Вопрос о происхождении человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:44, контрольная работа

Краткое описание

Существуют разные подходы к познанию нашего прошлого. В самом общем виде их можно разделить на креационизм (религиозный подход), глобальный эволюионизм (философский подход) и теорию эволюции (научный подход).
Ф возможность морфологичекой эволюции предков человека, но отвергается эволюция его духовной сферы.
Мысль о едином процессе эволюции человека вместе со всей Вселенной зародилась в античности. В более поздних и разработанных вариантах глобального эволюционизма момент возникновения и эволюции человека описывается, исходя с научных позиций. Оригинальность этим вариантам придают предсказания будущего человечества, приписывание человечеству глобальной роли в эволюции Вселенной.
Мысль о происхождении человека от обезьян спонтанно возникла еще у народов с примитивной культурой, но научной стала лишь в Новое Время. В настоящее время в науке общепризнана фактически только синтетическая теория эволюции. Она основана на теории естественного отбора Ч. Дарвина и данных современной генетики. Согласно ей, человек произошел от приматов в ходе длительной биологической эволюции. Эволюционировали как биологические, так и социальные признаки.
Биологические данные говорят о близком родстве человека и приматов. Это родство проявляется как в анатомическом строении, так и поведении. Наиболее близким к человеку приматом является шимпанзе.

Оглавление

Введение
Основная часть
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

вопрос о происхождении человека.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

     Современный человек довольно  резко выделяется из прочих  гоминоидов одними признаками  и крайне схож с ними по  ряду других. Современный человек населяет всю планету, приспособлен к дневному образу жизни, всеяден. 

Нельзя  пройти мимо некоторых ярких особенностей поведения обезьян. Его изучает особая ветвь антропологии - этология приматов. Поведение современных приматов позволяет представить возможные пути становления человеческого общества, и в нем, как в зеркале, мы видим и многое из своего образа жизни, привычек и особенностей.

     Наземные павианы представляют  вариант жестко построенного  иерархического общества, где каждая  особь кому-либо подчинена и кого-либо подчиняет. Иерархия построена по принципу физической силы и жизненного опыта. Все дозволено лишь самым маленьким детенышам, а также вожакам стада. При переселениях стадо павианов представляет собой образец построения группы на марше. В центре стада движутся самки с детенышами, возглавляет шествие вожак, а по сторонам охраняют самцы. Жесткая иерархическая система держится на самцах-вожаках. Интересно, что почти все нововведения и инициативы рождаются в "низах общества" - среди павианов самого низшего ранга, чаще среди самок, которые не так заняты поддержанием своего социального статуса.

     Иногда павианов предлагают в  качестве модели первобытного  человеческого стада. Однако закрепленность  и регламентированность взаимоотношений среди членов такого "общества" не дает возможности развития. Поэтому маловероятно, что отношения среди древнейших людей были похожи на отношения павианов.

     Куда более близкими к человеческим  являются взаимоотношения африканских  шимпанзе. Группа шимпанзе обладает определенным участком леса, однако состав самой группы непостоянен. Отдельные особи могут достаточно свободно переходить из стада в стадо. Внутри группы есть также иерархия, однако она далеко не столь жесткая, как у павианов. Каждая особь может завоевать авторитет сородичей не только путем применения силы, но также благодаря сообразительности. Так, известен случай, когда самец шимпанзе, стоявший на низшей ступени социальной лестницы, добился места вожака, догадавшись напугать соплеменников громыханием пустых канистр из-под бензина, украденных у исследователей.

     Шимпанзе во многих деталях  поведения похожи на человека. И чем дольше изучают их  этологи, тем больше выявляется  это сходство. Шимпанзе иногда  кооперируются для охоты на  мелких животных. Они используют палочки для выуживания муравьев и термитов из пней. При этом в некоторых группах принято специально обкусывать такие палочки. Другие шимпанзе раскалывают орехи камнями. Третьи изготовляют из широких листьев "кружки" для воды. Существуют особые традиции использования подобных орудий, свойственные отдельным популяциям обезьян. Традиции существуют и в области общения. Например, отличаются способы приветствия. Есть даже группы шимпанзе, в которых принято рукопожатие. Пристальный взгляд и оскал у обезьян, как и у человека, означают угрозу, а ласковое прикосновение и поглаживание - дружелюбие. Наконец, они смеются!

     Интеллект шимпанзе, по данным  научных исследований, приблизительно  соответствует таковому 3-4-летнего  ребенка. В лабораторных условиях шимпанзе и горилл можно научить говорить. Хотя голосовой аппарат у них неприспособлен для членораздельной речи, можно общаться с обезьянами языком жестов или специальными символами. Словарь такой речи у человекообразных обезьян может превышать сотню слов.

Настоящей орудийной деятельности у обезьян не существует, поскольку у них преобладает деструктивное поведение, а конструктивное находится лишь в зачаточном состоянии.

     Таким образом, современные шимпанзе  могут служить лишь общей моделью  наиболее ранних ступеней эволюции предков человека. Этот уровень примерно соответствует выходу предков человека из тропических лесов в саванны и возникновению прямохождения. Есть группы шимпанзе, обитающие на границе леса и саванны. Характерно, что их поведение значительно отличается от поведения полностью лесных шимпанзе. В некоторых группах шимпанзе, особенно среди карликовых шимпанзе, довольно часто практикуется хождение на двух ногах. Руки при этом используются для переноски разнообразных предметов или детенышей.

     Каков же был этот путь? Что  мы можем узнать о нем? В  этом нам помогает изучение  ископаемых останков. 

Заключение 

Существуют  разные подходы к познанию нашего прошлого. В самом общем виде их можно разделить на креационизм (религиозный подход), глобальный эволюионизм (философский подход) и теорию эволюции (научный подход).

Ф возможность морфологичекой эволюции предков человека, но отвергается  эволюция его духовной сферы.

Мысль о едином процессе эволюции человека вместе со всей Вселенной зародилась в античности. В более поздних и разработанных вариантах глобального эволюционизма момент возникновения и эволюции человека описывается, исходя с научных позиций. Оригинальность этим вариантам придают предсказания будущего человечества, приписывание человечеству глобальной роли в эволюции Вселенной.

Мысль о происхождении человека от обезьян  спонтанно возникла еще у народов  с примитивной культурой, но научной  стала лишь в Новое Время. В  настоящее время в науке общепризнана фактически только синтетическая теория эволюции. Она основана на теории естественного отбора Ч. Дарвина и данных современной генетики. Согласно ей, человек произошел от приматов в ходе длительной биологической эволюции. Эволюционировали как биологические, так и социальные признаки.

Биологические данные говорят о близком родстве человека и приматов. Это родство проявляется как в анатомическом строении, так и поведении. Наиболее близким к человеку приматом является шимпанзе. 

Литература 

  1. http://www.ido.rudn.ru/psychology/anthropology/3.html
  2. Алексеев В.П. Человек. Эволюция и таксономия (некоторые теоретические вопросы). М., 1985.
  3. Антропология. Хрестоматия. М., 1997.
  4. Бэр К.М. Всеобщий закон природы, проявляющийся во всяком развитии // Избранные работы. Л., 1924.
  5. Вейнерт Г. Происхождение человечества. М.; Л., 1935.
  6. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М., 1977.
  7. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора: книга для учителя. М., 1986.
  8. Зубов А.А. Систематические критерии рода Homo и его эволюция // Вопросы антропологии. Вып. 43. 1973. С. 92-106.
  9. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.
  10. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). М., 1974.
  11. Шарден Тейяр П. де. Феномен человека. М., 1965.

Информация о работе Вопрос о происхождении человека