Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:47, реферат
Различные формы социального действия способствуют структурированию времени, помогают избежать скуки, а также дают возможность извлечь максимально возможное удовлетворение из каждой ситуации. Большинство людей, кроме того, подсознательно имеют свой жизненный план, или сценарий, согласно которому они структурируют более длительные периоды времени — месяцы, годы или даже всю свою жизнь, заполняя время ритуальной деятельностью, времяпрепровождениями, развлечениями, играми.
1. Введение.
2. Природа и определение жизненного сценария.
3. Происхождение сценария.
4. Как сценарий воплощается в жизнь.
5. Сценарий в жизни взрослого человека.
6. Почему важно понимать сценарий.
7. Сценарий и жизненный путь.
8. Литература.
Міністерство освіти і науки України
Національний технічний університет України
«Київський
політехнічний інститут»
Реферат
З «Психології» на тему:
«Життєві сценарії в долі людини»
(6 семестр)
Виконав:
Студент IІI курсу ФІОТ
Групи ЗІК-81
Деркач
Є.М.
Перевірив:
___________________________
___________________________
План.
1. Введение.
2. Природа и определение жизненного сценария.
3. Происхождение сценария.
4. Как сценарий воплощается в жизнь.
5. Сценарий в жизни взрослого человека.
6. Почему важно понимать сценарий.
7. Сценарий и жизненный путь.
8. Литература.
Чем
более зрелым и мудрым становится
любой человек, тем отчетливее он
понимает, что успех в жизни, ощущение
полноты и счастья бытия
Различные
формы социального действия способствуют
структурированию времени, помогают избежать
скуки, а также дают возможность
извлечь максимально возможное
удовлетворение из каждой ситуации. Большинство
людей, кроме того, подсознательно имеют
свой жизненный план, или сценарий,
согласно которому они структурируют
более длительные периоды времени
— месяцы, годы или даже всю свою
жизнь, заполняя время ритуальной деятельностью,
времяпрепровождениями, развлечениями,
играми. Реализуя сценарий, игры дают в
то же время немедленное
Однако
у более чувствительных, восприимчивых,
интеллигентных людей эти иллюзии
одна за другой разрушаются, что нередко
ведет к жизненному кризису. Подобный
кризис может возникнуть в связи
с переоценкой родителями своего
ребенка в юношеском возрасте
или из-за чувства протеста, часто
приобретающего причудливые формы
в подростковом возрасте. Чрезмерно
усердные попытки сохранить иллюзии
в более поздние периоды жизни
порождают иногда депрессии и
мистицизм, а разрушение иллюзий
может вызвать даже отчаяние.
Первоначально теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером, в середине 60-х годов. С тех пор многие авторы развивали ее исходные идеи.
В работе Принципы группового лечения Берн определил жизненный сценарий как "неосознаваемый план жизни". Позже, в книге Что вы делаете после того, как сказали “привет”, он дал более полное определение: "План жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала".
Чтобы глубже понять, что такое сценарий, давайте подробно рассмотрим, из чего складываются приведенные выше определения.
Сценарий – это план жизни.
Мысль о том, что детские впечатления отражаются в дальнейшем на ходе жизни взрослых людей, занимает центральное место во многих других направлениях психологии. Отличительная особенность теории сценария состоит в указании на то, что ребенок составляет именно определенный план своей жизни, а не просто общие представления о мире. Согласно данной теории, этот план составляется в форме некой театральной постановки с ясно обозначенными началом, серединой и концом.
Сценарий ведет к развязке.
Другой отличительной особенностью теории сценария служит утверждение, согласно которому план жизни "завершается так, как было решено с самого начала". Когда малое дитя пишет сценарий своей жизни, оно пишет также концовку этого сценария. Все остальные части сюжета, начиная с вводной сцены и далее, планируются таким образом, чтобы привести к этой заключительной финальной сцене.
В рамках теории сценария эта заключительная сцена называется развязкой сценария. Теория утверждает, что когда мы, будучи взрослыми людьми, разыгрываем свой сценарий, то бессознательно выбираем те формы поведения, которые приближают нас к развязке.
Сценарий является результатом решения.
Берн определяет сценарий как "план жизни, который составляется в детстве". Иными словами, ребенок решает, каким будет план его жизни. Последний обусловлен не только внешними факторами вроде влияния родителей или окружающей среды. Поэтому говорится, что сценарий является результатом решения.
Из этого следует, что даже воспитываясь в одних и тех же условиях, разные дети могут принять решения насчет совершенно разных планов жизни.
В
теории сценария термин "решение"
используется в значении, отличном от
того, которое обычно приводится в толковых
словарях. Ребенок принимает решения по
поводу сценария своей жизни без тщательного
обдумывания, свойственного взрослым
людям в случае принятия решений. Самые
ранние решения обусловлены чувствами,
а не мышлением, и принимаются ребенком
до того, как он начинает говорить. Они
обусловлены также иным подходом к проверке
их на соответствие действительности,
нежели тот, которым пользуются взрослые
люди.
Сценарий подкрепляется родителями.
