Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:21, контрольная работа
В исследовании рассматривается и анализируется эмпирический материал, характеризующий уровень развития пространственного мышления школьников различных возрастных и социальных групп (город-деревня). Исследовалось развитие пространственного мышления школьников 3,5,7, и 9 классов методом срезов по единой (хотя и воэрастно-адаптированной нами) методике.
Возрастная динамика развития пространственного мышления школьников
Сердакова К. Г.
Самарский государственный педагогический университет
Окружающая действительность
нередко предстает перед нами
в пространственных формах и поэтому
любая человеческая деятельность связана
как с самими предметами, так и
их образами. Изучаемое нами образное
мышление содержит возможности преодоления
стереотипов, т.е. способствует развитию
творческих потенций, что очень важно
для полноценного психического развития
личности. Помимо этого, в школьном
обучении не всегда удается установить
психологические причины
Развиваемые в отечественной психологии положения о зависимости психического развития ребенка от особенностей содержания и структуры деятельности, о формировании внутренних психологических образований на основе внешней материальной деятельности являются исходными для нашей работы.
Исходя из данных многих психолого-педагогических исследований (И. С. Якиманская, X. Я. Кадаяс, И. Я. Каплунович) следует, что пространственное мышление является разновидностью образного мышления. К сожалению, накопленные в отечественной психологии данные о путях и способах развития и формирования пространственного мышления, в настоящее время не находят должного применения в школьной практике из-за недостаточности психологической культуры в школе, что порождает некую формализацию приобретаемых школьниками знаний.
В исследовании рассматривается
и анализируется эмпирический материал,
характеризующий уровень
Проведенный сравнительный анализ уровня развития пространственного мышления школьников села к города позволяет говорить о том, что развитие пространственного мышления в школьном возрасте носит нелинейный характер. После интенсивных сдвигов в младшем школьном возрасте имеет место плато в среднем школьном возрасте, сменяющееся подъемом у девятиклассников. Этот факт указывает на необходимость внесения некоторых изменений в традиционные программы школьного обучения. Это подтверждает предположение И.С. Якиманской о подвижности и динамичности образов младших школьников.
Развернутое тематическое
планирование по математике для 1 – 4 классов
разработано на основе примерной
программы, авторской программы
И. И. Аргинской «Математика», утверждённой
МО РФ (Самара: Корпорация «Фёдоров» 2011)
в соответствии с требованиями Федерального
компонента Государственного стандарта
начального образования (Москва, 2011).
Цель:
• математическое развитие младшего школьника
– формирование способности к интеллектуальной
деятельности (логического и знаково–символического
мышления), пространственного воображения,
математической речи, умения строить рассуждения,
выбирать аргументацию, различать обоснованные
и необоснованные суждения, вести поиск
информации;
• освоение начальных математических
знаний - понимание значения величин и
способов их измерения; использование
арифметических способов для разрешения
сюжетных ситуаций; формирование умения
решать учебные и практические задачи
средствами математики; работа с алгоритмами
выполнения арифметических действий.
• развитие интереса к математике, стремление
использовать математические знания в
повседневной жизни.
Содержание курса направлено на решение
следующих задач, предусмотренных ФГОС
2009 г. и отражающих планируемые результаты
обучения математике в начальных классах:
- научить использовать начальные математические
знания для описания окружающих предметов,
процессов, явлений, оценки количественных
и пространственных отношений;
- создать условия для овладения основами
логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической
речи, приобретения навыков измерения,
пересчета, прикидки и оценки, наглядного
представления о записи и выполнении алгоритмов;
- приобрести начальный опыт применения
математических знаний для решения учебно-познавательных
и учебно-практических задач;
- научить выполнять устно и письменно
арифметические действия с числами и числовыми
выражениями, решать текстовые задачи,
действовать в соответствии с алгоритмом
и строить простейшие алгоритмы, исследовать,
распознавать и изображать геометрические
фигуры, работать с таблицами, схемами
и диаграммами, цепочками, совокупностями,
представлять и интерпретировать данные.
Работа по данному курсу
обеспечивается УМК:
1. Аргинская И.И., Бененсон Е.П., ИтинаЛ.С.,
Кормишина С.Н. Математика: Учебник для
1 класса: В 2 частях. Самара: Издательство
«Учебная литература»: Издательский дом
«Федоров».
2. Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина
С.Н. Математика: Учебник для 2 класса: В
2 частях. Самара: Издательство «Учебная
литература»: Издательский дом «Федоров».
3. Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина
С.Н. Математика: Учебник для 3 класса: В
2 частях. Самара: Издательство «Учебная
литература»: Издательский дом «Федоров».
4. Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина
С.Н. Математика: Учебник для 4 класса: В
2 частях. Самара: Издательство «Учебная
литература»: Издательский дом «Федоров».
5. Бененсон Е.П., Итина Л.С. Рабочие тетради
по математике для 1 класса: В 4 частях.
Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство
«Учебная литература».
6. Бененсон Е.П., Итина Л.С. Рабочие тетради
по математике для 2, 3, 4 классов. Самара:
Издательский дом «Федоров»: Издательство
«Учебная литература».
7. Итина Л.С., Кормишина С.Н. Волшебные точки:
Рабочие тетради по математике для 2, 3,
4 классов. Самара: Издательский дом «Федоров»:
Издательство «Учебная литература».
8. Кормишина С.Н. Геометрия вокруг нас.
Тетради для практических работ для 2,
3 классов. Самара: Издательский дом «Федоров»:
Издательство «Учебная литература».
9. Методические пособия для учителя по
курсу «Математика» для 1, 2, 3, 4 классов.
Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Федоров».
10. Аргинская И.И. Сборник заданий по математике
для самостоятельных, проверочных и контрольных
работ в начальной школе. Самара: Издательство
«Учебная литература»: Издательский дом
«Федоров».
11. Примерное планирование уроков математики
для 1-4 классов/О.В. Федоскина. Самара: Издательство
«Учебная литература»: Издательский дом
«Федоров».
12. Керженцева А.В., Федоскина О.В. Пояснения,
решения и ответы к заданиям учебника
«Математика. 4 класс». Самара: Издательство
«Учебная литература»: Издательский дом
«Федоров».
Информация о работе Возрастная динамика развития пространственного мышления младшего школьника