Воспитание в утробе матери. Не упустить возможности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 15:15, контрольная работа

Краткое описание

Соотносительный вклад наследственности и среды в разнообразие людей по психологическим свойствам и поведению изучает психогенетика. Одни и те же условия для одного могут быть положительными и желанными, а для другого – нежелательными, негативными. Это зависит от индивидуальных особенностей личности, от того, какие ощущения и переживания испытывает ребенок, от создавшейся ситуации.

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 65.05 Кб (Скачать)

1. И данные  интервью, и непосредственное наблюдение  за общением родителей и детей  показывают, что родители часто  по-разному относятся к своим  детям. Сами дети замечают разницу  в отношении к себе и к  своему брату или сестре и  уже в 5 лет могут рассказать, в  чем она проявляется. В более  старшем, возрасте, примерно половина  детей считает, что родители относятся  к ним не так, как к другому  ребенку в семье. [2 c.-196]

В значительной степени эти различия связаны с разным возрастом сибсов: как правило, взаимоотношения матери и первого ребенка, когда он находится, например, в годовалом возрасте, очень похожи на ее отношения со вторым ребенком, когда он находится в том же возрасте. Отношение к детям меняется по мере их взросления. Но старшие дети не помнят, как к ним относились раньше, а младшие не могут предвидеть, как к ним будут относиться, когда они подрастут. Из-за этого в любой данный момент времени дети склонны считать, что родители относятся к ним по-разному. [2 c.-196]

2. Дети, живущие  в одной семье, различаются по  отношению друг к другу. Так, одинаковая  степень близости была обнаружена  только у 23% сибсов. Почти половина  сибсов непохожа по разным  показателям проявления заботы  друг о друге; почти две трети - в разной степени проявляют  негативные реакции по отношению  друг к другу. [2 c.-197]

Эти различия отчетливо замечаются родителями. О несовпадении у сибсов различных проявлений дружелюбия по отношению друг к другу заявляют 60% родителей, а о несовпадении у сибсов различных негативных реакций друг на друга - 40%. [2 c.-197]

3. Чем старше  становится ребенок, тем большую  роль в его жизни играет  общение со сверстниками. Круг  этого общения, способ времяпрепровождения, интересы, возникающие, благодаря общению  со сверстниками, оказываются в  значительной степени непохожи  у детей из одной и той  же семьи. 20% сибсов считает, что  их друзья совершенно непохожи, а 42% - что между ними есть различия. [2 c.-197]

4. Опыт переживания  различных проблем (собственных  и семейных) по-разному сказывается  на детях из одной и той  же семьи. Болезни родителей, смена  местожительства, потеря работы  одним из родителей, смерть близких  и т.д. оказывают одинаковое влияние  только на треть сибсов. К разным  последствиям приводят и собственные  проблемы (болезни, трудности, возникающие  в школе). [2 c.-197]

Другие исследователи, также подробно исследовавшие среду для целей генетики поведения, пришли к выводу, что различия между членами семьи увеличиваются при неблагополучных отношениях в семье - недостаточной эмпатии и эмоциональности отношений, неадекватности способов контроля за поведением детей, низкой информированности родителей о занятиях и интересах детей. [2 c.-197]

Согласно их предположению, дистанция между членами семьи определяется конфликтностью семейных отношений и способами разрешения конфликтов. В частности, родители при неблагополучных отношениях друг с другом могут использовать свои отношения с детьми как возможность выхода из конфликтной ситуации. Степень вовлечености детей в эту ситуацию обусловливает различия в их семейной среде. С другой стороны, дети могут разрешать свои собственные конфликты, варьируя степень близости друг с другом и с родителями и, таким образом, увеличивать значимость различающейся среды. Поскольку в ряде исследований показана связь между конфликтными отношениями родителей и конфликтами между сибсами, было выдвинуто предположение, что дифференциация детей в семье является способом создания стратегии поведения в конфликтной ситуации (Riess D. et al., 1994). [2 c.-197]

Таким образом, условия развития детей в одной и той же семье оказываются разительно непохожими: к ним по-разному относятся окружающие, они имеют разных друзей и разные интересы, по-разному реагируют на одни и те же события и по-разному относятся Друг к другу. Важно отметить, что многие особенности среды, которые, на первый взгляд, могут показаться "общими", при более тщательном анализе оказываются "различающимися". Так, одно и то же семейное событие, например, развод родителей, может быть совершенно по-разному воспринято двумя детьми и иметь для них совершенно разные последствия. [2 c.-198]

