Автор: Анастасия Ломоносова, 17 Октября 2010 в 19:17, контрольная работа
Психодрама (от греч. drama — действие) — вид групповой психотерапии, в котором пациенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций, отработки социальной перцепции, более глубокого самопознания.
I. теоретическая часть. «Возможности ипользования психодрамы в групповой работе. Специфика психодраматической работы в детско-подростковых группах».
1. Общая характеристика метода.
2. Цели и задачи данного вида.
3. Специфика организации и проведения.
3.1 Разминка
3.2 Игровая фаза
3.3 Заключительная фаза интеграции
4. Специфика использования при работе с детьми разных возрастов.
II. практическая часть. Практикум по культуре общения «Учимся разрешать конфликты».
1. Цели и задачи мероприятия.
2. Вступление.
3.1 этап. Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».
4. 2 этап Деловая игра « Три вопроса».
5. 3 этап. Кейс (ситуация конфликта).
6. Заключение.
7. Приложение.
8. Список литературы.
В обратной связи протагонист и его партнеры по игре сообщают о переживаниях и опыте, которые они получили в игре в различных ролях (пассивные участники группы также могут сообщать о ролях, с которыми они чувствовали идентификацию во время игры, давая так называемую идентификационную обратную связь.
Занятия могут происходить раз в неделю или один раз в месяц по 4 занятия сразу. Общая продолжительность психодрамы составляет 25-100 часов и меняется в зависимости от цели группы и проблематики отдельных участников.
Обычно группа психодрамы включает от 8 до 12 человек; помимо этого, участвует еще руководитель, терапевт, возможны стажеры, повышающие свою квалификацию, медицинская сестра или социальный работник. Желательно соотношение 50% мужчин: 50% женщин, а также участие клиентов разных возрастов.
Областями применения психодрамы являются работа с молодежью, образование взрослых, предпринимательское консультирование, консультирование организаций и др.
Как
и для любой групповой
Преимущество психодрамы по сравнению с другими методами групповой психотерапии состоит в том, что ее процесс представляет собой естественное осуществление взаимосвязей повседневной жизни. То, что пережито, проделано и обсуждено, – лучше всего прочего наполнено смыслом.
Но
чтобы полностью использовать это
преимущество, без сомнения, требуется
особая сенситивность и осторожность
руководителя. Для развития психосоциальной
компетентности в процессе психодраматической
терапии от руководителя требуется большой
опыт саморазвития и самоконтроля так
же, как и для осуществления встречи требуется
открытая, здоровая и выносливая личность.
Специфика
использования при
работе с детьми разных
возрастов.
Специфичность работы с детьми обусловлена общими особенностями их развития на данном жизненном этапе. Это и неустойчивость психики, и неразвитые процессы торможения и волевые процессы, и эгоцентризм (ребенок не включает себя в систему мира). Помимо общих особенностей не будем забывать и о том, что на психокоррекцию, в основном, приводят детей с различными проблемами, которые также отражаются на поведении ребенка. Большую трудность составляют уже проявляющиеся акцентуации характера малыша. Детям, к примеру, шизоидного типа трудно сосредоточиться на процессе, а психастенику сложно выдержать эмоциональное напряжение, неизбежно появляющееся в психодраматическом сеансе при вскрытии проблем.
Психодраматическая терапия с детьми дошкольного возраста весьма специфична. Здесь возникает целый ряд сложностей, начиная с банальных принципов групповой работы и кончая обратной связью. Время проведения сеанса психодрамы для малышей и численность группы значительно меньше, чем у взрослых (время — до 50 минут, численность 4-5 человек; варьируются в зависимости от возраста). Многие авторы считают, что психодраматическая терапия с дошкольниками теряет много полезных ортодоксальных приемов, которые не применимы к ребенку 3 — 5 лет. Однако опытные терапевты, работающие в этой области, полагают, что, кроме физиологических параметров (к примеру, перерывы на еду и туалет), разницы между взрослой и детской психодрамой нет. Главное — говорить на языке ребенка.
Терапевту очень важно определить уровень развития ребенка. Это должно быть сделано в процессе индивидуальной работы на первой же сессии. Такую же оценку уровня развития детей, входящих в состав группы, следует сделать перед первой сессией. Если во время первого интервью возникают хотя бы малейшие сомнения, в начале работы следует пользоваться только самыми простейшими игрушками и самыми элементарными вспомогательными средствами. В противном случае дети приходят в замешательство, пытаясь что-то сделать с игрушками, которые оказались для них сложными либо не соответствующими их возрасту. Это только усиливает их ощущение бесполезности и неполноценности.