Хотя родители не могут заставить ребенка принять те или иные решения касательно его сценария, они могут оказывать на эти решения значительное влияние. С первых же дней жизни ребенка родители адресуют ему какие-то послания, на основе которых он делает определенные умозаключения о самом себе, других людях и мире в целом. Эти сценарные послания могут быть вербальными и невербальными. Они образуют ту содержательную структуру, в ответ на которую ребенок принимает главные решения по поводу своего сценария.
Сценарий не сознается.
Когда мы вырастаем, воспоминания о раннем детстве приоткрываются нам лишь во снах и фантазиях. Не уделив достаточных усилий выявлению и анализу своего сценария, мы вероятнее всего так и не узнаем о решениях, принятых нами в раннем детстве, – несмотря на то, что мы, возможно, осуществляем их в своем поведении.
Переопределение действительности с целью "оправдания" сценария.
Когда
Берн писал о том, что сценарий "оправдывается
последующими событиями", слово "оправдывается"
ему следовало бы заключить в кавычки.
Нередко нам приходится истолковывать
действительность в рамках нашего собственного
мировосприятия так, чтобы она оправдывала
в наших глазах верность принятых нами
сценарных решений. Мы поступаем так потому,
что любая угроза нашему сценарному представлению
о мире может восприниматься нами в состоянии
Ребенка как угроза удовлетворению наших
потребностей, а то и как угроза нашему
существованию. Когда мы будем рассматривать
в последующих главах пренебрежение, переопределение
и мировосприятие, то увидим, как происходит
такое искажение действительности и как
оно связано с жизненными проблемами.
Зачем мы принимаем в младенчестве такие всеобъемлющие решения о самих себе, других людях и мире в целом? Чему они служат? Ответ заключается в двух ключевых особенностях формирования сценария.
1) Сценарные решения представляют собой наилучшую для данного младенца стратегию выживания в мире, который зачастую кажется ему враждебным и даже угрожающим для жизни.
2) Сценарные решения принимаются на основе младенческих эмоций и младенческой проверки их на соответствие действительности.
Ответ на враждебность мира.
Младенец мал и физически беззащитен. Мир для него населен огромными великанами. Неожиданный звук может свидетельствовать о том, что его жизнь в опасности. Безо всяких слов или логических умозаключений младенец знает, что если Мама или Папа уйдут, он погибнет. Если они чересчур рассердятся на него, то могут его уничтожить. Кроме того, у младенца отсутствует взрослое понимание времени. Если он голоден или замерз, а Мама не приходит, то, возможно, она уже не придет никогда, а это означает смерть. Или это может означать нечто более страшное, чем смерть, – что ты навсегда-навсегда остался один.
Возможно, когда ребенку исполняется два или три года, у него рождается брат или сестра. Он уже подрос, он умеет ходить и знает, что это рождение для него скорее всего не смертельно. Но Мамино внимание, похоже, без остатка занято новорожденным. Может быть, любви на всех не хватит? Не заберет ли всю ее младенец? Теперь появляется угроза лишиться Маминой любви.
На протяжении всех лет формирования сценария ребенок занимает подчиненное положение. Родители в его восприятии обладают абсолютной властью. Для младенца это власть над его жизнью и смертью. Позже это власть удовлетворять или не удовлетворять его потребности.
В ответ на это ребенок решает, какие ему избрать стратегии, чтобы остаться в живых и как можно полнее удовлетворить свои нужды.
Ранняя проверка на соответствие действительности и эмоции.
Малое дитя мыслит не так, как взрослый человек. Эмоции оно также испытывает иначе. Сценарные решения принимаются на основе специфически детского мышления и чувствования.
Эмоциональный опыт младенца включает в себя чувства ярости, крайней зависимости, ужаса и экстаза. Свои ранние решения он принимает в ответ на возникновение этих чувств. Не удивительно, что его решения носят зачастую экстремальный характер. Предположим, ребенку приходится лечь в больницу на операцию. Это связано с неприятными переживаниями даже для взрослого. Но младенец может переживать это событие как ужасное бедствие. Наряду со страхом он испытывает глубочайшую печаль от того, что с ним нет и, возможно, никогда не будет Мамы. И его переполняет гнев, так как она допустила, чтобы это с ним случилось. Он может решить: "Эти люди хотят убить меня. Мама позволила этому случиться, значит она тоже хочет меня убить. Лучше я их всех сам поубиваю прежде, чем они до меня добрались".
По правилам детской логики, нужно идти от частного к общему. Допустим, к примеру, что мать не всегда откликается на требования ребенка. Скажем, иногда подходит к нему, когда он плачет, а иногда нет. Из этого ребенок заключает не просто, что "Мама – человек ненадежный". Он может решить, что "людям доверять нельзя" или, возможно, "женщинам доверять нельзя". Девочка четырех-пяти лет может злиться на Папу за то, что он перестал проявлять по отношению к ней то тепло и заботу, которыми одаривал ее, пока она была младенцем. Скорее всего, она решит не просто, что "я зла на папу", а что "я зла на мужчин".