Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 16:07, контрольная работа
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать, мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.
1. Восприятие.
2. Закон восприятия.
Вариант 18.
1. Восприятие.
2. Закон восприятия.
1. Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать, мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.
В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойство предметов, конкретных явлений или процессов происходящих вне и независимо от нас, восприятия всегда выступает как субъективная соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей деятельностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (это ощущение относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).
Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образа локализованы в пространстве. Этот, процесс характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.
Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения являются некоторые чувства (ощущения яркости, громкости, соленного, высоты звука), в то время как в результате восприятия складывается образ приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность.
Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализатором, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы – рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающиеся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают виды восприятия. Выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора – зрительный, слуховой, кожный и мышечный – чаще всего выступает как ведущие в процессе восприятия.
Восприятия выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, полученный от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений.
Предметность, целостность, константность и категориальность – это основные свойства образа, складывающиеся в результате восприятия. Предметность – это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, и в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Целостность – выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Константность – определяется, как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине. Категориальность – человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет, обозначаемый словом – понятие, относят к определенному классу.
Одним из первых классификацию факторов, влияющих на организацию зрительных ощущений, в образы в русле гештальтпсихологии (направление научных исследований, сложившегося вначале 20 веков в Германии) предложил М. Вертгеймер. Выделил следующие факторы:
1. Близость друг другу элементов зрительного поля, вызвавших соответствующие ощущения. Чем ближе друг к другу пространственно в зрительном поле располагаются соответствующие элементы, тем с большой вероятностью они объединяются друг с другом и создают единый образ.
2. Сходство элементов
друг с другом. Это свойство
проявляется в том, что
3. Фактор «естественного продолжения». Они проявляются в том, что элементы, выступающие как части знакомых фигур, контуров и форм, с большой вероятностью объединяются именно в эти фигуры, форму, контуры, чем другие.
4. Замкнутость. Свойства зрительного восприятия выступает, как стремление элементов зрительного поля создать целостные, замкнутые изображения.
Механизм восприятия пространства, времени и движения, который совместно со способами восприятия контуров и содержания осмысленных фигур плоскостного типа образует черно-белую перцептивную динамическую картину обстановки, окружающей повседневно человека. Восприятия пространства содержит оценки формы, величины, расстояния до предметов расстояния между предметами.
В восприятии формы предметов принимают участие основные группы факторов:
1. Врожденная способность
нервных клеток коры головного
мозга избирательно
2. Законы образование фигур, форм и контуров, выделенные гештальтпсихологами.
3. Жизненный опыт, получаемый за счет движения руки по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и частей его тела в пространстве.
Восприятие величины предмета принимают участие мышцы глаз и рук, ряда других частей тела. Чем больше сокращается или расслабляется мышца, прослеживающая предмет по его контуру или поверхности, тем больше кажется человеку предмет.
Движение мышц так же участвуют в восприятии глубины. Кроме них, зрительно правильной оценке глубины способствуют аккомодация и конвергенция глаз. Аккомодация – это изменение кривизны хрусталика при настройке глаза на четкое восприятие объектов или деталей. Конвергенция – это сближение или расхождение осей глаз, которое проходит при восприятии приближающихся или удаляющихся объектов.
Восприятие и оценка движения основаны на последовательном использовании информации, исходящей из различных источников. Одни из них позволяют установить сам факт движения, другие оценить его направленность и скорость. Наличие или отсутствие движения в полезрения констатируется нейронами-детекторами движения, входящими в нейрофизиологический аппарат. Эти нейроны обладают генетически заданной способностью генерировать импульсы при возникновении движения какого-либо объектов в полезрения.
Еще одним аргументом в пользу того же самого вывода о психофизиологическом механизме восприятия движения может служить автокинетический эффект. Это явление представляет собой иллюзорное движение в темноте неподвижной светящейся точки. Автокинетический эффект возникает у людей в том случае, если не подвижная точка в зрительном поле является единственным видимым объектом, если ее положение не возможно идентифицировать в пространстве.
Механизм восприятия человеком времени часто связывают с «биологическими часами» - определенная последовательность и ритм биологических обменных процессов, происходящих в организме человека. В качестве наиболее вероятных кандидатов на роль биологических часов называют ритм сердечной деятельности и метаболизм тела.
