Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:50, реферат
На взаимосвязь политики и морали решающее влияние оказывает характер общества, переживаемая эпоха, господствующая социокультурная среда. Одно дело политика и мораль в традиционном обществе, где главное – это инерция сознания и поведения. Совсем другая ситуация возникает с переходом в эпоху техногенных цивилизаций. Иными словами, и в морали, и в политике живут эпохи особенности культурного наследия и традиций, раскрываются биологические черты наций и рас. В традиционном обществе нет отдельных групп, все слиты коллективно.
На взаимосвязь политики и морали решающее влияние оказывает характер общества, переживаемая эпоха, господствующая социокультурная среда. Одно дело политика и мораль в традиционном обществе, где главное – это инерция сознания и поведения. Совсем другая ситуация возникает с переходом в эпоху техногенных цивилизаций. Иными словами, и в морали, и в политике живут эпохи особенности культурного наследия и традиций, раскрываются биологические черты наций и рас. В традиционном обществе нет отдельных групп, все слиты коллективно.
Осознание человека личностью, членом группы, противопоставления морали одного морали другого еще не происходит. Различие личного и общественного отсутствует, и все, что было вне традиционного общества, было вне закона. В эпоху традиционных обществ была характерна неразделенность политики и морали.
Особенно четко это проявилось, да и продолжает проявляться в наиболее устойчивых районах традиционализма – на Востоке. Конфуций видел в самосовершенствовании основу хорошего управления, не верил в регулирующую силу закона. Он считал, что народ будет избегать его, при этом не испытывая стыда. Добродетель объявлялась единственным, что может подчинять людей порядку, так как с добродетелью народ будет знать стыд. Лао Цзы классифицировал типы правления на основе критериев, объединяющих нравственность и результативность. Лучшим называлось правление, которое как бы не замечается, настолько оно плавно и естественно. Уступает ему правление, поддерживаемое восхвалениями мудрости решений правителя. Плохое правление основано на страхе подчиненных. И совсем негодное если вызывает презрение.
Идея полного слияния политики с народной моралью дошла до наших дней. Симптоматично в этом отношении двенадцать правил Хо Ши Мина (шесть запретов и шесть наставлений) по работе коммунистов среди населения. По сути, это кодекс поведения в народе, уважения его обычаев, даже кажущихся предрассудками, и пути просвещения и ослабления предрассудков и завоевания политиком авторитета среди простых людей.
Для западной культуры, особенно с накоплением потенциала индивидуализма и динамизма, характерно нарастание разграничения сфер политики и морали, их взаимодействие как различающихся форм сознания и деятельности. Спорят, сближаются и расходятся две основные позиции: единство морали и политики и разделение границ политически значимого, определение собственно политических критериев политической деятельности.
Плутарх предъявлял нравственные требования к правителю: доверять бесчестному - власть подобно безумному дать меч. Для Аристотеля очевидно, что в политике должны участвовать достойные. Г. Мабли называл политику общественной моралью, а мораль – частной политикой. Хорошая политика, по Мабли, не отличается от здоровой нравственности. Руссо взывал к соединению политики и морали: кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой, и все, что является нравственным злом, является злом и в политике.
Т. Джефферсон считал, что все искусство управления состоит в искусстве быть честным.
Древняя традиция единства политики и морали приходит в новое время, в ранний марксизм, во все современные идеологии, хотя понимание самой морали и политики дается разное. Так, в Учредительном Манифесте I Интернационала, подготовленном К. Марксом и Ф. Энгельсом, войны, которые вели европейские государства, называются грабительскими, цели их внешней политики – преступными. Широко известно деление войн Гроцием на справедливые и несправедливые.
Одновременно для западной культуры было характерно и противоположное направление политической мысли и практики: разделение политики и морали и
спор об их первенстве. В этом нашло выражение сложного и противоречивого
процесса деления власти, контроля и оценки одной власти другой и
предотвращение абсолютной власти в обществе, а также способности западной
культуры к движению и истоков драматизма ее развития.
