Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 13:02, курсовая работа
Цель исследования - провести анализ особенностей развития внимание у школьников второго-третьего возраста. Исходя из гипотезы, сформированы следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по вопросу развития внимания у учащихся начальных классов.
2. Выявить возрастные особенности развития внимания.
3. Спланировать и провести эксперимент по изучению функции внимания у школьников 2 и 3-х классов
4. Проанализировать и интерпретировать полученные экспериментальные данные.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Индивидуальные и возрастные характеристики внимания. 5
1.1. Общая характеристика внимания 5
1.2. Особенности развития внимания 8
1.3. Основные функции внимания. 12
1.4. Проблема изучения основных свойств внимания 14
ГЛАВА 2. Развитие внимания в начальной школе 18
2.1. Диагностика, коррекция и возможности саморазвития 18
2.1.1. Методики для диагностики 18
2.1.2. Методика проведения эксперимента, проба Бурдона 19
2.1.3. Порядок проведения диагностики 21
2.2. Результаты и их обсуждение 22
2.2.1. Исследование внимания 22
2.2.2. Примерные нормы и обратная связь 25
2.2.3. Анализ работ 27
Заключение 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
1) концентрация внимания
выражается в степени
2) устойчивость характеризуется
длительностью
3) объем внимания
4) распределение - способность
одновременного выполнения
5) переключение - способность
менять направленность
Наиболее важны для работы параметры концентрации и устойчивости.
Формы проявления:
Внимание направлено на: |
||
движение |
моторное |
|
мышление |
интеллектуальное |
|
восприятие |
сенсорное |
|
Параметры :
концентрация |
|
устойчивость |
|
объем |
|
распределение |
|
переключение |
|
Типы:
характеризуется |
||
непроизвольное |
отсутствием целенаправленного волевого акта |
|
произвольное |
наличием целенаправленного волевого акта |
|
послепроизвольное |
целенаправленностью, но отсутствием волевых усилий |
|
Психическая деятельность не
может протекать
1.3. Основные функции внимания.
Возьмем такой пример: какой-нибудь
человек находится на каком-нибудь
празднестве и поглощен интересной
беседой. Внезапно он слышит свое имя,
негромко произнесенное кем-то в
другой группе гостей. Он быстро переключает
внимание на разговор, происходящий между
этими людьми, и слышит мнение о
себе. Но в то же время упускает нить
прежнего разговора. Он настроился на
вторую группу и отключился от первой.
Это пример воздействия особо
актуальной информации, известный под
названием “феномен вечеринки”. Именно
высокая значимость сигнала (а не
его интенсивность), желание узнать,
что о нем думают другие, определили
изменение направления его
Под направленностью Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. - М., 2002. (Виды внимания: 30-37, 69-80.)следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. Сравнительно легко направить внимание на тот или иной предмет или действие, Значительно труднее сохранить его в течение необходимого времени.
Когда мы говорим о внимании,
то подразумеваем также сосредоточ
В то же время сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, но неотчетливо. Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету, он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, Оказывается на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще одну функцию - контроль и регуляцию деятельности.
Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят обинтеллектуальном внимании Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. М., 1995 г. С 28, которое несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего). В некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.
1.4. Проблема изучения основных свойств внимания
Изучение индивидуальных особенностей внимания и их объективная оценка необходимы при решении многих практических задач учебной и трудовой деятельности. В их числе проблемы профориентации и профотбора. Целый ряд профессий предъявляет повышенные требования к определенным свойствам внимания. К примеру, человек с малоподвижным вниманием вряд ли сможет успешно работать там, где постоянно требуются многочисленные контакты со множеством разных людей. Выраженная неустойчивость внимания, особенно в сочетании с его инертностью, противопоказана водительским профессиям. Слабо развитая способность к распределению внимания и недостаточная наблюдательность осложняют овладение педагогической профессией.
Сбор объективной информации
об особенностях внимания может основываться
на неэкспериментальных методах, доступных
любому думающему специалисту, и
методах экспериментальных
Среди неэкспериментальных методов главный - наблюдение. Эффективность наблюдения существенно повышается при использовании программы наблюдения, выделении поведенческих признаков изучаемого явления, систематичности наблюдения. Надежность выводов и оценок возрастает при обобщении результатов наблюдений за данным человеком, проведенных в различных ситуациях разными людьми. Это могут быть, например, данные наблюдений, полученные родителями, учителями, руководителем спортивной секции или кружка.
Наблюдение за проявлением основных свойств внимания облегчает использование так называемых «жизненных показателей» - тех особенностей деятельности и поведения, в которых наиболее ярко проявляются изучаемые свойства Корчемлюк О.М. Развитие памяти и внимания в начальных классах. М.: Начальная школа,1994. С. 19.
Об устойчивости внимания ученика судят по ответам на следующие вопросы:
Внимательно ли он работает в течение всего урока, учебного дня или к концу его внимание заметно снижается?
