Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:30, реферат
Задержка психического развития - временное нарушение развития, которое корригируется тем раньше, чем благоприятнее условия развития ребенка.
По определению, опубликованному в 1968 г. Национальным комитетом советников по детям с недостатками развития: «Специфические трудности в обучении означают расстройство одного или более основных психических процессов, участвующих в понимании или использовании устной или письменной речи, которые могут проявляться в несовершенстве способностей слушать, думать, говорить, писать, выделять звуки в слове или производить математические расчеты. Понятие включает такие условия, как перцептивная недостаточность, повреждение мозга, минимальные мозговые дисфункции, дислексия, афазия развития. Понятие не включает детей, трудности которых являются в основном результатом зрительных нарушений, неблагоприятных средовых, культурных или экономических условий».
1. Определение. Причины. Классификация
2. Закономерности развития детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте
3. Дети с задержкой психического развития в школьном возрасте
Список используемой литературы
Федеральное агентство по образованию
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет
им. В.П.
Астафьева»
Реферат по предмету психология детей с задержкой психического развития
Тема: «Задержанное развитие как
один из вариантов психического дизонтогенеза »
Выполнила:
Студентка
32 группы ИСП
Проверила:
Красноярск
2011 г.
Содержание:
Список используемой
литературы
Задержка психического
развития - временное нарушение развития,
которое корригируется тем раньше, чем
благоприятнее условия развития ребенка.
По определению, опубликованному
в 1968 г. Национальным комитетом советников
по детям с недостатками развития:
«Специфические трудности в обучении
означают расстройство одного или более
основных психических процессов, участвующих
в понимании или использовании устной
или письменной речи, которые могут проявляться
в несовершенстве способностей слушать,
думать, говорить, писать, выделять звуки
в слове или производить математические
расчеты. Понятие включает такие условия,
как перцептивная недостаточность, повреждение
мозга, минимальные мозговые дисфункции,
дислексия, афазия развития. Понятие не
включает детей, трудности которых являются
в основном результатом зрительных нарушений,
неблагоприятных средовых, культурных
или экономических условий».
Причинами задержки
психического развития могут быть тяжелые
инфекционные заболевания матери во
время беременности, токсикозы беременности,
хроническая гипоксия плода вследствие
плацентарной недостаточности, травмы
во время беременности и при родах,
генетические факторы, асфиксия, нейроинфекции,
недостатки питания и хронические соматические
заболевания, а также травмы мозга в ранний
период жизни ребенка, исходный низкий
уровень функциональных возможностей
как индивидуальная особенность развития
ребенка («церебрастенический инфантилизм»
- по В.В. Ковалеву), тяжелые эмоциональные
расстройства невротического характера,
связанные, как правило, с крайне неблагоприятными
условиями раннего развития.
По классификации
К.С. Лебединской выделяется четыре
группы детей с задержкой психического
развития.
Первая группа - задержка психического развития конституционального происхождения.
Это гармонический психический и психофизический инфантилизм.
Такие дети отличаются
уже внешне. Они более субтильны,
часто рост у них меньше среднего и личико
сохраняет черты более раннего возраста,
даже когда они уже становятся школьниками.
У этих детей особенно сильно выражено
отставание в развитии эмоциональной
сферы. Они находятся как бы на более ранней
стадии развития по сравнению с хронологическим
возрастом. У них наблюдается большая
выраженность эмоциональных проявлений,
яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость
и лабильность, для них очень характерны
легкие переходы от смеха к слезам и наоборот.
У детей этой группы очень выражены игровые
интересы, которые преобладают даже в
школьном возрасте.
Гармонический инфантилизм -это равномерное проявление инфантилизма во всех сферах.
Эмоции отстают
в развитии, задержано и речевое
развитие, и развитие интеллектуальной
и волевой сферы. В некоторых
случаях может быть не выражено отставание
физическое -- наблюдается только психическое,
а иногда имеется и психофизическое отставание
в целом. Все эти формы объединяются в
одну группу. Психофизический инфантилизм
иногда имеет наследственную природу.