В жизни уже античного мира стали различаться “архе” и “анархе”, т.е. порядок,
обеспечиваемый властью, и отсутствие власти и порядка. Общественный порядок в
свою очередь имел как бы два уровня, регулируемый публичным правом и частным
правом. Политика идентифицировалась
с деятельностью публичной
определением основ
идет с акцентом на функцию, приобретаемую носителем власти благодаря
консолидации разъединению групп, лидерству, рождению социальных структур. В
морали – акцент делался на требования к индивиду на основе представлений о
добре и зле, о долге, справедливости, чести, бесчестии.
Во времена перерождения феодальных отношений в буржуазные и формирования
новой культуры политика и мораль еще больше расходятся. Образуются свои сферы
влияния и средства воздействия. Появление светских государств означало
узаконивание освобождения политики от религиозных догм.
В теории провозвестником разделения политики и морали был Н. Макиавелли. К.
Маркс и Ф. Энгельс писали, что начиная с Макиавелли “теоретическое
рассмотрение политики освобождало от морали, и по сути дела, был выдвинут
постулат самостоятельной трактовки политики”.
Суть традиции, заложенной Н. Макиавелли, заключалась в том, что политические
цели достигаются
принципами абсолютного добра, пропадет, так как живет среди людей,
ориентирующихся на другие принципы. Надо выбирать меньшее зло в ситуации
конфликта с нравственными ценностями, но использование зла неизбежно. Для
достижения выбранной политической цели общепринятая мораль не может быть
препятствием. Макиавелли пришел к выводу, что средства должны соответствовать
цели. В его идее обращения к любым средствам воздействия выражено осознание
обусловленности средств достижения цели характером цели. В наше время
очевидным стало и другое: в макиавеллистском откровении скрыт имморализм,
опасный и даже непредсказуемый по своим последствиям. Цель может
провоцировать обращение к неправым средствам, если цель неправомерна,
утопична.
Абсолютизация политических утопических целей ведет к тому, что
целеустремленность, решимость становятся основой нравственного уродства
личности политика. Л. Троцкий, например, относил к революционерам тех, у кого
нет внутренних препятствий, есть только внешние. Куда заводит свобода от
морали – большевики показали во времена красного террора, организации
концлагерей, всеобщей коллективизации, по отношению к тем, кто оказался в
плену у немцев или на оккупированных территориях. При коммунистическом режиме
в России мораль оказалась в основном подчиненной политике и под влиянием
авторитарной власти деформировалась, становясь односторонней. Подчинение норм
морали политике – результат
особого ветвинравственно-
характерного для запаздывающей модернизации. Чем больше в господствующей
морали предпосылок для этатизма, эгалитаризма, тем легче устанавливается
единая морально-политическая система, основанная на культе одной, якобы
найденной истины, которая будто бы интегрирует все общественные процессы,
подчиняет политику и мораль воле самозванных носителей некоего единственно
верного учения.
Идейной основой политизации морали в советском обществе была ленинская
постановка вопроса о коммунистической морали. Для коммунистов, считал Ленин,
нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата, созидающего
новое общество.
Политизация морали открывает путь к героизму, сплоченности, самоотверженности
части общества, особенно части молодого поколения. Но вместе с тем она
сосредотачивает энергию не на человеке, его внутреннем мире и мотивах, а на
внешних для человека целях, способствует раздвоению личности, насаждает ложь,
терпимость ко лжи, безразличие и даже жестокость к тем, чьи интересы не
вписывались в политическую цель.
Коммунистическая идеология в нашей стране оказалась настолько мощным
явлением, что в корне изменила общий ряд нравственных норм; большая их часть,
особенно регулирующая отношения человека с обществом, деформировалась, была
подчинена целям строительства далекого коммунизма у себя в стране и во всем
мире. На практике это привело к попранию общечеловечности, автономии
человека, атрофии внимания к человеку как основы общественных отношений.
Развивавшиеся в России основы либерализма, свободы совести искоренялись самым
жестоким образом.
Попытки заменить мораль политикой, нравственные авторитеты политическими
частично удались. Исчезла индивидуальность, начавшая быстро развиваться в
капиталистической России. Она выкорчевывалась единой для всех идеей
коммунизма, борьбой с постоянными врагами, враждебностью к
“несоциалистическому”, всеобщим обожанием и восторгом перед вождями.
