Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 12:41, контрольная работа
Очень часто перед исследователем в психологии стоит задача выявления различий между двумя, тремя и более выборками испытуемых.
Это может быть, например:
задача определения психологических особенностей хронически больных детей по сравнению со здоровыми;
юных правонарушителей по сравнению с законопослушными сверстниками;
различий между работниками государственных предприятий и частных фирм;
между людьми разной национальности или разной культуры;
и, наконец, между людьми разного возраста в методе "поперечных срезов".
Количество степеней свободы при этом определяется по формуле:
V=c-1 где с - количество сопоставляемых выборок.
3. При множественном
Рассмотрим пример.
В эксперименте по исследованию интеллектуальной настойчивости 22 испытуемым предъявлялись сначала разрешимые четырехбуквенные, пятибуквенные и шестибуквенные анаграммы, а затем неразрешимые анаграммы, время работы над которыми не ограничивалось. [4]
Эксперимент проводился индивидуально с каждым испытуемым. Использовалось 4 комплекта анаграмм. У исследователя возникло впечатление, что над некоторыми неразрешимыми анаграммами испытуемые продолжали работать дольше, чем над другими, и, возможно, необходимо будет делать поправку на то, какая именно неразрешимая анаграмма предъявлялась тому или иному испытуемому.
Показатели длительности попыток в решении неразрешимых анаграмм представлены в Табл. 2.
Все испытуемые были
юношами-студентами
Таблица 2
Показатели длительности попыток решения 4 неразрешимых анаграмм в секундах (7V=22)
Группа 1: анаграмма ФОЛИТОН (n1=4) |
Группа 2: анаграмма КАМУСТО (n2=8) |
Группа 3: анаграмма СНЕРАКО (n3=6) |
Группа 4: анаграмма ГРУТОСИЛ (n4=4) | |
1 2 3 4 5 6 7 8 |
145 194 731 1200 |
145 210 236 385 720 848 905 1080 |
128 283 469 482 1678 2081 |
60 2361 2416 3600 |
суммы |
2270 |
4549 |
5121 |
8437 |
средние |
568 |
566 |
854 |
2109 |
Сформулируем гипотезы.
H0: 4 группы испытуемых, получившие
разные неразрешимые анаграммы,
H1: 4 группы испытуемых, получившие разные неразрешимые анаграммы, различаются по длительности попыток их решения.
2.5 Алгоритм «Подсчет критерия Н Крускала-Уоллиса»
Теперь познакомимся с алгоритмом расчетов.
1. Перенести все показатели испытуемых на индивидуальные карточки.
2. Пометить карточки испытуемых группы 1 определенным цветом, например красным, карточки испытуемых группы 2 - синим, карточки испытуемых групп 3 и 4 - соответственно, зеленым и желтым цветом и т. д. (Можно использовать, естественно, и любые другие обозначения.)
3. Разложить все карточки в единый ряд по степени нарастания признака, не считаясь с тем, к какой группе относятся карточки, как если бы мы работали с одной объединенной выборкой.
4. Проранжировать значения на карточках, приписывая меньшему значению меньший ранг. Надписать на каждой карточке ее ранг. Общее количество рангов будет равняться количеству испытуемых в объединенной выборке.
5. Вновь разложить карточки по группам, ориентируясь на цветные или другие принятые обозначения.
6. Подсчитать суммы рангов отдельно по каждой группе. Проверить совпадение общей суммы рангов с расчетной.
7. Подсчитать значение критерия Н по формуле:
где N - общее количество испытуемых в объединенной выборке;
n - количество испытуемых в каждой группе;
Т - суммы рангов по каждой группе.
8а. При количестве групп с=3, n1•n2•n3≤5 определить критические значения и соответствующий им уровень значимости по Табл. 1.(см. выше).
Если Нэмп равен или превышает критическое значение H0,05, H0 отвергается.
8б. При количестве групп
с>3 или количестве испытуемых n1•
Если Нэмп равен или превышает критическое значение χ2, H0 отвергается.
Воспользуемся этим алгоритмом при решении задачи о неразрешимых анаграммах. Результаты работы по 1-6 шагам алгоритма представлены в Табл. 3.
Таблица 3.
Подсчет ранговых сумм по группам испытуемых, работавших над четырьмя неразрешимыми анаграммами
Группа 1: анаграмма ФОЛИТОН (n1=4) |
Группа 2: анаграмма КАМУСТО (n2=8) |
Группа 3: анаграмма СНЕРАКО (n3=6) |
Группа 4: анаграмма ГРУТОСИЛ (n4=4) | ||||||
Длительность |
Ранг |
Длительность |
Ранг |
Длительность |
Ранг |
Длительность |
Ранг | ||
145 194
731
1200 |
3,5 5
13
17 |
145
210 236
385
720
848 905 1080 |
3,5
6 7
9
12
14 15 16 |
128
283
469 482
1678 2081 |
2
8
10 11
18 19 |
60
2361 2416 3600 |
1
20 21 22 | ||
суммы средние |
|
38,5 9,6 |
82,5 10,3 |
68 11,3 |
|
64 16,0 |
Общая сумма рангов =38,5+82,5+68+64=253. Расчетная сумма рангов:
Σ Rᵢ =
Равенство реальной и расчетной сумм соблюдено.
Поскольку таблицы критических значений критерия Н предусмотрены только для количества групп с = 3, а в данном случае у нас 4 группы, придется сопоставлять полученное эмпирическое значение Н с критическими значениями у}. Для этого вначале определим количество степеней свободы V для c=4: v=c- 1 = 4 - 1 = 3
Теперь определим критические значения по Табл. 4. для v=3
Таблица 4
Ответ:
Н0 принимается: 4 группы испытуемых, получившие разные неразрешимые анаграммы, не различаются по длительности попыток их решения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психологу никогда не бывает скучно, потому что он всегда изучает и исследует - людей, ситуации, самого себя. Он постоянно ищет свой путь в выявлении новых закономерностей и фактов.
Методы математической статистики могут оказать на этом пути неоценимую помощь, но они - лишь средство, которое не должно заслонять собою цель.
Необходимо помнить, что достоверная статистическая тенденция - это все же не психологическая закономерность, а выпадающие из общей картины индивидуальные значения – не артефакт, а отражение, быть может, закономерности более высокого порядка, чем те, что выявляются с помощью математических методов.
Рассмотренный Н критерий Крускала—Уоллиса представляет собой обобщение критерия Манна—Уитни.
Сначала все значения, независимо
от того, какой выборке они принадлежат,
упорядочивают по возрастанию. Каждому
значению присваивается ранг — номер
его места в упорядоченном
ряду. (Совпадающим значениям
При отсутствии межгрупповых
различий средние ранги групп
должны оказаться близки. Напротив,
если существует значительное
расхождение средних рангов, то
гипотезу об отсутствии
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