Возрастные кризисы в отечественной и зарубежной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Кризис возрастной – сложный в психологическом плане период жизни, который возникает при переходе человека из одного возраста в другой. Возрастные кризисы сопровождаются повышенной неудовлетворенностью человека собой и своим отношением с окружающими людьми, временным состояние депрессии. Кризисы возрастные сопровождаются также существенными изменениями в психологии и поведении человека, которые входят в противоречие с его прежними взглядами и образом жизни.

Файлы: 1 файл

готово я все точно.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

З. Фрейд выделил  стадии психического развития, каждая из которых имеет свои проявления либидо через характерные для данного возраста эрогенные зоны. Если либидо на каком-либо из этапов развития не получает удовлетворения или удовлетворяется неадекватно, человек фиксируется на данной стадии и приобретает определенные черты характера. [11, с. 35-36]

Если в этом случае взять определение кризиса  как  перехода человека от одной  возрастной ступени к другой и  учесть, что они связаны с системными качественными преобразованиями в  сфере его социальных отношений, деятельности и сознания, то фрейдовские переходы и фиксации вполне можно обозначить как симптомы возрастных кризисов.

Представитель неофрейдистского направления Э. Эриксон  имеет следующее представление о возрастных кризисах.

В основе эпигенетической теории личности лежит психосоциальная модель развития, представляющая отношения «Я» и общества на различных этапах онтогенеза. Личность развивается вследствие разрешения социальных конфликтов, специфических для каждого возраста. Автор признает важность личностного опыта для развития человека. Важно не только удовлетворение потребностей, но и интеграция опыта, синтез эго. Здесь особое внимание уделяется воздействию культуры на развитие человека. [11, с.36]

Развитие человека, по Э. Эриксону, складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией,  развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками. Основной закон развития – «эпигенетический принцип», согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях процесса, передох к новой фазе развития протекает в форме «нормативного кризиса», который внешне напоминает патологические явления, но на самом деле выражает нормальные трудности роста. [5, с.38]

Центральным для  созданной Эриксоном теории развития Я является положение о том, что  человек в течение жизни проходит через несколько универсальных  для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:

"1) в принципе, личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к  другой предрешен готовностью  личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения сознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;

2) общество, в  принципе, устроено так, что развитие  социальных возможностей человека  принимается одобрительно, общество  пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития"  По его мнению, сущностью каждого кризиса является выбор, который  человек должен сделать. Выбор осуществляется между двумя альтернативными вариантами решения возрастных задач развития. Характер выбора сказывается на дальнейшей жизни человека: ее успешности или неуспешности. Через кризисы и сопутствующие им выборы происходит развитие идентичности человека. Таким образом, кризис, по Э. Эриксону, обозначает конфликт противоположных тенденций, возникающий как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивиду. Он не является деструктивным. Наоборот, Э. Эриксон употребляет понятие «кризис» в контексте представлений о развитии, чтобы выделить «не угрозу катастрофы, а момент изменения, критический период повышенной уязвимости и возросших потенций, и вследствие этого онтогенетический источник хорошей или плохой приспособляемости».

В соответствии с принципом эпигенезиса, каждая стадия основывается на разрешении и  осмыслении предшествовавших психосоциальных  конфликтов. Эриксон выдвинул предположение, согласно которому все кризисы в  той или иной степени имеют  место с самого начала постнатального периода жизни человека и для каждого из них есть приоритетное время наступления в генетически обусловленной последовательности развития. [13, с.219 – 220]

Большое внимание роли кризисов уделяет Д. Левинсон. Он отмечает, что жизнь состоит из чередования периодов стабильного состояния и изменения. В период стабильного состояния различные компоненты жизни человека (работа, семья, дружеские отношения, идеалы) находятся в равновесии между собой. При этом один-два компонента являются центральными (обычно 6-8 лет). Период изменения наступает, когда человек, относительно довольный своей жизнью, начинает видеть ее в новом свете, т. е. понимает, что одни моменты своей жизни он переоценивал, а другие – недооценивал. Он может осознать, что не проявляет свои способности, не реализует идеалы. У него может, появится смутное чувство, что ему необходимо изменить что-то не в социальном окружении, а в самом себе, он начинает строить новую жизнь на реальной основе. [12, с15]  

