Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:30, реферат
Задержка психического развития - временное нарушение развития, которое корригируется тем раньше, чем благоприятнее условия развития ребенка.
По определению, опубликованному в 1968 г. Национальным комитетом советников по детям с недостатками развития: «Специфические трудности в обучении означают расстройство одного или более основных психических процессов, участвующих в понимании или использовании устной или письменной речи, которые могут проявляться в несовершенстве способностей слушать, думать, говорить, писать, выделять звуки в слове или производить математические расчеты. Понятие включает такие условия, как перцептивная недостаточность, повреждение мозга, минимальные мозговые дисфункции, дислексия, афазия развития. Понятие не включает детей, трудности которых являются в основном результатом зрительных нарушений, неблагоприятных средовых, культурных или экономических условий».
1.	Определение. Причины. Классификация
2.	Закономерности развития детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте
3.	Дети с задержкой психического развития в школьном возрасте
Список  используемой  литературы
Неточность и замедленность 
восприятия в наибольшей мере проявляются 
в младшем школьном возрасте, когда 
обнаруживаются связанные с недостатками 
восприятия ошибки при списывании текста, 
воспроизведении фигур по зрительно 
представленным образцам и т. п. В 
наибольшей мере эти недостатки проявляются 
при усложнении и ухудшении условий 
восприятия, когда, например, изображения 
демонстрируются повернутыми 
С возрастом восприятие 
детей с задержкой психического 
развития совершенствуется, особенно 
значительно улучшаются показатели 
времени реакции, отражающие скорость 
восприятия, и это проявляется 
как в качественных его характеристиках, 
прежде всего в полноте восприятия 
объектов, так и в количественных 
показателях, к которым относится 
скорость восприятия. 
Школьники с задержкой психического развития значительно хуже запоминают и воспроизводят учебный материал, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Как и у нормально 
развивающихся младших 
Произвольное запоминание 
у детей с задержкой 
Общие особенности 
кратковременной памяти детей с 
задержкой психического развития в 
сравнении с памятью нормально 
развивающихся характеризуются 
малым объемом, медленным нарастанием 
продуктивности при повторных предъявлениях, 
повышенной тормозимостью следов в результате 
интерференции со стороны побочных воздействий, 
нарушением порядка в воспроизведении, 
низкой избирательностью. 
Различия между 
детьми с задержкой психического 
развития и нормально развивающимися 
оказываются значительно большими 
по объему долговременной памяти. С учетом 
этой особенности памяти в школах и классах 
для детей с задержкой психического развития 
организуется значительно более частое 
по сравнению с обычной школой повторение 
пройденного материала при разнообразии 
форм его предъявления. 
Качественные особенности 
памяти, отличающие их от нормально 
развивающихся младших 
- недоразвитие самоконтроля, 
которое проявляется наиболее 
ярко в привнесениях при 
- слабая избирательность 
памяти, что показано в экспериментах 
на опосредствованное 
- неумение преднамеренно 
применять рациональные 
- низкая мыслительная 
активность в процессе 
У младших школьников 
с задержкой психического развития 
познавательная активность крайне низка, 
что является наиболее выраженным проявлением 
низкого уровня их психической активности 
в целом и крайне слабой познавательной 
мотивации. В свою очередь низкий 
уровень познавательной мотивации 
приводит к тому, что у младших 
школьников рассматриваемой категории 
в отличие от нормально развивающихся 
редко обнаруживается готовность к 
решению мыслительных задач. 
Вследствие низкой 
познавательной активности в дошкольном 
возрасте опыт решения различных 
мыслительных задач, а, следовательно, 
опыт использования мыслительных операций 
и действий у этих детей очень 
ограничен. В значительной мере это 
является причиной неумения использовать 
даже сформированные мыслительные операции. 
Обнаруживается также и недостаточная 
избирательность, т.е. умение из имеющегося 
«арсенала» выбрать операцию, необходимую 
в данном конкретном случае. 
Изучение мыслительной 
деятельности детей с задержкой 
психического развития дает возможность 
увидеть важнейшую составляющую 
их общей характеристики -- значительные 
потенциальные возможности. Только дети 
с задержкой психического развития к концу 
среднего школьного возраста находятся 
в основном на стадии конкретно-понятийного 
мышления, в то время как их нормально 
развивающиеся сверстники уже достигают 
стадии абстрактно-понятийного мышления. 
Ни педагоги, занимающиеся 
с детьми с задержкой психического 
развития, ни исследователи не обнаруживают 
у детей этой группы грубых нарушений 
произношения и фонематического 
слуха. 