Может ли он долго работать, когда включено радио или шумят товарищи?
Может ли ученик долго обдумывать в деталях какой-то вопрос или же быстро отвлекается?
Когда преимущественно появляются ошибки в письменных, контрольных работах - в начале их, в конце или распределены равномерно?
Нравится или раздражает длительная напряженная работа?
Для получения характеристики концентрации внимания можно использовать следующие вопросы:
Может ли ученик полностью углубиться в работу или постоянно отвлекается?
Часто ли встречаются ошибки «из за невнимательности» в письменных работах или при выполнении домашних заданий?
Часто ли встречаются у ученика «глупые» ошибки при работе у доски, особенно если в классе стоит шум?
Замечает ли ученик свои или чужие ошибки при проверке?
Может ли качественно выполнять работу с мелкими деталями, не вызывает ли она раздражения?
Об особенностях распределения внимания судят по ответам на следующие вопросы:
Легко или с трудом ученику удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим и т. п.?
Параллельное выполнение нескольких дел раздражает ученика или, наоборот, доставляет удовлетворение, делает жизнь насыщеннее и интереснее?
В театре или в кино внимание ученика приковано только к действиям героя или же ему удается заметить значительное количество второстепенных для развития сюжета деталей?
Легко ли воспринимаются и запоминаются учеником дополнительные разъяснения и беглые замечания преподавателей?
Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по следующим признакам:
Насколько быстро ученик переходит от одного занятия к другому?
Насколько легко ученик начинает новое дело, втягивается в работу или же ему дается это с большим трудом?
Легко ли замечает появление новых деталей окружающей обстановки, даже небольшие изменения привычных обстоятельств?
Может ли он быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему мысленно, теряется при неожиданном сообщении, что время работы истекло?
Разумеется, проявления этих признаков зависят от ситуации и состояния человека, его отношения к работе, учителю. Они будут показательными лишь в том случае, если встречаются у школьника достаточно часто. Кроме того, внешние проявления внимания бывают обманчивы. Например, в классе стоит полная тишина и учитель думает, что все его внимательно слушают, а ученики дружно подсчитывают, сколько раз он употребит на уроке свое «любимое» слово. Или, наоборот, учителю кажется, что ученик занят посторонним делом, а он внимательно слушает, рисуя что-то на листе бумаги или крутя в руках карандаш, и это дело только помогает ему сосредоточиться.
Использование экспериментальных методов дает возможность повысить точность оценки интересующих нас свойств внимания, многократно проверить полученные данные.
ГЛАВА 2. Развитие внимания в начальной школе
2.1. Диагностика, коррекция и возможности саморазвития
2.1.1. Методики для диагностики
Для начала мы проанализировали несколько известных тестов, подходящих для фронтального исследования внимания.
1. Методика Пьерона-Рузера.
Кодирование геометрических
2. Методика кодирования Д. Векслера делится на два вида: кодирование 5 фигур для детей 5-7 лет (5 рядов по 10 цифр) и кодирование 9 цифр для детей 8-15 лет (4 ряда по 25 цифр). За 2 минуты ребенок должен закодировать как можно больше фигур или цифр.
3. Методика для определения
умственной работоспособности
4. Корректурная проба Бурдона. Необходимо в течение 5 минут вычеркивать разными способами 2-3 буквы. Всего 40 строчек по 40 знаков в каждой.
5. Проба Ландольта представляет
собой ряды незамкнутых колец
(24 строки по 24 знака в каждой),
при этом разрывы находятся
в разных местах колец.
Опробовав на практике каждую из методик, мы решили окончательно остановиться на варианте корректурной пробы Бурдона Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. - Л., 1990 .
Во втором классе в первом и во втором полугодии учащиеся ищут по две буквы, в третьем классе -- по три. При этом рекомендуется каждую букву зачеркивать особым способом. При повторном тестировании это требование становится обязательным. Работа не считается успешной, если правила зачеркивания не соблюдались, хотя она и сделана без ошибок. В таком случае ученику предлагается ее переделать.
2.1.2. Методика проведения эксперимента, проба Бурдона
Опыт проводится с одним из видов корректурной пробы. Продолжительность каждой серии 5 минут. В первой серии опыта ребенок, просматривая корректурную таблицу, должен как можно быстрее разными способами зачеркивать, например, две буквы (С и К). Для того чтобы учитывать динамику продуктивности работы за каждую минуту, психолог по истечении минуты говорит слово «черта». Ребенок должен отметить вертикальной чертой на строчке таблицы то место, которому соответствует момент произнесения психологом слова «черта», и продолжать работу дальше.
В каждой серии нужно определить продуктивность работы по минутам, то есть подсчитать количество просмотренных букв и количество ошибок. Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
На основании полученных количественных данных можно построить графики динамики продуктивности работы по минутам для каждой серии.
Сопоставление количества ошибок
в каждой серии с количеством
просмотренных элементов