Часто психодраматические сеансы с дошкольником проводятся один на один с терапевтом, а роль второстепенных "я" играют куклы из кукольного театра и игрушки. Такой индивидуальный подход применяется в тяжелых случаях, когда ребенок не способен работать в группе. Впоследствии, по мере улучшения психического здоровья, он включается в групповую терапию.
Если
препятствовать тому, чтобы дети проявляли
в игре естественные для них формы
выражения и общения и
Не следует ожидать от детей готовности и способности ограничиваться только вербализацией своих фантазий, желаний, мыслей и чувств. Чем младше ребенок, тем скорее он воплощает свою внутреннюю жизнь в игру, в движения и драматизацию. А чем ребенок старше, тем большую роль играет вербализация. Метод работы со старшими подростками уже во многом напоминает метод работы со взрослыми.
Игра с детьми всегда приносит неожиданные
результаты, увлекая за собой в мир переживаний.
Хочется акцентировать при этом внимание
о высоком значении личности психолога,
степени его профессионализма в процессе
детской психодрамы. В большинстве случаев
именно эти параметры — залог успешной
коррекции психики маленького человека.
Практикум по II практическая часть.
культуре общения
«Учимся разрешать конфликты».
Занятие рассчитано на учащихся 8-9 классов.
Цель: создание условий для развития умений учащихся анализировать конфликтные ситуации и разрешать их.
Задачи:
- стимулировать воображение участников в поисках собственного выхода из конфликтной ситуации;
- сформировать интерес у учащихся к самопознанию и саморазвитию;
- способствовать развитию навыков работы в группе.
Перечень навыков и умений, которые формируются:
- рефлексивная деятельность,
- толерантное отношение и эмпатия к людям,
- навыки работы в группе,
- умение анализировать,
- умение разрешать конфликты.
Инструкции для участников:
Класс делится на три команды, избираются капитаны команд.
План содержания работы:
Вступление.
2 этап Деловая игра « Три вопроса».
3 этап. Кейс (ситуация конфликта).
Заключение.
Содержание работы:
Вступление.
Конфликты
– это часть нашей жизни. Предлагаю
вам подумать о том, как мы ведем
себя в конфликте. Состязаемся, соревнуемся?
Проигрываем? Какие чувства вызывает
у нас соперник? Непреднамеренные
конфликты приводят к обидам, потере
дружбы, к вспышкам гнева, отчуждению.
Поэтому важно знать, как вести
себя в конфликтных ситуациях. Сегодня
мы будем учиться разрешать
А пока давайте узнаем, как
мы сами ведём себя в
1 этап.
Тест
«Оценка собственного
поведения в
конфликтной ситуации».
Ребята!
Постарайтесь искренне ответить на вопрос:
«Как вы обычно ведете себя в конфликтной
ситуации или споре?». Если вам свойственно
то или иное поведение, поставьте соответствующее
количество баллов после каждого номера
ответа, характеризующего определенный
стиль поведения.
Приложение №1.Тест.
Желающие
могут обсудить свои результаты тестирования.
Обсуждение перетекает во 2-ой этап занятия.
2
этап
Каждая команда получает по одному вопросу, и немного обсудив, капитаны с помощью своей команды по очереди попытаются ответить на них.
Вопросы:
- В чем сходство и различие понятий «конфликт» и «спор»?
- Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувства
достоинства всех людей, задействованных в конфликте?
(Происходит
дискуссия между участниками
команд).
Так
как противоречия существуют всегда,
надо понимать, что конфликты будут
возникать постоянно, надо лишь научиться
разрешать конфликты. Прежде всего надо
знать, что такое конфликт.
Приложение
№2. Блок информации.
А
теперь давайте попробуем определить
и запомнить правила
В результате общего обсуждения проблемы, мы можем выделить несколько правил предупреждения конфликтов:
Эти правила необходимо записать либо на доске, либо на листе ватмана.
А теперь давайте вспомним, когда выполнение этих правил кому-то из вас действительно помогло избежать конфликта.
(Подростки делятся своим опытом).
3
этап
Ребята, после знакомства с правилами
«беспроигрышного» разрешения