2. Много полезного в понимании связанных с движениями психофизиологических механизмов восприятия внес русский физиолог И.М.Сеченов. Он на прямую связал их с работой мышечной системы. Расстояние до предметов, их глубина и высота, пути и скорости движения, все это продукты «мышечного чувства», поставляемых в мозг работающей мышцей.
Человек, следя за глазами движущимся, объектом, концентрирует на нем свой взор, и, пока объект находится в состоянии покоя, мышцы глаз также сохраняют свое состояние. Но как только объект начинает перемещаться, тотчас же и мышцы переходят в состояние движения, и повторяет направление, динамику движения объектов в полезрения.
Скорость сокращение мышц, связанных с органами слежения за предметом, вид сокращаемых мышц могут передавать информацию о характере движения самого объекта. Первый и основной закон восприятия состоит в его непосредственной связанности с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах. Другой важный закон восприятия состоит в относительной устойчивости уже сформировавшихся образов, в особенности тогда когда их функционирование связано с мышлением.
Для того чтобы восприятие было правильным, необходимы постоянные упражнения и непрерывный приток в центральную нервную систему информации, корректирующей неверно складывающийся образ.
Если образы зрительного
восприятия, относящиеся к внешним
объектом, обнаруживают свою устойчивость
или неустойчивость в зависимости
от постоянного притока
Фантом конечности почти всегда наблюдается после ампутации у взрослых людей, причем такие явления обычно возникают только в отношение тех частей тела, которые человек имел возможность достаточно хорошо освоить. Фантом в отношении тех частей тела, которые отсутствовали с рождения, практически не бывает. Начиная примерно с 9лет, ампутация почти всегда ведет к возникновению фантома конечности. Это и есть время, к которому мозг человека, его структуры, управляющие движениями, их связи с сенсорными процессами окончательно оформляются.
Психология органов чувств до настоящего времени не способно объяснить до конца, каким образом вся информация, в том числе абстрактные знания, которыми мы располагаем, могут поступать через рецепторы. Факты свидетельствуют о том, что, по меньшей мере, часть того, что входит в содержание наших образов, напрямую с действительностью не связана.
Со времени английского философа и психолога Дж. Локка, который одним из первых заинтересовался данной проблемой, было предложено много концепций восприятия. Одно из них получило название нативистской. Согласно ей восприятие выводится из якобы существующих у человека от природы «способностей ума». Другая теория утверждает, что формирование образов является результатом научения, мышления и опыта. Наш мозг постепенно накапливает информацию о мире в виде следов памяти, в форме умственных установок, общих идей, понятий. Они непосредственно влияют на восприятие, определяя содержание, смысл и характер складывающихся образов.
Восприятие надо рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот процесс, можно представить себе следующим образом:
1. Первичное выделение
комплекса стимулов из потока
информации и принятие решения
о том, что они относятся
к одному и тому же
2. Поиск в памяти аналогично или близкого по составу ощущений комплекса признаков, сравнения с которым воспринятого позволяют судить о том, что это за объект.
3. Отнесение воспринятого
объекта к определенной
4. Окончательный вывод
о том, что это за объект,
с приписыванием ему еще не
воспринятых свойств,
А.В. Запорожец описал процесс развития восприятия у детей следующим образом. В первые месяцы жизни ребенка развитие его сенсорных функций, его перцептивных действий, направленных на восприятие, опережает развитие телесных движений и оказывает на них влияние. Довольно рано ориентировочные реакции детей достигают большого уровня сложности и выполняются при помощи ряда различных анализаторов. У младенца ориентировочные движения глаз, например, выполняют лишь установочную роль, т.е. направляют рецептор на восприятие сигналов. Теми же движениями, однако, не производится обследование предметов так, как это имеет место при движении по предмету глаз взрослого.
Благодаря точной установке
рецепторов ребенок в первые месяцы
жизни оказывается способным
зрительно различать старые и
новые для него объекты, которые
отличаются друг от друга величиной,
цветом и формой. Начиная с трех-четырех месяцев
жизни сенсорные функции включаются в
практические действия, перестраиваются
на их основе и постепенно сами приобретают
боле совершенный вид ориентировочно-
При переходе от раннего к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из них в отдельности и затем объединяя в единое целое. Помимо контура предмета, здесь выделяются его структура, пространственные характеристики, соотношение составляющих его частей.