Возрастная динамика развития пространственного мышления младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:21, контрольная работа

Краткое описание

В исследовании рассматривается и анализируется эмпирический материал, характеризующий уровень развития пространственного мышления школьников различных возрастных и социальных групп (город-деревня). Исследовалось развитие пространственного мышления школьников 3,5,7, и 9 классов методом срезов по единой (хотя и воэрастно-адаптированной нами) методике.

Файлы: 1 файл

Возрастная динамика развития пространственного мышления школьников.docx

— 18.99 Кб (Скачать)

Возрастная динамика развития пространственного мышления школьников

Сердакова К. Г.

Самарский государственный педагогический университет

Окружающая действительность нередко предстает перед нами в пространственных формах и поэтому  любая человеческая деятельность связана  как с самими предметами, так и  их образами. Изучаемое нами образное мышление содержит возможности преодоления  стереотипов, т.е. способствует развитию творческих потенций, что очень важно  для полноценного психического развития личности. Помимо этого, в школьном обучении не всегда удается установить психологические причины неуспеваемости учащихся, в частности, в области  математических дисциплин. Большую  актуальность приобретает проблема образного видения объекта, оказание психологической помощи учителям и  учащимся по имеющейся проблеме, а  также скорейшее внедрение результатов  научных исследований в практические формы и методы обучения в школе.

Развиваемые в отечественной  психологии положения о зависимости  психического развития ребенка от особенностей содержания и структуры деятельности, о формировании внутренних психологических  образований на основе внешней материальной деятельности являются исходными для  нашей работы.

Исходя из данных многих психолого-педагогических исследований (И. С. Якиманская, X. Я. Кадаяс, И. Я. Каплунович) следует, что пространственное мышление является разновидностью образного мышления. К сожалению, накопленные в отечественной психологии данные о путях и способах развития и формирования пространственного мышления, в настоящее время не находят должного применения в школьной практике из-за недостаточности психологической культуры в школе, что порождает некую формализацию приобретаемых школьниками знаний.

В исследовании рассматривается  и анализируется эмпирический материал, характеризующий уровень развития пространственного мышления школьников различных возрастных и социальных групп (город-деревня). Исследовалось  развитие пространственного мышления школьников 3,5,7, и 9 классов методом  срезов по единой (хотя и воэрастно-адаптированной нами) методике.

Проведенный сравнительный  анализ уровня развития пространственного мышления школьников села к города позволяет говорить о том, что развитие пространственного мышления в школьном возрасте носит нелинейный характер. После интенсивных сдвигов в младшем школьном возрасте имеет место плато в среднем школьном возрасте, сменяющееся подъемом у девятиклассников. Этот факт указывает на необходимость внесения некоторых изменений в традиционные программы школьного обучения. Это подтверждает предположение И.С. Якиманской о подвижности и динамичности образов младших школьников.

Развернутое тематическое планирование по математике для 1 – 4 классов  разработано на основе примерной  программы, авторской программы  И. И. Аргинской «Математика», утверждённой МО РФ (Самара: Корпорация «Фёдоров» 2011) в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2011). 
Цель:  
• математическое развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково–символического мышления), пространственного воображения, математической речи, умения строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации; 
• освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий. 
• развитие интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни. 
Содержание курса направлено на решение следующих задач, предусмотренных ФГОС 2009 г. и отражающих планируемые результаты обучения математике в начальных классах: 
- научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений; 
- создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения навыков измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов; 
- приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; 
- научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять и интерпретировать данные. 
Работа по данному курсу обеспечивается УМК: 
1. Аргинская И.И., Бененсон Е.П., ИтинаЛ.С., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 1 класса: В 2 частях. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 
2. Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 2 класса: В 2 частях. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 
3. Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 3 класса: В 2 частях. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 
4. Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 4 класса: В 2 частях. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 
5. Бененсон Е.П., Итина Л.С. Рабочие тетради по математике для 1 класса: В 4 частях. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература». 
6. Бененсон Е.П., Итина Л.С. Рабочие тетради по математике для 2, 3, 4 классов. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература». 
7. Итина Л.С., Кормишина С.Н. Волшебные точки: Рабочие тетради по математике для 2, 3, 4 классов. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература». 
8. Кормишина С.Н. Геометрия вокруг нас. Тетради для практических работ для 2, 3 классов. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература». 
9. Методические пособия для учителя по курсу «Математика» для 1, 2, 3, 4 классов. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 
10. Аргинская И.И. Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 
11. Примерное планирование уроков математики для 1-4 классов/О.В. Федоскина. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 
12. Керженцева А.В., Федоскина О.В. Пояснения, решения и ответы к заданиям учебника «Математика. 4 класс». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 

 


Информация о работе Возрастная динамика развития пространственного мышления младшего школьника