Возрастные кризисы в отечественной и зарубежной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Кризис возрастной – сложный в психологическом плане период жизни, который возникает при переходе человека из одного возраста в другой. Возрастные кризисы сопровождаются повышенной неудовлетворенностью человека собой и своим отношением с окружающими людьми, временным состояние депрессии. Кризисы возрастные сопровождаются также существенными изменениями в психологии и поведении человека, которые входят в противоречие с его прежними взглядами и образом жизни.

Файлы: 1 файл

готово я все точно.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

1.2 Психологическая сущность возрастных кризисов

Стабильные возрасты изучены значительно полнее, чем те, которые характеризуются другим типом развития – кризисами. Последние открыты чисто эмпирическим путем и до сих пор не приведенные в систему, не включены в общую периодизацию детского развития. Многие авторы даже подвергают сомнению внутреннюю необходимость их существования. Они склонны принимать их скорее за «болезни» развития, за его уклонение от нормального пути. [1, с.10]


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[6, с.21, таблица1]

 

Хронологически  выделяют кризис новорожденности, 1 года, 3 лет, 7 лет, пубертатный кризис, 17 лет, 30 лет, пенсионный кризис, кризис смерти       [6, с.9].

Возрастная  периодизация Л.С. Выготского                

1. Кризис новорожденности  – самый яркий и несомненный  кризис в развитии ребенка,  т.к. происходит смена среды,  переход из утробной среды  во внешнюю среду.

2. Младенческий  возраст (2 мес.-1 год).

3. Кризис одного  года - имеет позитивное содержание: здесь негативные симптомы очевидно  и непосредственно связаны с  позитивным приобретениями, которые  делает ребенок, становясь на  ноги и овладевая речью.

4. Раннее детство (1год–3года).

5. Кризис 3-х  лет – называется также фазой  строптивости или упрямства. В  этот период, ограниченный коротким  промежутком времени, личность  ребенка претерпевает резкие  и внезапные изменения. Ребенок  проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие.  Позитивное значение: возникают новые характерные черты личности ребенка.

6. Дошкольный  возраст (3-7 лет).

7. Кризис 7 лет  – был открыт и описан раньше  других кризисов. Негативные стороны: нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения и т.д. Позитивные стороны: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям.

8. Школьный возраст  (8-12лет).

9. Кризис 13 лет  – негативная фаза возраста  полового созревания: падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересов, продуктивности умственной работы учащихся. Это вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от наглядности к пониманию. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности.

10. Пубертатный  возраст (14-18 лет).

   11. Кризис 17 лет. (23)      

 Периодизация Э. Эриксона включает последовательность из 8 стадий, на каждой из которых в зависимости от успешности разрешения психосоциального кризиса происходит формирование личностного качества либо в его позитивном значении, либо как патологического свойства, вследствие чего потенциал развития личности на данной стадии оказывается нереализованным. Первая стадия предполагает разрешение кризиса путем выбора между доверием и недоверием личности к миру (0—1 год), вторая стадия — формирование автономии против стыда и сомнения (2—3 года), третья стадия — инициативности против чувства вины (4—6-7 лет), четвертая стадия — умения и компетентности против чувства неполноценности (8—13 лет), пятая — формирование личностной идентичности против смешения идентичности (14 —19 лет), шестая — близости и любви против изоляции и отвержения (19—35 лет), седьмая — производительности против стагнации и застоя (35—60 лет) и восьмая — целостности и мудрости личности против дезинтеграции и распада (старше 60 лет). [26]

     Понятия об отдельных критических возрастах вводились в науку эмпирическим путем и в случайном порядке. Раньше других был открыт и описан кризис 7 лет. Негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического       равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т. п.

Позже был открыт и описан кризис 3-летего возраста, называемый многими авторами фазой строптивости и упрямства. В этот период, ограниченный короткими промежутками времени, личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок становится трудновоспитуемым. Он проявляет строптивость, упрямство. Негативизм, капризность, своеволие. Внутренние и внешние конфликты часто сопровождают весь период.