Нравственная ценность человека как основа образа жизни оказалась затоптанной.
Но то, что считалось победой во времена становления тоталитаризма, обернулось
в конечном счете не только трагедией, но и тяжелейшим положением общества,
ограниченностью возможностей выйти на дорогу цивилизованности. Вековые основы
нравственности были заменены классовой ненавистью и личной зависимостью от
вождей. Под предлогом борьбы за чистоту идеологии искоренялось все, что несло
первенство общечеловеческого над классовым. Утверждалось, что
производственный коллектив – основная ячейка в обществе. Это означало, что
его власть распространяется лишь на личные, семейные отношения. Нравственно
было вторгаться в личную жизнь, указывать, что можно читать и смотреть.
Нравственно было растранжиривание народного богатства в помощь военным
режимам в разных странах.
Военная поддержка служила
способом оправдания “временных трудностей” внутри страны.
Как реакция на попрание политиками норм общечеловеческой морали появились
нравственные максимы, абсолютизация нравственных ценностей. Уже Сенека –
свидетель деградации нравственности римских правителей – высказывает мысль,
близкую к утверждению абсолютного первенства морали над целями и средствами
властвования. Ответом на
крайности макиавеллизма в
бесовщину в революционном и массовом движении является популярность идей и
авторитет таких личностей, как Достоевский, Ганди, Камю, Сахаров, Солженицын.
По Достоевскому, лучше всем погибнуть, если спасение зависит от мук ребенка.
Этот же вопрос ставит и Камю: имеем ли право убить человека или даже
согласиться с тем, чтобы он был убит? Отказ от насилия, учил Ганди, поднимает
морально обе стороны. Доступной и приемлемой формой протеста является, по
Ганди, голод. Те, кто проповедует такую философию, при жизни много страдает,
после смерти обретает ореол великомученика или святого.
В политике дело обстоит иначе. Часто, чтя моралистов, политики все же идут
своим путем. Нравственное противостояние проводимой политики основывается не
на структурах, но на устойчивых представлениях и, как правило, выражается в
поведении героев. Но если для нравственного противостояния достаточно
мужества, духа одиночки, то для политического лидерства нравственного
максимализма недостаточно. В политике быстро наступает расплата за
нравственный максимализм, потерю чувства меры в данной социальной и
политической среде, ослабление связей политика с реальными государственными
структурами. Поучителен в этом отношении советский опыт. Политическая система
70-х – начала 80-х годов,
отличалась от системы
оставалась все той же тоталитарной по своей сути. Перемены могли наступить
только в результате сигналов с самого верха. Какие-либо попытки изменить
систему по инициативе политика не самого высокого ранга означали бы одно –
конец карьеры этого политика. Только оказавшись на вершине политической
иерархии, после относительной либерализации и гласности М. Горбачев смог
стать пропагандистом общечеловеческих ценностей. В условиях перестройки
возможно было появление Б. Ельцина – лидера другого типа, который завоевал
огромную популярность на антикоммунистическом прорыве, противостоянии
партийной верхушке.
2. Общее в политике и морали
Являясь сферой социального выбора групп, индивидов, организаций, политика
ограниченно связана с моралью. Выбор проектов желаемого будущего, значимость
тех или иных локальных целей, определение средств и методов их достижения
основывается на моральных представлениях человека, группы о добре и зле,
справедливости и
1. Мораль и политика относятся к наиболее ранним социальным регуляторам
общественной жизни. Сближает их то, что и та и другая относятся к сфере
социального выбора, поэтому достаточно подвижны и изменчивы. Их содержание
обусловлено влияниями множества факторов, начиная от исторических и
социокультурных и кончая субъективными представлениями и случаями.
2. Мораль и политика – это нормативные регуляторы жизнедеятельности
индивидов. Упорядочение поведения людей осуществляется при помощи
нравственных и политико-
поведения), которые являются общеобязательными для всех людей. Однако
нравственные и политические нормы различаются способом формирования и
Информация о работе Взаимное влияние политики и морали в истории