный характер. Некоторые  из них - амбивалентны, двойственны (2, 113).

Эмоциональная сфера человека развивается, изменяется на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство, особый в этом отношении период. Это время, когда  эмоции господствуют над всеми другими  сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену. Дети существенно различаются своей эмоциональной сферой. Прежде всего, эмоциональной впечатлительностью (что во многом связано с темпераментом) и устойчивостью.

На протяжении дошкольного возраста увеличивается устойчивость чувств, они становятся более глубокими, осознанными и обобщенными. Возрастает умение ребенка контролировать свои эмоциональные реакции. Появляются новые, высшие чувства (нравственные, эстетические, познавательные). Ребенок оказывается способным проявить не только симпа-тию (антипатию), элементарное сочувствие, но и эмпатию, нежность, любовь к близким, чувство гордости и стыда (2, 121).

Первоначально эмоциональная сфера формируется  и видоизменяется в ходе практической деятельности, в процессе реального взаимодействия с людьми и предметным миром. В дальнейшем на этой основе складывается особая психическая деятельность - эмоционального воображения. Она представляет собой сплав аффективных и когнитивных процессов, т. е. единство аффекта и интеллекта, которое Л.С. Выготский считал характерным для высших, специфически человеческих чувств (3, 56).

Признавая, что в личности важны все ее стороны, А.В. Запорожец особо выделял ее нравственные, ценностные, эмоциональные и эстетические качества (4, 106).

Таким образом, подводя итог вышесказанному следует отметить,  что основы будущей личности закладываются преимущественно в дошкольном возрасте, и воспитание личности — центральная задача этого периода. Поскольку личность связана с психическими процессами, то суть этой работы состоит в формировании у ребенка новых уровней в структуре его личности — умственных образов и основ социальной и нравственной регуляции поведения, предполагающей опережающую ориентировку на отдаленные социальные результаты собственных действий с учетом общественных норм. Такое воспитание личности дошкольника осуществляется в трех основных видах деятельности: игре, продуктивной деятельности и художественном восприятии.

В рамках нашей работы считаем необходимым рассмотрение вопроса о  значении и влиянии игровой деятельности на становление личности дошкольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Значение игровой деятельности для развития личности дошкольника

 

В.А. Сухомлинский отмечал, что детство - каждодневное открытие мира и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека. Он считал, что в окружающем мире необходимо знакомить детей с каждым предметом в его связях с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги» и давать эти знаки в игровой форме, так как «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» (9, 104).   

 Игра - важнейший вид детской  деятельности, в которой происходит  формирование личности ребёнка, его морально-волевых качеств, реализуется потребность воздействия на мир.  В исследованиях отечественных психологов и педагогов подчёркивалась многоплановая взаимосвязь и взаимовлияние игры и     обучения.     В     играх     актуализируется     интеллектуальный     опыт, конкретизируются представления о сенсорных эталонах, совершенствуются умственные   действия,   накапливаются   положительные   эмоции,   которые повышают познавательные интересы дошкольников. Специальное исследование, проведённое отечественными и зарубежными учёными, позволило установить, что для  развития личности ребёнка  дошкольного возраста особое значение имеет сюжетная игра. Почему?

 Во-первых, потому что именно  этот вид игры позволяет ребёнку  почувствовать себя самостоятельным, инициативным, «взрослым» и значительным именно в игре, когда действуешь «понарошку», можно «принять гостей», «отремонтировать машину»» и «сделать» многое другое из того, что в реальной жизни для ребёнка недоступно, но очень привлекательно.

Во-вторых, потому, что игра способствует развитию воображения ребёнка. В  игре дети создают вымышленные ситуации, легко перевоплощаются в животных, сказочных персонажей. Именно поэтому, игровую деятельность дошкольника можно сравнить лишь с «очарованием высших форм творчества». Ребёнок многое «имеет в виду», держит в плане воображения. За счёт этого происходит замещение, увеличивается число символических действий, что является чрезвычайно важным для их развития.

Основной особенностью сюжетно  ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью, однако, мысль в игре ещё нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой, которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов.

Информация о работе Значение игровой деятельности для становления личности дошкольника