Еще позже был  изучен кризис 13 лет, который описан под названием негативной фазы возраста полового созревания. Как показывает само название, негативное содержание периода выступает на первый план и при поверхностном наблюдении кажется исчерпывающим весь смысл развития в этот период. Падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересах, негативный, протестующий характер поведения  позволяют О. Кро характеризовать этот период как стадию такой дезориентировки во внутренних и внешних отношениях, когда человеческое «я» и мир разделены более чем в иные периоды. 

Переход от младенческого возраста к  раннему  детству, совершается около одного года жизни, представляет собой, в сущности, тоже критический период со своими отличительными чертами, знакомыми нам по общему описанию этой своеобразной формы развития.

Чтобы получить законченную  цепь критических возрастов, мы предложили бы включить в нее в качестве начального звена тот, пожалуй, самый своеобразный из всех периодов детского развития, который носит название новорожденности. Этот хорошо изученный период стоит особняком с системе других возрастов и является по своей природе, пожалуй, самым ярким и несомненным кризисом в развитии ребенка. Скачкообразная смена условий в акте рождения, когда новорожденный быстро попадает в совершенно новую среду, изменяя весь строй его жизни, характеризует начальный период внеутробного развития.

Кризис новорожденности  отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста. Кризис 3 лет – переход от раннего  детства к дошкольному возрасту. Кризис 7 лет является связующим звеном между дошкольным и школьным возрастом. Наконец, кризис 13 лет совпадает с половым развитием при переходе от школьного к пубертатному возрасту. Таким образом, перед нами раскрывается закономерная картина. [1, с. 13-15]

Кризис  среднего возраста – критический возраст, который наступает у человека в период жизни примерно от 40 до 50 лет. Кризис среднего возраста проявляется в осознании человеком того, что он уже не молод, что стал внешне меньше привлекательным, чем был в молодости, что ему теперь приходится отказаться от многого, чем занимается молодежь. [8, с.189] Кризис среднего возраста - самая странная и страшная пора в психическом развитии человека. Многие люди (особенно творческие), не найдя в себе силы, и не обретя новый смысл жизни, просто уходят из нее. На этот период ( после подросткового) приходится наибольшее число суицидов.

Во время  кризиса середины жизни у взрослого  человека начинают формироваться вопросы, на которые он не в состоянии ответить, но которые сидят внутри и разрушают его. « В чем смысл моего существования!?», «Это то, чего я хотел!? Если да, то что же дальше!?» и т.д. Переживая этот кризисный момент своей жизни, человек ищет возможность укрепления своей ниши во взрослой жизни, подтверждения своего статуса взрослого.

Даже при  успешном положении дел у человека могут возникнуть опасения, что он не успеет сделать то, что считает  нужным. Такой кризис - не редкость у  людей творческих профессий. Об этом свидетельствует возрастающая частота  смертных случаев среди артистов, поэтов и художников в возрасте 35-40 лет. Осознание расхождения мечты и действительности может вызывать тяжелые эмоциональные переживания, мысли, о которых писал Данте: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу, путь потеряв во тьме долины». [19]

Кесслер и другие исследователи  считают, что кризис середины жизни  – это скорее исключение, чем  правило. У подавляющего большинства  людей переход в средний возраст  происходит незаметно и плавно, по мере того как на смену юношеским мечтам о славе, богатстве, личных свершениях и красоте приходят более реалистичные ожидания. [7, 651]

Несмотря на то, что некоторые исследователи  полагают, что средний возраст  воспринимается взрослыми людьми как  «период, когда рушатся надежды, а многие возможности кажутся упущенными навсегда», значительная часть исследований убедительно доказывает прямо противоположное. [7, с.649]    Так, некоторые данные показывают, что большинство взрослых переживает середину жизни как годы постепенного перехода, наполненные и позитивными, и негативными событиями, связанными с процессом старения. В то время как модель кризиса привязывает нормативные возрастные изменения, имеющие место в этот период к предсказуемым кризисным состояниям, модель перехода отвергает представление о том, что  кризис середины жизни является нормативным событием.