По Д. Левинсону, для развития существенны как периоды изменения, так и стабильности. Но трудность представляют именно периоды изменения, так как с их приходом человек часто старается не видеть, как изменилась его жизненная ситуация, хотя может чувствовать себя несчастным или проявлять соответствующие психосоматические симптомы. И лишь когда человек не только не откажется думать о своих чувствах, но и станет выяснять, как эти чувства связаны с его жизненной ситуацией, станет возможным принятие решения о том, что оставить и чем расстаться для продолжения дальнейшего развития.[4, с.142]

Д. Левинсон уделял пристальное внимание именно зрелому  периоду человеческой жизни. Им замечено, что структура и направленность личности начинает существенно меняется в возрасте около тридцати лет. Левинсон указывал, что многие люди в период от 28 до 32 лет начинают серьезно задумываться над тем, чему было посвящено их личностное функционирование, над теми ценностями, которым они отдали предпочтение, теми целями, для достижения которых они тратят столько усилий. Это такое время жизни, когда многие люди останавливаются и спрашивают себя: «Является ли та жизнь, которую я сейчас веду, которую я предполагал вести?» [4, с.141]

Работы Д. Левинсона  касаются взрослости, что делает вопрос о нормативности регулярной смены периодов и фаз еще более неоднозначным, чем это характерно для периодизаций детства. Обратим, однако, внимание на то, что существенным признаком перехода становится анализ субъектом тех характеристик его жизни, которое в стабильный период не были предметом отношения и анализа. [10, с.40]

Выводы  по главе

Сходство во взглядах. У отечественных и зарубежных психологов, занимавшихся проблемой возрастных кризисов, встречается понятие перехода от одного возрастного этапа к другому, причем переход этот, как правило, происходит резко и в короткие сроки. Вследствие этого личность приобретает новые качества, новые взгляды на себя, отношения с другими людьми и новое отношение к жизни вообще. Так же они говорят о чередовании стабильных и критических возрастов.

Следует сказать так же о том, что уделяют немалое внимание социальным  условиям, на социальную ситуацию развития и воздействие культуры на человека, который находится в кризисе.

Различия во взглядах у отечественных и зарубежных психологов в следующем.

Отечественные психологи в большей степени рассматривают возрастные кризисы детства. Соответственно, кризисы взрослости и старости изучены меньше. В то время как зарубежные психологи этим кризисам уделяют много внимания. И, в связи с этим, в зарубежной психологии существенным является вопрос о выборе, который делает (взрослый) человек в кризисный период своей жизни.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог этого  исследования необходимо сказать, что  в отечественной психологии в  целом проводится более глубокий анализ критических возрастов, в то время как в зарубежной представления о кризисах развития более ситуативные, особенно в отношении кризисов взрослости.  

Поскольку  по-разному  ставятся акценты в  отечественной  и зарубежной психологии, то изучение и сравнение этих подходов особенно актуально, возможно выведение неких общих положений, взаимного дополнения для получения общей целостной картины, в понимании проблемы возрастных кризисов. Определение точек соприкосновения, поиск общих черт.

Что касается отечественной  психологии, выделяют две принципиальные позиции в понимании критических возрастов.