 

2.2. Роль различающейся среды в  вариативности психологических  признаков

 

Более показательными для понимания важности различающейся среды и её вклада в вариативность различных признаков оказались исследования личностной сферы. Впервые на её значительную роль и на небольшую роль общих средовых влияний обратили внимание Дж. Лоэлин и Р. Николс. Внутрипарные корреляции по разным показателям личности , которые эти авторы получили в своём исследовании, равнялись приблизительно 0,50 и 0,30 для МЗ и ДЗ близнецов. Это позволило говорить о том, что вариативность личностных свойств примерно на 40%  обусловлена генетическими факторами и лишь чуть больше, чем на 10%, общей системаической средой. Таким образом, различающаяся среда оказалась ответственна за половину вариативности изучавшихся характеристик. “Коротко говоря,- делают выводы авторы,- в сфере личности мы видим, что средовые влияния действуют почти вероятностным образом на те типы переменных, которые психологи (и другие люди) традиционно рассматривают как важные для личностного развития” (Loehlin J.C., Nichols R.C., 1976, c. 92) [2 c.-199]

Аналогичные данные были получены при обобщении 10 близнецовых работ Г. Голдсмитом. Средние корреляции для монозиготных и дизиготных близнецов оказались равны соответственно 0,47 и 0,23, что свидетельствует об отсуствии общих средовых влияний на вариативность личностных свойств: около 50% вариативности обусловливает генотип, а оставшаяся часть вариативности приходится на различающуюся среду. [2 c.-199]

Таким образом, был сделан вывод, что различающаяся среда , или среда не совпадающая, у членов одной семьи, в значительной степени определяет вариативность показателей личностной сферы и влияет на вариативность показателей интеллекта, особенно во взрослом возрасте. [2 c.-200]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Исследование природы  средовых влияний

 

Наиболее последовательно генетический анализ средовых показателей был проведён в исследовательском проекте “ Различающаяся среда и развитие подростков”, выполненном под руководством Дэвида Рисса (Reiss D., 1994; Plomin R., 1994). Для того чтобы обьяснить, как проводятся подобные исследования, будет описана схема организации эксперимента в этом проекте и приведены некоторые из полученных результатов. [2 c.-201]

В работе сравнивалось сходство пар подростков, живущих в одной семье и имеющих разное количество общих генов,- МЗ и ДЗ близнецы, сибсы (родные братья и сёстры, живущие в одной семье) и дети, живущие в сводных семьях (сибсы, имеющие одних и тех же родителей, но живущие с матерью и отчимом или с отцом и мачехой; полусибсы, у которых совпадает только мать или только отец; сводные братья и сёстры). Таким образом, авторы проекта имели возможность  сравнить в исследовании 6 групп детей и сочетали близнецовый метод с семейным анализом и со своего рода вариантом метода исследования усыновлённых детей. [2 c.-201]

 

Схема эксперимента (Reiss D. Et al., 1994)

 

 

Структура семьи

Уровень генетического сходства

0%

25%

50%

100%

Сводные семьи

 

 

Обычные семьи

Обычные семьи (близнецы)

неродные дети

полусибсы

сибсы

 
   

сибсы

 
   

ДЗ

МЗ


 

Для исследования сибсов были отобраны пары подростков, разница в возрасте между которыми (в одной семье) не превышала  четырёх лет.  В эксперименте участвовали  и мальчики, и девочки, но из каждой семьи брались дети только одного пола, то есть сравнивались только однополые пары. Полученные результаты свидетельствуют о том, что параметры взаимодействия подростков с родителями оказываются связаны с генотипом. [2 c.-202]

Обобщённые показатели взаимоотношений родителей и детей (сводящиеся к выделению в этих взаимоотношениях позитивных и негативных составляющих) продемонстрировали также отчётливое влияние генотипа на вариативность средовых показателей. [2 c.-203]

 

 

Генетическая компонента вариативности средовых показателей по данным опросников (проводится по Plomin R., 1994)

 

Показатели взаимоотношений

Тип отношений

Показатель наследуемости

Оценка подростка

Отношения с матерью

 

Отношения с отцом

 

Отношения с сибсом

 

 

Оценка матери

Отношения с подростком

 

Оценка отца

Отношения с подростком

 

позитивные

негативные

позитивные

негативные

позитивные негативные

 

 

позитивные

негативные

 

позитивные

негативные

 

30

40

56

23

36

29

 

 

21

19

 

11

10




 

Как видно по полученным данным, показатели наследуемости рассматривавшихся характеристик среды по оценкам детей действительно оказываются несколько выше, чем у родителей. [2 c.-204]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Варианты взаимодействия  генотипа и семейной среды

 

3.1. Взаимодействие генотипа и среды.