В некоторых семьях отмечается, что и родители
в детстве имели соответствующие черты.
Вторая группа - задержка
психического развития соматогенного
происхождения, которая связана с длительными
тяжелыми соматическими заболеваниями
в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые
аллергические заболевания (бронхиальная
астма, например), заболевания пищеварительной
системы. Длительная диспепсия на протяжении
первого года жизни неизбежно приводит
к отставанию в развитии. Сердечнососудистая
недостаточность, хроническое воспаление
легких, заболевания почек часто встречаются
в анамнезе детей с задержкой психического
развития соматогенного происхождения.
Плохое соматическое
состояние не может не отразиться и на
развитии центральной нервной системы,
задерживает ее созревание. Такие дети
месяцами находятся в больницах, что, естественно,
создает условия сенсорной депривации
и тоже не способствует их развитию.
Третья группа - задержка психического развития психогенного происхождения.
Надо сказать, что
такие случаи фиксируются довольно
редко, так же как и задержка психического
развития соматогенного происхождения.
Должны быть уж очень неблагоприятные
условия соматические или микросоциальные,
чтобы возникла задержка психического
развития этих двух форм. Значительно
чаще встречается сочетание органической
недостаточности центральной нервной
системы с соматической ослабленностью
или с влиянием неблагоприятных условий
семейного воспитания.
Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка.
Эти условия - безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией воспитания в раннем детстве. Безнадзорность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, взрывчатости и, конечно, безынициативности, к отставанию в интеллектуальном развитии.
Гиперопека ведет к
формированию искаженной, ослабленной
личности, у таких детей обычно проявляется
эгоцентризм, отсутствие самостоятельности
в деятельности, недостаточная целенаправленность,
неспособность к волевому усилию, эгоизм.
При отсутствии органической
или выраженной функциональной недостаточности
центральной нервной системы
отставание в развитии детей, относящихся
к перечисленным трем формам, во
многих случаях может быть преодолено
в условиях обычной школы (особенно
если педагог осуществляет индивидуальный
подход к таким детям и оказывает
им дифференцированную помощь в соответствии
с их особенностями и потребностями)
Четвертая группа - самая
многочисленная -это задержка психического
развития церебрально-органического генеза.
Причины - различные
патологические ситуации беременности
и родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции
во время беременности, интоксикации,
а также травмы и заболевания центральной
нервной системы в первые месяцы и годы
жизни. Особенно опасен период до 2 лет.
Травмы и заболевания
центральной нервной системы
могут привести к тому, что называется
органическим инфантилизмом, в отличие
от гармонического и психофизического
инфантилизма, причины которого не
всегда ясны.
Таким образом, органический
инфантилизм - это инфантилизм, связанный
с органическим повреждением центральной
нервной системы, головного мозга. (Надо
сказать, что внутри каждой из перечисленных
групп детей с задержкой психического
развития имеются варианты, различные
как по степени выраженности, так и по
особенностям индивидуальных проявлений
психической деятельности.)
Важной особенностью
дошкольников с задержкой психического
развития является то, что чем более
ранний возраст мы рассматриваем, тем
менее сформированы психические
процессы, меньше дифференцирована психическая
деятельность, в результате чего обнаруживается
много сходных проявлений отставания
в развитии при таких близких по причинам
возникновения недостатков, как задержка
психического развития, легкая степень
умственной отсталости, общее недоразвитие
речи, а иногда и глубокая педагогическая
запущенность (социально-культурная депривация).
В первых трех случаях причиной часто
выступают выраженные повреждения, дисфункции
мозга. В отличии от умственной отсталости
повреждения носят парциальный характер
и значительно менее выражены.
