Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 16:07, контрольная работа
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать, мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.
1. Восприятие.
2. Закон восприятия.
А. В. Запорожец считал, что формирование перцептивных действий под влиянием обучения проходит ряд этапов. На первом этапе персептивные проблемы, связоные со становлением адекватного образа, решается ребенком в практическом плане путем действий с материальными проблемами. Исправление в персептивные действия при необходимости их коррекции здесь вносятся в сами манипуляции с предметами по ходу выполнения действия. Прохождение этого этапа ускоряется, и его результата становятся более весомыми, если ребёнку предлагаются «персептивные эталоны» - образцы, с которыми он может соотносить, сравнивать формирующиеся образ.
На следующем этапе сенсорные процессы сами превращаются в своеобразные перцептивные действия, которые выполняются с помощью собственных движений рецептивных аппаратов. На данном этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи развернутых ориентировочно – исследовательских движений рук и глаз, причем ручное и зрительное обследование ситуации обычно предшествует практическим действиям в нем, определяя их характер и направленность.
На третьем этапе начинается процесс своеобразного сворачивания перцептивных действий, их сокращения до необходимого и достаточного минимума. Эфферентные звенья соответствующих действий оттормаживаются, и внешнее восприятие ситуации начинает создавать впечатление пассивного рецептивного процесса.
На следующих, более высоких ступенях сенсорной обученности дети приобретают способность, быстро и без каких – либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга, обнаруживать и использовать связи и отношения, существующие между ними. Персептивное действие превращается в идеальное.
Список литературы.
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977.
2. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1964.
3. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М., 1977.
4. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. – Т. I. – Л., 1974.
5. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. Дошкольный возраст. – М., 1969.
Восприятие. Механизмы и модели. – М., 1974.