Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 15:15, контрольная работа
Соотносительный вклад наследственности и среды в разнообразие людей по психологическим свойствам и поведению изучает психогенетика. Одни и те же условия для одного могут быть положительными и желанными, а для другого – нежелательными, негативными. Это зависит от индивидуальных особенностей личности, от того, какие ощущения и переживания испытывает ребенок, от создавшейся ситуации.
Мы видели, что генотип-средовое взаимодействие всегда увеличивает популяционную дисперсию. Генотип-средовая ковариация может как увеличивать, так и уменьшать дисперсию фенотипов в популяции. В жизни человека генотип-средовые ковариации играют важную роль. Родители могут передавать ребенку не только определенную генетическую предрасположенность, но и одновременно обеспечивать ему соответствующую среду для развития природных задатков. Здесь мы имеем дело с культурной преемственностью, которую не всегда легко отличить от наследственности. Например, родители-музыканты большей частью заботятся о том, чтобы их дети также получили музыкальное образование. В таких семьях можно ожидать, что дети вместе с "генами музыкальности" унаследуют от родителей и "музыкальную среду".[5]
Генотип-средовая
ковариация, как и генотип-средовое
взаимодействие, влияет на общую
дисперсию признака, а следовательно,
может влиять на величину
О генотип-средовой корреляции говорят, например, в тех случаях, когда есть совпадение некоторых способностей, дисперсии которых предположительно генетически обусловлены, со средовыми условиями их реализации. Можно привести следующий пример генотип-средовой корреляции: математически одарённые дети отбираются для более серьёзных занятий математикой, и, таким образом, средовые условия детей с математическими способностями помогают и развивают эти способности. [2 c.-211]
4. Модели взаимодействия генотипа и среды
4.1. Причинно-следственные связи между генотипом и средой
Американский исследователь Сандра Скарр предложила схему анализа генотип-средового взаимоотношения, ориентированную прежде всего на поиск направления этого взаимодействия, ориентированную прежде всего на поиск направления этого взаимовлияния. [2 c.-214]
Из основного тезиса С.Скарр следует три заключения: во-первых, индивид сам создаёт свою среду; во-вторых, создание этой среды детерминируется в значительной степени теми свойствами человека, вариативность которых связана с генотипом; в-третьих, окружающие условия и, в частности, отношение родителей к детям, играют довольно скромную роль в формировании индивидуальных различий у детей (поскольку родители лишь реагируют на генетически обусловленные особенности поведения своих детей). [2 c.-215]
В целом, согласно этой точке зрения, генотип выступает как причина, как движущая сила изменений, а средовые условия – как следствие генотипической предрасположенности индивида: “ Название “средовое” не превращает тот или иной показатель в чистое измерение среды… На способ взаимодействия людей со своей средой – на их опыт – влияют генетические различия” (Plomin R., Niederhiser J.M., 1992, c. 163). [2 c.-216]
Если эта точка зрения соответствует действительности, то средовые условия развития должны быть тем больше похожи у различных родственников, чем больше их генетическое сходство, например чем больше у родственников общих генов, тем больше должно быть сходство в реакциях на них окружающих. [2 c.-216]
В последнее время представления о причинно-следственных связях между генотипом и средой, разрабатываемые в генетике поведения, начинают все больше соотноситься с результатами психологических исследований, посвящённым процессам взаимодействия. Благодаря этому простая причинно-следственная схема взаимодействия генотипа и среды преобразуется в многофакторную, рассматривающую одновременное воздействие на психологические особенности человека разных средовых характеристик. [2 c.-217]
Работы, проведённые в контексте многофакторных моделей, показывают, что простые причинно-следственные схемы явно переоценивают роль генотипа в этом процессе. Тем не менее и эти работы подтверждают, что выбор некоторых средовых параметров опосредуется генотипом, то есть можно заключить, что схема генотип- средового взаимодействия, предложенная С. Скарр, описывает один из вариантов реально существующих взаимовлияний между генотипом и средой, однако считать этот вариант единственным нет никаких оснований.
