Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:30, реферат
Задержка психического развития - временное нарушение развития, которое корригируется тем раньше, чем благоприятнее условия развития ребенка.
По определению, опубликованному в 1968 г. Национальным комитетом советников по детям с недостатками развития: «Специфические трудности в обучении означают расстройство одного или более основных психических процессов, участвующих в понимании или использовании устной или письменной речи, которые могут проявляться в несовершенстве способностей слушать, думать, говорить, писать, выделять звуки в слове или производить математические расчеты. Понятие включает такие условия, как перцептивная недостаточность, повреждение мозга, минимальные мозговые дисфункции, дислексия, афазия развития. Понятие не включает детей, трудности которых являются в основном результатом зрительных нарушений, неблагоприятных средовых, культурных или экономических условий».
1. Определение. Причины. Классификация
2. Закономерности развития детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте
3. Дети с задержкой психического развития в школьном возрасте
Список используемой литературы
Неточность и замедленность
восприятия в наибольшей мере проявляются
в младшем школьном возрасте, когда
обнаруживаются связанные с недостатками
восприятия ошибки при списывании текста,
воспроизведении фигур по зрительно
представленным образцам и т. п. В
наибольшей мере эти недостатки проявляются
при усложнении и ухудшении условий
восприятия, когда, например, изображения
демонстрируются повернутыми
С возрастом восприятие
детей с задержкой психического
развития совершенствуется, особенно
значительно улучшаются показатели
времени реакции, отражающие скорость
восприятия, и это проявляется
как в качественных его характеристиках,
прежде всего в полноте восприятия
объектов, так и в количественных
показателях, к которым относится
скорость восприятия.
Школьники с задержкой психического развития значительно хуже запоминают и воспроизводят учебный материал, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Как и у нормально
развивающихся младших
Произвольное запоминание
у детей с задержкой
Общие особенности
кратковременной памяти детей с
задержкой психического развития в
сравнении с памятью нормально
развивающихся характеризуются
малым объемом, медленным нарастанием
продуктивности при повторных предъявлениях,
повышенной тормозимостью следов в результате
интерференции со стороны побочных воздействий,
нарушением порядка в воспроизведении,
низкой избирательностью.
Различия между
детьми с задержкой психического
развития и нормально развивающимися
оказываются значительно большими
по объему долговременной памяти. С учетом
этой особенности памяти в школах и классах
для детей с задержкой психического развития
организуется значительно более частое
по сравнению с обычной школой повторение
пройденного материала при разнообразии
форм его предъявления.
Качественные особенности
памяти, отличающие их от нормально
развивающихся младших
- недоразвитие самоконтроля,
которое проявляется наиболее
ярко в привнесениях при
- слабая избирательность
памяти, что показано в экспериментах
на опосредствованное
- неумение преднамеренно
применять рациональные
- низкая мыслительная
активность в процессе
У младших школьников
с задержкой психического развития
познавательная активность крайне низка,
что является наиболее выраженным проявлением
низкого уровня их психической активности
в целом и крайне слабой познавательной
мотивации. В свою очередь низкий
уровень познавательной мотивации
приводит к тому, что у младших
школьников рассматриваемой категории
в отличие от нормально развивающихся
редко обнаруживается готовность к
решению мыслительных задач.
Вследствие низкой
познавательной активности в дошкольном
возрасте опыт решения различных
мыслительных задач, а, следовательно,
опыт использования мыслительных операций
и действий у этих детей очень
ограничен. В значительной мере это
является причиной неумения использовать
даже сформированные мыслительные операции.
Обнаруживается также и недостаточная
избирательность, т.е. умение из имеющегося
«арсенала» выбрать операцию, необходимую
в данном конкретном случае.
Изучение мыслительной
деятельности детей с задержкой
психического развития дает возможность
увидеть важнейшую составляющую
их общей характеристики -- значительные
потенциальные возможности. Только дети
с задержкой психического развития к концу
среднего школьного возраста находятся
в основном на стадии конкретно-понятийного
мышления, в то время как их нормально
развивающиеся сверстники уже достигают
стадии абстрактно-понятийного мышления.
Ни педагоги, занимающиеся
с детьми с задержкой психического
развития, ни исследователи не обнаруживают
у детей этой группы грубых нарушений
произношения и фонематического
слуха.
