Задержанное развитие как один из вариантов психического дизонтогенеза

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:30, реферат

Краткое описание

Задержка психического развития - временное нарушение развития, которое корригируется тем раньше, чем благоприятнее условия развития ребенка.

По определению, опубликованному в 1968 г. Национальным комитетом советников по детям с недостатками развития: «Специфические трудности в обучении означают расстройство одного или более основных психических процессов, участвующих в понимании или использовании устной или письменной речи, которые могут проявляться в несовершенстве способностей слушать, думать, говорить, писать, выделять звуки в слове или производить математические расчеты. Понятие включает такие условия, как перцептивная недостаточность, повреждение мозга, минимальные мозговые дисфункции, дислексия, афазия развития. Понятие не включает детей, трудности которых являются в основном результатом зрительных нарушений, неблагоприятных средовых, культурных или экономических условий».

Оглавление

1. Определение. Причины. Классификация
2. Закономерности развития детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте
3. Дети с задержкой психического развития в школьном возрасте

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ЗР как один из вариантов психического дизонтогенеза.docx

— 38.20 Кб (Скачать)

Неточность и замедленность  восприятия в наибольшей мере проявляются  в младшем школьном возрасте, когда  обнаруживаются связанные с недостатками восприятия ошибки при списывании текста, воспроизведении фигур по зрительно  представленным образцам и т. п. В  наибольшей мере эти недостатки проявляются  при усложнении и ухудшении условий  восприятия, когда, например, изображения  демонстрируются повернутыми или когда уменьшается их яркость и четкость. 

С возрастом восприятие детей с задержкой психического развития совершенствуется, особенно значительно улучшаются показатели времени реакции, отражающие скорость восприятия, и это проявляется  как в качественных его характеристиках, прежде всего в полноте восприятия объектов, так и в количественных показателях, к которым относится  скорость восприятия. 

Школьники с задержкой  психического развития значительно  хуже запоминают и воспроизводят  учебный материал, чем их нормально  развивающиеся сверстники.

Как и у нормально  развивающихся младших школьников, показатели запоминания наглядного материала более высокие, чем  словесного. Но у детей с задержкой психического развития различия между наглядной (образной) и словесной памятью (в пользу наглядной) значительно больше, чем у нормально развивающихся сверстников. Оно также говорит о слабости самоконтроля, проявляющейся в повторных воспроизведениях детьми с задержкой психического развития одних и тех же запечатленных элементов. 

Произвольное запоминание  у детей с задержкой психического развития формируется значительно  более медленными темпами. 

Общие особенности  кратковременной памяти детей с  задержкой психического развития в  сравнении с памятью нормально  развивающихся характеризуются  малым объемом, медленным нарастанием  продуктивности при повторных предъявлениях, повышенной тормозимостью следов в результате интерференции со стороны побочных воздействий, нарушением порядка в воспроизведении, низкой избирательностью. 

Различия между  детьми с задержкой психического развития и нормально развивающимися оказываются значительно большими по объему долговременной памяти. С учетом этой особенности памяти в школах и классах для детей с задержкой психического развития организуется значительно более частое по сравнению с обычной школой повторение пройденного материала при разнообразии форм его предъявления. 

Качественные особенности  памяти, отличающие их от нормально  развивающихся младших школьников: 

- недоразвитие самоконтроля, которое проявляется наиболее  ярко в привнесениях при воспроизведении  и в изменениях слов, предлагавшихся  для запоминания; 

- слабая избирательность  памяти, что показано в экспериментах  на опосредствованное запоминание,  когда вместо слова, для запоминания  которого была выбрана определенная  картинка, воспроизводилось название  предмета, на ней изображенного; 

- неумение преднамеренно  применять рациональные способы  запоминания (например, использовать  план при запоминании связного  текста или определенным образом  соотнести, осмыслить запоминаемый  материал); 

- низкая мыслительная  активность в процессе воспроизведения. 

У младших школьников с задержкой психического развития познавательная активность крайне низка, что является наиболее выраженным проявлением  низкого уровня их психической активности в целом и крайне слабой познавательной мотивации. В свою очередь низкий уровень познавательной мотивации  приводит к тому, что у младших  школьников рассматриваемой категории  в отличие от нормально развивающихся  редко обнаруживается готовность к  решению мыслительных задач. 

Вследствие низкой познавательной активности в дошкольном возрасте опыт решения различных  мыслительных задач, а, следовательно, опыт использования мыслительных операций и действий у этих детей очень  ограничен. В значительной мере это  является причиной неумения использовать даже сформированные мыслительные операции. Обнаруживается также и недостаточная  избирательность, т.е. умение из имеющегося «арсенала» выбрать операцию, необходимую  в данном конкретном случае. 

Изучение мыслительной деятельности детей с задержкой  психического развития дает возможность  увидеть важнейшую составляющую их общей характеристики -- значительные потенциальные возможности. Только дети с задержкой психического развития к концу среднего школьного возраста находятся в основном на стадии конкретно-понятийного мышления, в то время как их нормально развивающиеся сверстники уже достигают стадии абстрактно-понятийного мышления. 

Ни педагоги, занимающиеся с детьми с задержкой психического развития, ни исследователи не обнаруживают у детей этой группы грубых нарушений  произношения и фонематического  слуха. 

