Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:21, контрольная работа
В исследовании рассматривается и анализируется эмпирический материал, характеризующий уровень развития пространственного мышления школьников различных возрастных и социальных групп (город-деревня). Исследовалось развитие пространственного мышления школьников 3,5,7, и 9 классов методом срезов по единой (хотя и воэрастно-адаптированной нами) методике.
Возрастная динамика развития пространственного мышления школьников
Сердакова К. Г.
Самарский государственный педагогический университет
Окружающая действительность 
нередко предстает перед нами 
в пространственных формах и поэтому 
любая человеческая деятельность связана 
как с самими предметами, так и 
их образами. Изучаемое нами образное 
мышление содержит возможности преодоления 
стереотипов, т.е. способствует развитию 
творческих потенций, что очень важно 
для полноценного психического развития 
личности. Помимо этого, в школьном 
обучении не всегда удается установить 
психологические причины 
Развиваемые в отечественной психологии положения о зависимости психического развития ребенка от особенностей содержания и структуры деятельности, о формировании внутренних психологических образований на основе внешней материальной деятельности являются исходными для нашей работы.
Исходя из данных многих психолого-педагогических исследований (И. С. Якиманская, X. Я. Кадаяс, И. Я. Каплунович) следует, что пространственное мышление является разновидностью образного мышления. К сожалению, накопленные в отечественной психологии данные о путях и способах развития и формирования пространственного мышления, в настоящее время не находят должного применения в школьной практике из-за недостаточности психологической культуры в школе, что порождает некую формализацию приобретаемых школьниками знаний.
В исследовании рассматривается 
и анализируется эмпирический материал, 
характеризующий уровень 
Проведенный сравнительный анализ уровня развития пространственного мышления школьников села к города позволяет говорить о том, что развитие пространственного мышления в школьном возрасте носит нелинейный характер. После интенсивных сдвигов в младшем школьном возрасте имеет место плато в среднем школьном возрасте, сменяющееся подъемом у девятиклассников. Этот факт указывает на необходимость внесения некоторых изменений в традиционные программы школьного обучения. Это подтверждает предположение И.С. Якиманской о подвижности и динамичности образов младших школьников.
Развернутое тематическое 
планирование по математике для 1 – 4 классов 
разработано на основе примерной 
программы, авторской программы 
И. И. Аргинской «Математика», утверждённой 
МО РФ (Самара: Корпорация «Фёдоров» 2011) 
в соответствии с требованиями Федерального 
компонента Государственного стандарта 
начального образования (Москва, 2011). 
Цель:  
• математическое развитие младшего школьника 
– формирование способности к интеллектуальной 
деятельности (логического и знаково–символического 
мышления), пространственного воображения, 
математической речи, умения строить рассуждения, 
выбирать аргументацию, различать обоснованные 
и необоснованные суждения, вести поиск 
информации; 
• освоение начальных математических 
знаний - понимание значения величин и 
способов их измерения; использование 
арифметических способов для разрешения 
сюжетных ситуаций; формирование умения 
решать учебные и практические задачи 
средствами математики; работа с алгоритмами 
выполнения арифметических действий. 
• развитие интереса к математике, стремление 
использовать математические знания в 
повседневной жизни. 
Содержание курса направлено на решение 
следующих задач, предусмотренных ФГОС 
2009 г. и отражающих планируемые результаты 
обучения математике в начальных классах: 
- научить использовать начальные математические 
знания для описания окружающих предметов, 
процессов, явлений, оценки количественных 
и пространственных отношений; 
- создать условия для овладения основами 
логического и алгоритмического мышления, 
пространственного воображения и математической 
речи, приобретения навыков измерения, 
пересчета, прикидки и оценки, наглядного 
представления о записи и выполнении алгоритмов; 
- приобрести начальный опыт применения 
математических знаний для решения учебно-познавательных 
и учебно-практических задач; 
- научить выполнять устно и письменно 
арифметические действия с числами и числовыми 
выражениями, решать текстовые задачи, 
действовать в соответствии с алгоритмом 
и строить простейшие алгоритмы, исследовать, 
распознавать и изображать геометрические 
фигуры, работать с таблицами, схемами 
и диаграммами, цепочками, совокупностями, 
представлять и интерпретировать данные. 
Работа по данному курсу 
обеспечивается УМК: 
1. Аргинская И.И., Бененсон Е.П., ИтинаЛ.С., 
Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 
1 класса: В 2 частях. Самара: Издательство 
«Учебная литература»: Издательский дом 
«Федоров». 
2. Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина 
С.Н. Математика: Учебник для 2 класса: В 
2 частях. Самара: Издательство «Учебная 
литература»: Издательский дом «Федоров». 
3. Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина 
С.Н. Математика: Учебник для 3 класса: В 
2 частях. Самара: Издательство «Учебная 
литература»: Издательский дом «Федоров». 
4. Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина 
С.Н. Математика: Учебник для 4 класса: В 
2 частях. Самара: Издательство «Учебная 
литература»: Издательский дом «Федоров». 
5. Бененсон Е.П., Итина Л.С. Рабочие тетради 
по математике для 1 класса: В 4 частях. 
Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство 
«Учебная литература». 
6. Бененсон Е.П., Итина Л.С. Рабочие тетради 
по математике для 2, 3, 4 классов. Самара: 
Издательский дом «Федоров»: Издательство 
«Учебная литература». 
7. Итина Л.С., Кормишина С.Н. Волшебные точки: 
Рабочие тетради по математике для 2, 3, 
4 классов. Самара: Издательский дом «Федоров»: 
Издательство «Учебная литература». 
8. Кормишина С.Н. Геометрия вокруг нас. 
Тетради для практических работ для 2, 
3 классов. Самара: Издательский дом «Федоров»: 
Издательство «Учебная литература». 
9. Методические пособия для учителя по 
курсу «Математика» для 1, 2, 3, 4 классов. 
Самара: Издательство «Учебная литература»: 
Издательский дом «Федоров». 
10. Аргинская И.И. Сборник заданий по математике 
для самостоятельных, проверочных и контрольных 
работ в начальной школе. Самара: Издательство 
«Учебная литература»: Издательский дом 
«Федоров». 
11. Примерное планирование уроков математики 
для 1-4 классов/О.В. Федоскина. Самара: Издательство 
«Учебная литература»: Издательский дом 
«Федоров». 
12. Керженцева А.В., Федоскина О.В. Пояснения, 
решения и ответы к заданиям учебника 
«Математика. 4 класс». Самара: Издательство 
«Учебная литература»: Издательский дом 
«Федоров». 
Информация о работе Возрастная динамика развития пространственного мышления младшего школьника