Недостатки словаря 
детей с задержкой психического 
развития, его бедность проявляются 
как в малочисленности 
Большинство учащихся 
с задержкой психического развития 
не отделяют глаголов от слов, обозначающих 
предметы и их признаки. Значительные 
трудности отмечаются в употреблении 
и понимании предлогов, особенно обозначающих 
пространственные и временные отношения 
-- «из-за», «через», «из-под», «позади», 
«между», «до», «после» и т.д. В большой 
мере это связано с недостатками познавательной 
деятельности и ограниченностью опыта 
детей, следствием чего является недоразвитие 
или крайняя ограниченность их пространственных 
и временных понятий и представлений. 
В спонтанной речи детей многие из этих 
предлогов вообще отсутствуют. 
При изучении словообразования 
у школьников с задержкой психического 
развития выявилось довольно значительное 
число слов, которые не встречаются 
при выполнении таких заданий 
нормально развивающимися детьми (например, 
неологизмы). 
Недостаточная сформированность 
грамматического строя речи детей с задержкой 
психического развития может не обнаруживаться 
в спонтанной речи и поэтому замечается 
нередко, только когда ребенок приступает 
к школьному обучению. Она проявляется 
в трудностях при овладении новыми формами 
речи -- повествованием и рассуждением 
и выступает в ситуациях, требующих развернутых 
речевых высказываний. 
Давая самую общую 
характеристику младших школьников 
с задержкой психического развития, 
следует выделить эмоциональную 
лабильность, слабость волевых усилий, 
несамостоятельность и 
Среди детей с 
задержкой психического развития церебрально-органического 
генеза И. Ф. Марковская (1994) выделяет группы 
с проявлениями психической неустойчивости 
и психической тормозимости. 
Дети первой группы 
шумные и подвижные: на переменах 
и прогулках забираются на деревья, 
катаются на перилах, громко кричат, пытаются 
участвовать в играх других детей, 
но, не умея следовать правилам, ссорятся, 
мешают другим. Со взрослыми бывают ласковыми 
и даже назойливыми, но легко вступают 
в конфликт, проявляя при этом грубость 
и крикливость. Чувства раскаяния и обиды 
у них неглубоки и кратковременны. 
При психической тормозимости 
наряду с личностной незрелостью особенно 
проявляется несамостоятельность, нерешительность, 
робость, медлительность. Симбиотическая 
привязанность к родителям приводит к 
трудностям привыкания к школе. Такие 
дети часто плачут, скучают по дому, избегают 
подвижных игр, теряются у доски и часто 
не отвечают, даже зная правильный ответ. 
Низкие оценки и замечания могут вызвать 
у них слезы. 
Для всех младших 
школьников с задержкой психического 
развития характерны частые проявления 
беспокойства и тревоги. В школе 
наблюдается состояние 
Младшие школьники 
с задержкой психического развития 
отстают от нормально развивающихся 
по сформированности произвольного поведения. 
Гораздо чаще, чем у нормально развивающихся 
сверстников, у них наблюдается импульсивное 
поведение. 
Значительным своеобразием 
отличается развитие личности детей 
рассматриваемой категории. Для 
них характерна низкая самооценка, 
неуверенность в себе (особенно у 
школьников, которые какое-то время 
до специальной школы обучались 
в школе общего назначения). 
В старшем школьном 
возрасте у школьников с задержкой 
психического развития обнаруживается 
ряд особенностей личности, общих 
с наблюдаемыми у нормально развивающихся 
подростков. Это слабость, уязвимость 
личности, высокая экстрапунитивность 
реакций с агрессией на окружение, ведущая 
к конфликтности; некорректность в отношениях 
с окружающими; выраженность самозащитных 
реакций; наличие признаков акцентуации 
характера. Но в отличие от нормально развивающихся 
сверстников у них слабо выражены реакции 
самоутверждения, самоопределения, характерные 
для этого возраста. Не проявляется острая 
потребность в объединении со сверстниками, 
взрослые остаются для них бо-лее значимыми. 
Эти особенности 
установлены в исследовании Е.Г. 
Дзугкоевой (1999), которая также отмечает, 
что в благополучной ситуации, в частности 
в условиях специальной школы, подростки 
с задержкой психического развития достаточно 
послушны, управляемы и подчиняются общим 
правилам поведения. В наибольшей мере 
это относится к подросткам, с самого начала 
обучавшимся в специальной школе. Это 
объясняется их удовлетворенностью своим 
положением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список используемой 
литературы : 
 
1. Специальная психология. 
Под ред. Лубовского В.И. - М: Академия, 
2005. 
2. Хрестоматия по 
нейропсихологии. Под ред.Е.Д.
Информация о работе Задержанное развитие как один из вариантов психического дизонтогенеза