Недостатки словаря  детей с задержкой психического развития, его бедность проявляются  как в малочисленности употребляемых  ими слов (особенно узок активный словарь), так и в том, что слова, которыми пользуются дети, имеют или слишком  ограниченное значение, или, напротив, чрезмерно широкое и недифференцированное. Иногда слова употребляются вообще в неадекватном значении. Одной из наиболее часто встречающихся в  речи детей категорией слов являются существительные. Их употребление детьми с задержкой психического развития также имеет определенное свое-образие. В их речи отсутствует ряд существительных, обозначающих конкретные предметы из непосредственного окружения (некоторые продукты питания, учебные предметы, животные и др.). Содержание поня-тий, обозначаемых имеющимися словами, также значительно отличается от характерного для нормально развивающихся детей. Часто оно включает несущественные признаки при отсутствии определяющих. Это приводит к значительным затруднениям и ошибкам при классификации и группировке предметов. При этом обнаруживается, что в одних случаях особенно беден запас слов, обозначающих видовые понятия, в других -- отсутствуют слова (или их мало), обозначающие родовые понятия и классы предметов и явлений. Все эти особенности приводят к нередко ошибочному употреблению существительных, неправильному их соотнесению с предметами окружающего мира. Несомненно, и понима-ние речи по тем же причинам может быть дефектным. 

Большинство учащихся с задержкой психического развития не отделяют глаголов от слов, обозначающих предметы и их признаки. Значительные трудности отмечаются в употреблении и понимании предлогов, особенно обозначающих пространственные и временные отношения -- «из-за», «через», «из-под», «позади», «между», «до», «после» и т.д. В большой мере это связано с недостатками познавательной деятельности и ограниченностью опыта детей, следствием чего является недоразвитие или крайняя ограниченность их пространственных и временных понятий и представлений. В спонтанной речи детей многие из этих предлогов вообще отсутствуют. 

При изучении словообразования у школьников с задержкой психического развития выявилось довольно значительное число слов, которые не встречаются  при выполнении таких заданий  нормально развивающимися детьми (например, неологизмы). 

Недостаточная сформированность грамматического строя речи детей с задержкой психического развития может не обнаруживаться в спонтанной речи и поэтому замечается нередко, только когда ребенок приступает к школьному обучению. Она проявляется в трудностях при овладении новыми формами речи -- повествованием и рассуждением и выступает в ситуациях, требующих развернутых речевых высказываний. 

Давая самую общую  характеристику младших школьников с задержкой психического развития, следует выделить эмоциональную  лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, личностную незрелость в целом. 

Среди детей с  задержкой психического развития церебрально-органического  генеза И. Ф. Марковская (1994) выделяет группы с проявлениями психической неустойчивости и психической тормозимости. 

Дети первой группы шумные и подвижные: на переменах  и прогулках забираются на деревья, катаются на перилах, громко кричат, пытаются участвовать в играх других детей, но, не умея следовать правилам, ссорятся, мешают другим. Со взрослыми бывают ласковыми и даже назойливыми, но легко вступают в конфликт, проявляя при этом грубость и крикливость. Чувства раскаяния и обиды у них неглубоки и кратковременны. 

При психической тормозимости наряду с личностной незрелостью особенно проявляется несамостоятельность, нерешительность, робость, медлительность. Симбиотическая привязанность к родителям приводит к трудностям привыкания к школе. Такие дети часто плачут, скучают по дому, избегают подвижных игр, теряются у доски и часто не отвечают, даже зная правильный ответ. Низкие оценки и замечания могут вызвать у них слезы. 

Для всех младших  школьников с задержкой психического развития характерны частые проявления беспокойства и тревоги. В школе  наблюдается состояние напряженности, скованности, пассивность, неуверенность  в себе (О.В.Фролова, 2001). 

Младшие школьники  с задержкой психического развития отстают от нормально развивающихся по сформированности произвольного поведения. Гораздо чаще, чем у нормально развивающихся сверстников, у них наблюдается импульсивное поведение. 

Значительным своеобразием отличается развитие личности детей  рассматриваемой категории. Для  них характерна низкая самооценка, неуверенность в себе (особенно у  школьников, которые какое-то время  до специальной школы обучались  в школе общего назначения). 

В старшем школьном возрасте у школьников с задержкой  психического развития обнаруживается ряд особенностей личности, общих  с наблюдаемыми у нормально развивающихся подростков. Это слабость, уязвимость личности, высокая экстрапунитивность реакций с агрессией на окружение, ведущая к конфликтности; некорректность в отношениях с окружающими; выраженность самозащитных реакций; наличие признаков акцентуации характера. Но в отличие от нормально развивающихся сверстников у них слабо выражены реакции самоутверждения, самоопределения, характерные для этого возраста. Не проявляется острая потребность в объединении со сверстниками, взрослые остаются для них бо-лее значимыми. 

Эти особенности  установлены в исследовании Е.Г. Дзугкоевой (1999), которая также отмечает, что в благополучной ситуации, в частности в условиях специальной школы, подростки с задержкой психического развития достаточно послушны, управляемы и подчиняются общим правилам поведения. В наибольшей мере это относится к подросткам, с самого начала обучавшимся в специальной школе. Это объясняется их удовлетворенностью своим положением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы : 
 

1. Специальная психология. Под ред. Лубовского В.И. - М: Академия, 2005. 

2. Хрестоматия по  нейропсихологии. Под ред.Е.Д.Хомской. М: МПСИ, 2004.

Информация о работе Задержанное развитие как один из вариантов психического дизонтогенеза