 

 

Генотип-средовое взаимодействие проявляется в том, что одинаковые условия среды в разной степени благоприятны для людей с различными генотипами. Иными словами, представление о генотип-средовом взаимодействии позволяет выяснить, в какой степени результаты воздействий среды зависят от генетических различий между людьми.

Одним из видов взаимодействия генотипа и среды являются так называемые гено-средовые корреляции. В онтогенезе генотип и среда тесно связаны между собой. Ребенок получает от родителей не только генетически обусловленные задатки каких-либо способностей, но и среду, которая может способствовать их интенсивному развитию или, напротив, препятствовать ему. О гено-средовой корреляции говорят в тех случаях, когда есть совпадение некоторых способностей, обусловленных генотипом, со средовыми условиями их реализации. [6]

Взаимодействие генотипа и среды. Основной вывод из результатов большинства психогенетических исследований может быть сформулирован следующим образом: в психическом развитии ведущую роль играет взаимодействие генотипа и среды. Примером такого взаимодействия может служить обучение детей с разными генетическими задатками в обычной школе (среда 1) и в гимназии с углубленным изучением предметов (среда 2). [4]

 

Графически эффект взаимодействия генотипов с разными средовыми условиями представлен на рис.

 

 

 

Изучение результатов взаимодействия разных генотипов с различными средовыми условиями приводит к выводу, что существует некая норма реакции — свойственный данному генотипу характер реакции на изменения условий среды, определяющий пределы изменения фенотипического признака.[4]

Различают три вида генотип-средового взаимодействия:

1) пассивное, которое не предполагает целенаправленных  действий со стороны индивида (например, ребенок эмоционально  нестабильных родителей получает  и гены, и семейную среду, способствующие  развитию у него нейротизма);

2) реактивное, имеющее место в том случае, когда среда «подстраивается»  под генотип (например, если часто  плачущий ребенок получает положительное  подкрепление — игрушки, сладости, — то такая форма поведения  закрепляется);

3) активное, которое выражается в целенаправленных  действиях индивида, связанных с  поиском или созданием среды, способствующей реализации генотипа  в фенотипе.[4]

Поскольку в психологии нет возможности экспериментировать с объектом изучения как, например, в физике или сельскохозяйственной генетике, ценность результатов психогенетических исследований для понимания процесса психического развития определяется специфической процедурой получения данных в генетике поведения. Психогенетика пользуется естественными «экспериментальными» ассоциациями (близнецы, приемные дети и др.). Это один из немногих подходов, который позволяет «контролировать» традиционно неконтролируемую переменную психологического исследования — переменную испытуемого — так, в случае монозиготных близнецов идентичность генотипа обеспечивает абсолютное равенство испытуемых по критерию наследственности.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Генотип-средовая ковариация

 

 

Генотип-средовая ковариация имеет место тогда, когда генотипы оказываются в определенных средах не случайно, а в соответствии со своей наследственной предрасположенностью. Это означает, что генотипы неравномерно распределяются по разным средам. Примером может служить соответствие различных видов, рас, подвидов, разновидностей различным местам обитания. Приспособленность генотипов к определенным условиям среды приводит к тому, что генотипы концентрируются в тех средах, которые больше соответствуют их особенностям. В человеческих популяциях наблюдаются похожие явления. В таких различных средах, как стадион, концертный зал или библиотека, мы, скорее всего, встретим людей с определенными генетическими предрасположенностями: на стадионе будут чаще встречаться люди с природной склонностью к двигательной деятельности, в концертном зале - люди с музыкальной одаренностью, а в библиотеке будет больше людей с высокими умственными способностями.[5]

Информация о работе Воспитание в утробе матери. Не упустить возможности