При социально-культурной депривации, в наибольшей степени обнаруживающейся у детей-сирот, проведших все свое детство в доме ребенка и дошкольном детском доме, отставание в развитии, даже при отсутствии органического повреждения мозга, возникает вследствие крайне недостаточной внешней стимуляции созревающего мозга. Отставание в развитии, обусловленное обстоятельствами такого рода, обычно определяется как педагогическая запущенность.
Количественная и качественная выраженность этой неблагоприятности может быть разной, а, следовательно, отставание в развитии может быть как слабо выраженным, так и проявляющимся в форме задержки психического развития (т.е. довольно стойкого, хотя и временного отставания в формировании всех важнейших психических функций).
Слабая выраженность резидуальной органической или функциональной недостаточности (в сравнении с умственной отсталостью) является благоприятной почвой для коррекции, особенно при создании условий, максимально стимулирующих развитие. И чем раньше такие условия создаются, тем успешнее корригируются недостатки развития, преодолевается отставание.
Выделить задержки
психического развития в дошкольном возрасте
- задача достаточно сложная из-за сходных
с наблюдаемыми при умственной отсталости
про-явлениями отставания в развитии разных
функций и неравномерности темпа психического
развития разных функций.
Можно дать только обобщенную
характеристику задержки психического
развития:
1. Поведение этих
детей соответствует более младшему
возрасту (менее активны, безынициативны,
у них слабо выражены познавательные интересы,
проявляющиеся в бесконечных вопросах
нормально развивающихся дошкольников);
2. Значительно отстают
они и по сформированности регуляции
и саморегуляции поведения, в результате
чего не могут хотя бы относительно долго
сосредоточиться на каком-либо одном занятии;
3. Ведущая деятельность
(игровая) у них тоже еще
недостаточно сформирована;
4. Отмечается недоразвитие
эмоционально-волевой сферы,
5. Отставание детей
в речевом развитии проявляется в ограни-ченности
словаря, недостаточной сформированности
грамматического строя, наличии у многих
из них недостатков произношения и звукоразличения,
а также в низкой речевой активности.
Первичных сенсорных
недостатков у детей
Позднее, когда начинается
обучение чтению, недостатки восприятия
проявляются в смешении близких по очертаниям
букв и их элементов.
Еще большее отставание
прослеживается в формировании интеграции
зрительно-слуховой, которая имеет
важнейшее значение при обучении
грамоте. Каких-либо трудностей в восприятии
простых слуховых воздействий не
наблюдается. Имеются некоторые
затруднения в дифференциации речевых
звуков (что говорит о недостатках фонематического
слуха), наиболее отчетливо выступающие
в сложных условиях: при быстром произнесении
слов, в многосложных и близких по произношению
словах. Дети испытывают трудности при
выделении звуков в слове. Эти затруднения,
отражающие недостаточность аналитико-синтетической
деятельности в звуковом анализаторе,
обнаруживаются при обучении детей грамоте.
Значительно больше проявляется отставание в развитии осязательного восприятия.
Наблюдаемые трудности
связаны не только с недостаточностью
межсенсорных связей, т.е. с комплексным
характером осязательного восприятия,
но и с недоразвитием тактильной и двигательной
чувствительности в отдельности. Отставание
в развитии двигательных ощущений проявляется
в неточности и несоразмерности движений,
оставляющих впечатление двигательной
неловкости детей, а также в трудностях
воспроизведения, например, поз их руки,
устанавливаемых взрослым. В ходе возрастного
развития недостаточность восприятии
преодолевается, при этом тем быстрее,
чем более осознанными они становятся.
Быстрее преодолевается отставание в
развитии зрительного восприятия и слухового.
Медленнее развивается осязательное восприятие.
Причины нарушения
восприятия:
Низкая скорость
приема и переработки информации
(ограничение этой скорости в разной
степени выступает при всех недостатках
развития и является общей закономерностью
аномального развития).
Информация о работе Задержанное развитие как один из вариантов психического дизонтогенеза