  1. Признание критических возрастов необходимыми моментами развития, в которых происходит особая психологическая работа, состоящая из двух противонаправленных, но единых в своей основе преобразований: возникновение новообразования и возникновение новой ситуации развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин).
  2. Признание необходимости качественных преобразований, которые состоят в смене ведущей деятельности и одновременном переходе в новую систему отношений. При этом акцент делается на внешних условиях, социальных, а не на психологических механизмах развития (А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Т. В. Драгунова). [10, с.35]

В отечественной  психологии проблема кризисов долгое время рассматривалась в контексте проблем развития и периодизации детства.  Однако, в отечественной и зарубежной психологии в последнее время наметились тенденции признания нормативности, т. е. необходимости кризисов, хотя и идут дискуссии по поводу их механизмов, привязанности к конкретным возрастом и события.[12, с.15-16]

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

  1. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. / Л. С. Выготский: СПб.: Издательство «Союз», 2004. – 244 с.
  2. Гамезо, М. В. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо. М., 2001.
  3. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин: М.: Харвест. «Издательство АСТ», 2001. – 800 с. 248 – 249 стр.
  4. Коломинский, Я. Л. Социальная психология развития личности. / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. – Минск: Высш. шк., 2009. – 336 с.
  5. Кон, И. С. Психология ранней юности. / И. С. Кон: М.: Просвещение, 1989. – 255 с.: ил. 
  6. Косякова, О. О. Возрастные кризисы. / О. О. Косякова: Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 224 с. – (Высшее образование).
  7. Крайг, Г. Психология развития. / Г. Крайг, Д. Бокум: СПб.: Питер, 2007. – 940 с.
  8. Немов, Р. С. Психологический словарь. / Р. С. Немов: М.: Гуманит. издат. Центр ВЛАДОС, 2007. – 560 с.
  9. Петровский, А. В. Психология. Словарь. / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский: М.: Политиздат, 1990. – 494 с. 180 стр. Вот тут из Петровского, Ярошевского списано. Пусть и его источник будет.
  10. Поливанова, Н. К. Психология возрастных кризисов. / Н. К. Поливанова: М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 184 с.   
  11. Поляков, А. М. Психология развития / А. М. Поляков: Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 304 с.
  12. Хухлаева, О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. / О. В. Хохлаева: М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 208 с.
  13. Хьел, Л. Теории личности. / Л. Хьел, Д. Зиглер: СПб.: Питер, 2008. – 607 с.
  14. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология. / И. В. Шаповаленко: М.: Гардарики, 2007. – 349 с.
  15. Эльконин, Д. Б. Детская психология. / Д. Б. Эльконин: М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
  16. Эльконин, Д. Б. Психология развития. / Д. Б. Эльконин: М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 144 с. 
  17. Китаев-Смык, Л. А. О стрессе умирания. / Вопросы психологии. 2008 г., № 5
  18. Лидерс, А. Г.  Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании. / Психология зрелости и старения. – 2000,  № 2 (10), лето
  19. Минигалиева, М. Р. Фазы и проблемы развития взрослой личности. / Психология зрелости и старении. – 2003. - № 3 (23), осень
  20. Никольская, А. А., Радзиховский, Л. А.  Развитие возрастной и педагогической психологии в СССР за 70 лет советской власти. / Вопросы психологии. 1987 / №1
  21. Поливанова, К.Н. Возрастные кризисы глазами психолога и педагога. / Психологическая наука и образование. – 1997. - №2
  1. Электронный ресурс:  Шихи, Г. Возрастные кризисы. Ступени  личностного роста. / Г. Шихи: Издательство "Ювента". Санкт-Петербург, 1999

  1. Интернет-ресурс: Рsylist.net. Психология. Раздел: возрастная психология. Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы в развитии. Режим доступа: http://psylist.net/age/00007.htm Дата доступа: 20.03.2010.
  2. Интернет-ресурс: Рsylist.net. Психология. Раздел: возрастная психология. Психологические особенности в пожилом и старческом возрасте. Режим доступа: http://psylist.net/age/00017.htm Дата доступа: 20.03.2010.
  3. Интернет-ресурс: Рsylist.net. Психология. Раздел: возрастная психология. Теоретическое осмысление проблемы умирания и смерти. Режим доступа: http://psylist.net/age/00018.htm Дата доступа: 20.03.2010.
  4. Интернет-словарь. Раздел психология. 2005. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/psychlex  Дата доступа: 20.03.2010.

 

 

 


Информация о работе Возрастные кризисы в отечественной и зарубежной психологии