Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 10:01, реферат
В работе любого учебного заведения необходимо соблюдать принцип создания воспитывающей среды. Это предполагает создание в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность ребенка. Реализация этого принципа возможна при следующих условиях:
развитие детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, создание разнообразных сих объединений;
отношений «ответственной зависимости» (А.С. Макаренко) в среде педагогов и учащихся.
1.Вступление
2.Воспитатель как руководитель группы взаимодействия.
3.Выбор оптимальной модели руководства группой. 4.Посредничество педагога в разрешении конфликтных ситуаций в школьном коллективе.
Задача «идеального» классного руководителя заключается в том, чтобы суметь организовать работу коллектива (класса) так, что каждый ребенок чувствовал себя в нем уютно. Тогда ребенок начнет тянуться к коллективу. Принимать активное участие в жизнедеятельности коллектива. Роль классного руководителя здесь огромна. Деловые отношения складываются в коллективе автоматически с момента организации класса. Классный руководитель сразу берет управление в свои руки. Сначала он знакомится с классом, знакомит ребят между собой. Руководитель присматривается к каждому ученику, делает определенные выводы для себя. Идеальных руководителей практически не существует. Так как коллектив большой, у каждого ребенка свое восприятие учителя и ситуации. Кому-то даже очень хороший учитель может не нравиться. Но нужно стремиться стать как можно лучше, грамотнее, образованнее. Хороший руководитель – тот, у которого хорошие взаимоотношения с классом. Личные отношения симпатии, безразличия, неприязни возникают между людьми в условиях пространственной и временной близости в результате взаимодействия, имеющего своим содержанием сопереживание, информационный обмен или достижение каких-либо целей в ходе совместных действий. Положительные межличностные отношения – именно их должен формировать «идеальный» руководитель. Это устойчивые и смысловые контакты учащихся класса, складывающиеся в ходе совместной деятельности, при которых каждый член данного коллектива имеет как можно больше друзей, а с остальными одноклассниками его связывают отношения взаимной симпатии, доверия, уважения, а также чувство сопереживания. Если эти отношения будут установлены, то в этом огромная заслуга «идеального» руководителя.
4.Посредничество педагога в разрешении конфликтных ситуаций в школьном коллективе.
Педагогу надо хорошо овладеть умениями и навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, так как вопрос взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы.
Рассмотрим поведение человека в конфликтной ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандартам. В основу данной модели поведения положены идеи Е. Мелибруды, Зигерта и Лайте.
Суть ее состоит в следующем. Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:
- адекватности восприятия
- открытости и эффективности общения,
- создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.
Для педагога также полезно знать черты характера, особенности поведения конфликтной личности. Это:
- неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной.;
- стремление доминировать;
- консерватизм мышления, взглядов, убеждений;
- излишняя принципиальность и
прямолинейность в
- определенный набор
К.У. Томасом и Р.Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция.
Стиль конкуренции, соперничества. Его можно использовать, если:
- обладаете достаточной властью
и авторитетом и вам
- чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;
- должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага;
Стиль сотрудничества можно использовать в следующих ситуациях:
- необходимо найти общее
- стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;
- необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность.
Стиль компромисса. можно использовать в следующих ситуациях:
- удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;
- вас может устроить временное
решение, так как нет времени
для выработки другого, или
же другие подходы к решению
проблемы оказались
- компромисс позволит вам хоть что-то получить, чем все потерять.
Стиль уклонения можно рекомендовать, еслихотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию прежде чем принять какое-либо решение;
- пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию;
Стиль приспособления может быть применен, если:
- важнейшая задача –
Для более успешного разрешения конфликта желательно составить карту конфликта, разработанную Х. Корнелиусом и Ш. Фэйром. Её суть:
1. определите проблему конфликта в общих чертах.
2. выясните, кто вовлечен в конфликт (отдельные сотрудники, группы, отделы или организации);
3. определите подлинные
Но прежде чем переходить к разрешению конфликта, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
- хотите ли благоприятного
- что нужно сделать, чтобы лучше владеть своими эмоциями;
- как бы вы себя чувствовали на месте конфликтующих сторон;
- нужен ли посредник для
- в какой атмосфере (ситуации)
люди могли бы лучше открыться,
Лучшим способом разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор оптимальной стратегии поведения.
Для классного коллектива характерны разного рода конфликты. Рассмотрим один из наиболее распространенных в учебной деятельности конфликт между учениками.
Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто, конфликтуют группа парней и группа девчонок. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов (О. Ситковская, О. Михайлова) путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость – явление общеизвестное. Ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, унижения себе подобных.
На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать ее для выхода из различных трудных ситуаций.
Кроме того, конфликты
подростка в отношениях с одноклассниками
обусловлены важной особенностью возраста
– формированием морально-
Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Личностный стиль общения и педагогическая тактика «сотрудничество» обусловливают наиболее бесконфликтные отношения детей друг с другом.
Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д.
Общие рекомендации, по решению конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему.
И так, проблема конфликта межличностного или группового всегда актуальна. Ведь с конфликтом сталкивается каждый человек, будучи существом социальным.
В итоге, что для разрешения
конфликта с наименьшими негати
Понимание причин возникновения конфликтов и успешное использование механизмов управления ими возможны только при наличии знаний и умений соответствующих личностных качеств, знаний и умений.