Недостатки словаря
детей с задержкой психического
развития, его бедность проявляются
как в малочисленности
Большинство учащихся
с задержкой психического развития
не отделяют глаголов от слов, обозначающих
предметы и их признаки. Значительные
трудности отмечаются в употреблении
и понимании предлогов, особенно обозначающих
пространственные и временные отношения
-- «из-за», «через», «из-под», «позади»,
«между», «до», «после» и т.д. В большой
мере это связано с недостатками познавательной
деятельности и ограниченностью опыта
детей, следствием чего является недоразвитие
или крайняя ограниченность их пространственных
и временных понятий и представлений.
В спонтанной речи детей многие из этих
предлогов вообще отсутствуют.
При изучении словообразования
у школьников с задержкой психического
развития выявилось довольно значительное
число слов, которые не встречаются
при выполнении таких заданий
нормально развивающимися детьми (например,
неологизмы).
Недостаточная сформированность
грамматического строя речи детей с задержкой
психического развития может не обнаруживаться
в спонтанной речи и поэтому замечается
нередко, только когда ребенок приступает
к школьному обучению. Она проявляется
в трудностях при овладении новыми формами
речи -- повествованием и рассуждением
и выступает в ситуациях, требующих развернутых
речевых высказываний.
Давая самую общую
характеристику младших школьников
с задержкой психического развития,
следует выделить эмоциональную
лабильность, слабость волевых усилий,
несамостоятельность и
Среди детей с
задержкой психического развития церебрально-органического
генеза И. Ф. Марковская (1994) выделяет группы
с проявлениями психической неустойчивости
и психической тормозимости.
Дети первой группы
шумные и подвижные: на переменах
и прогулках забираются на деревья,
катаются на перилах, громко кричат, пытаются
участвовать в играх других детей,
но, не умея следовать правилам, ссорятся,
мешают другим. Со взрослыми бывают ласковыми
и даже назойливыми, но легко вступают
в конфликт, проявляя при этом грубость
и крикливость. Чувства раскаяния и обиды
у них неглубоки и кратковременны.
При психической тормозимости
наряду с личностной незрелостью особенно
проявляется несамостоятельность, нерешительность,
робость, медлительность. Симбиотическая
привязанность к родителям приводит к
трудностям привыкания к школе. Такие
дети часто плачут, скучают по дому, избегают
подвижных игр, теряются у доски и часто
не отвечают, даже зная правильный ответ.
Низкие оценки и замечания могут вызвать
у них слезы.
Для всех младших
школьников с задержкой психического
развития характерны частые проявления
беспокойства и тревоги. В школе
наблюдается состояние
Младшие школьники
с задержкой психического развития
отстают от нормально развивающихся
по сформированности произвольного поведения.
Гораздо чаще, чем у нормально развивающихся
сверстников, у них наблюдается импульсивное
поведение.
Значительным своеобразием
отличается развитие личности детей
рассматриваемой категории. Для
них характерна низкая самооценка,
неуверенность в себе (особенно у
школьников, которые какое-то время
до специальной школы обучались
в школе общего назначения).
В старшем школьном
возрасте у школьников с задержкой
психического развития обнаруживается
ряд особенностей личности, общих
с наблюдаемыми у нормально развивающихся
подростков. Это слабость, уязвимость
личности, высокая экстрапунитивность
реакций с агрессией на окружение, ведущая
к конфликтности; некорректность в отношениях
с окружающими; выраженность самозащитных
реакций; наличие признаков акцентуации
характера. Но в отличие от нормально развивающихся
сверстников у них слабо выражены реакции
самоутверждения, самоопределения, характерные
для этого возраста. Не проявляется острая
потребность в объединении со сверстниками,
взрослые остаются для них бо-лее значимыми.
Эти особенности
установлены в исследовании Е.Г.
Дзугкоевой (1999), которая также отмечает,
что в благополучной ситуации, в частности
в условиях специальной школы, подростки
с задержкой психического развития достаточно
послушны, управляемы и подчиняются общим
правилам поведения. В наибольшей мере
это относится к подросткам, с самого начала
обучавшимся в специальной школе. Это
объясняется их удовлетворенностью своим
положением.
Список используемой
литературы :
1. Специальная психология.
Под ред. Лубовского В.И. - М: Академия,
2005.
2. Хрестоматия по
нейропсихологии. Под ред.Е.Д.
Информация о работе Задержанное развитие как один из вариантов психического дизонтогенеза