Согласно модели перехода, развитие человека характеризуется  последовательностью ожидаемых  важных событий его жизни, которые  можно предвидеть и в отношение  которых можно строить планы. Период, связанный с этими событиями, может вызывать немалые трудности, как в психологическом, так и в социальном плане.

Модель кризиса имеет  методологические недостатки, ограничивающие ее привлекательность. Во многих исследованиях, предлагающих эту модель, использованы данные, полученные при изучении клинических пациентов, а не случайных выборок, которые более точно отражают полный состав взрослого населения. Более того, Левинсон в своих ставших классическими исследованиях фокусирует взгляд главным образом на белых мужчинах, принадлежащих к среднему классу; однако более корректным было бы уделить равное внимание и мужчинам, и женщинам. [7, с.650]

Кризис пожилого возраста – возрастной кризис, который появляется у человека при переходе из среднего возраста (40 – 60 лет) в пожилой (после 60 лет) или в старческий (после 70 лет). Кризис пожилого возраста проявляется в том, что у человека в результате болезненного или  возрастного ослабления организма. Снижается работоспособность, ему приходится отказаться от многого, что раньше было доступно, менять свой образ жизни, замечать изменяющееся к нему отношение со стороны окружающих людей, особенно молодых. [8, с.189]

Кризис перехода от зрелости к старости. Обсуждая проблему ведущей деятельности в пожилом возрасте, следует отметить, что «в отечественной возрастной психологии, к сожалению, отсутствует общепризнанное определение и понимание ведущей деятельности позднего (пожилого) возраста и определение основных личностных новообразований этого возраста». Есть основания согласиться со следующим мнением. Несмотря на вариативность так называемых «здоровых типов старости», в каждом из которых основным содержанием жизнедеятельности пожилого человека становится разная, на первый взгляд, деятельность (общественная работа, деятельность внутри семьи). [18, с.9]

Для многих людей, приближающихся к 60 годам, становится очевидной необходимость рефлексировать жизненный путь с точки зрения оценки его реализованных жизненных задач и оценки перспектив на будущее. Типичными размышлениями этого времени считаются такие: «как летит время», «как быстро прошла жизнь», «непонятно, на что было потрачено так много времени», «если бы впереди было много времени, то я бы...», «как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок» и т.п. [24]

Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение  такого качества, как интегративность  – целостность личности (ego-integrity), либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита  она не так, как хотелось и планировалось.

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается  в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая  у многих людей вплоть до ухода  на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

Смерть  с точки зрения психологии – это  кризис индивидуальной жизни, последнее критическое событие в жизни человека. Являясь на физиологическом уровне необратимым прекращением всех жизненных функций, имея неминуемую личную значимость для человека, смерть одновременно является и элементом психологической культуры человечества. [25]

Ф. Арьес считал, что установки человека в отношении  смерти на определенном этапе исторического  развития непосредственно связаны  с самосознанием и осмыслением человечеством самого себя. Он выделяет пять этапов изменения этих установок. [25]

В научном труде  «О смерти и умирании» Элизабет Кюблер-Росс подчеркивает важность открытого и  честного общения с умирающими, готовность последних обсуждать любые психологически близкие им темы.

В своей статье «О стрессе умирания» Л. А. Китаев-Смык говорит о том, как переживают люди процесс умирания и как относятся  к нему. Так же он указывает на такой важный момент, как ощущение страха и растерянности перед  смертью, причем, не столь важно, прожил человек праведную жизнь, или же грешил. [17, с.122]

Даже те, кто  уже готов принять смерть как  избавление от мучительных болей  при хроническом заболевании, умирают, ощущая в последние мгновенья  растерянность и испуг. Это видно по их глазах, словам, поведению. [17, с.122]

Информация о работе Возрастные кризисы в отечественной и зарубежной психологии