4.2. Взаимодействие генотипа и среды как функция нормы реакции
Представления о норме реакции были введены в генетику Т. Добжански, а в психологию – И. Готтесманом. Норма реакции (в этом смысле, в котором это понятие использует И. Готтесман) представляет собой широту изменчивости фенотипа при некотором данном генотипе. Между генотипом и тем свойством, которое он демонстрирует, не существует однозначного соответствия. В зависимости от средовых условий, в большей или в меньшей степени благоприятствующих проявлению данного свойства, внешние проявления этого свойства будут меняться. [2 c.-218]
Поскольку норма реакции описывает различия в фенотипах как функцию генотипа и среды, это понятие может быть полезным для понимания того, как формируются индивидуальные различия. Сторонники теоретической схемы, предложенной И. Готтесманом, делают вывод, что норма реакции для интеллекта не меняется в нормальных средовых условиях, но сужается – при обеднённых. [2 c.-218]
Во-первых, по результатам экспериментальных работ, выполненных методом приёмных детей, известно, что существует линейная зависимость (хотя корреляции не очень высокие) между интеллектом биологических родителей и интеллектом детей. Во-вторых, психологические исследования доказывают, что обеднённые средовые условия приводят к развитию низкого уровня интеллекта. В-третьих, общая среда определяет не больше 20% вариативности интеллекта у взрослых. [2 c.-218]
С точки зрения нормы реакции рассматриваются также те особенности поведения, которые свидетельствуют о склонности к асоциальному поведению ( к правонарушениям) и вариативность которых оказалась связана с генотипом ( Gottesman I.I., Goldsmith H.H., 1993). [2 c.-220]
Риск правонарушения у детей и подростков повышается при сочетании генетической предрасположенности к асоциальным действиям и условий, им способствующих. [2 c.-220]
Обсуждать состоятельность схем, основанных на представлениях о норме реакции, довольно трудно, поскольку почти нет экспериментальных данных, подтверждающих или опровергающих именно такой вариант взаимодействия генотипа и среды. Связано это с тем, что проведение исследований нормы реакции на человеке практически невозможно. Вместе с тем есть основания предположить, что такая схема может быть вполне адекватной для видоспецифических средовых влияний ( эволюционно связанных с выживанием вида). Их корреляции с психологическими особенностями могут обнаруживаться действительно только в экстремальных условиях. Что же касается индивидуальной среды, находящейся в диапозоне “нормальных” средовых условий, то вряд ли можно предположить, что все они совершенно не связаны с формированием индивидуальных различий. [2 c.-222]
Заключение
Опыт ожидания ребенка уникален как для отца, так и для матери. Каждый из них открывает новые грани отношений с миром, обществом, друг с другом и растущим ребенком. Эмоции, испытываемые на протяжении беременности, изменчивы и порой противоречивы. Чувства отца, как и переживания жены, ценны и заслуживают внимания. Игнорирование чувств другого создаёт атмосферу недоверия и обид в семье. Исследования перинатальных психологов показали, что ощущения, испытываемые ребенком до его рождения, также вполне реальны и человек появляется на свет с достаточно богатым психологическим опытом отношений с миром, полученным им в период пребывания в утробе матери и собственно в родах.
Уважение и внимание к индивидуальным проявлениям каждого укрепляет душевное здоровье всех членов семьи и способствует формированию у ребенка доверия к миру и гармоничного ощущения себя в нем.
Человек в своем развитии выступает не только как объект, пассивно реализующий влияния собственного генотипа в существующей среде. В процессе овладения индивидуальным опытом активность человека делает его субъектом развития. Однако немалую роль в выборе направления этой активности играет генотип, обусловливая восприимчивость человека к одним видам средовых волевых действий и ее отсутствие к другим. Особая роль генотипа состоит в селекции средовых условий и в определении степени их влияния на развивающегося индивида, что фактически делает генотип движущей силой приобретения индивидуального средового опыта. При таком подходе приходится заново переосмыслить значение средовых условий, признав необходимость разделить их на две категории значимые и не значимые для индивида. Только те условия среды, которые воспринимаются индивидом, имеют значение для его дальнейшего развития. Из этого следует, что индивид сам создает свою среду, причем осуществляемый им выбор средовых условий в значительной степени зависит от его генетических особенностей.
Список использованных источников:
1. Бертин А. Воспитание в утробе матери - СПб.: МНПО «Жизнь», 1982.
2. Малых, С.Б Психогенетика: Учебник для вузов / С.Б. Малых М.С. Егорова, Т.А. Мешкова. - СПб.: Питер, 2008. в 2-х Т; т.2.
3. Дэвид Чемберлен Разум вашего новорожденного ребенка/ Перевод с английского. М.: Независимая фирма "Класс", 2005.— (Библиотека психологии и психотерапии).
4. Дружинин В. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под ред. В. Н. Дружинина. —СПб.: Питер, 2001.
5. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. М.: Аспект-Пресс, 1999. Гл. 8.
6. Егорова М.С. Генотип. Среда. Развитие. – М.: Академия, 2006..
Информация о работе Воспитание в утробе матери. Не упустить возможности