Воображение как познавательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 19:44, реферат

Краткое описание

Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой -- возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе».

Файлы: 1 файл

Документ.rtf

— 108.15 Кб (Скачать)

Произвольное воображение или, как его еще называют активное или преднамеренное воображение - это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Такое активное воображение развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя те или другие роли (летчика, машиниста поезда, доктора и т. д.). Необходимость отобразить наиболее правильно в игре выбранную роль и приводит к активной работе воображения.

       Дальнейшее развитие активного воображения происходит в процессе труда, особенно когда он требует самостоятельных, инициативных действий и творческих усилий: труд требует деятельности воображения, отчетливых представлений того предмета, который должен быть сделан, и тех операций, которые при этом должны быть выполнены.

       Произвольное воображение, хотя и в несколько иной форме, имеет место в творческой деятельности. Здесь человек также ставит перед собой задачу, которая является исходным моментом для деятельности его воображения, но, поскольку продуктом этой деятельности являются предметы того или другого искусства, воображение подчиняется требованиям, вытекающим из характера и особенностей данного вида искусства.

       Мечта или мечтание - это построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.

       Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:

1. Ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;

2. Слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах в виде некоторой пока еще тенденции);

3. Эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;

4. Стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.

       Творческое воображение. Характерной особенностью этого вида воображения является создание новых образов в процессе творческой деятельности человека, будет ли это искусство, наука или техническая деятельность.

Писатели, живописцы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах своего искусства, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, но создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в своих наиболее ярких чертах, в обобщенных образах действительности. Вместе с тем в этих образах отражается и личность писателя, художника, его понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.

       Научную деятельность также нельзя представить себе как механическое познание тех или других явлений окружающего мира. Научное исследование всегда связано с построением гипотез, оно немыслимо без творческого воображения. Правда, эти гипотезы превращаются в положительные знания и становятся достоянием науки лишь после проверки практикой, но они должны быть, иначе наука не будет двигаться вперед. Физики сначала построили ряд гипотез о строении атома, прежде чем смогли в действительности открыть важнейшие законы этого строения.

       Творческое воображение имеет большое значение и в деятельности конструктора. Создание новой машины всегда является творческим процессом, в котором обязательно участвует воображение. Например, при создании танка конструкторы в своем воображении не случайно, механически соединили в новом образе (наряду со многими другими) принципы гусеничного и колесного движений, представление о которых было почерпнуто ими из наблюдения движений в действительном мире, а творчески, в результате длительной работы и сознательных поисков, руководствуясь при этом идеей танка и знанием законов движения.

       Творческое воображение - это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, а создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражаются личность писателя, художника, его мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.

       Воссоздающее воображение или репродуктивное воображение - это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах. Или физкультурнику еще не было показано новое гимнастическое упражнение, он еще никогда не видел данной гимнастической комбинации вольных упражнений, однако более или менее полное описание этой комбинации позволит ему представить себе это упражнение с достаточной полнотой и правильностью. Воссоздающее воображение создает то, что есть, что существует, и так, как оно существует. В нем не должно быть отлета от действительности, иначе оно не будет служить тем целям познания, которые перед ним стоят -- расширять (на основе перевода описаний в наглядные образы) круг знаний человека об окружающем мире.

       Благодаря воссоздающему воображению человек может только по одному описанию представить себе и далекие страны, в которых он никогда не был, и давно прошедшие исторические события, и многие предметы, с которыми он не имел случая сталкиваться в действительности. Громадный источник для воссоздающего воображения представляют произведения художественной литературы, позволяющие нам создавать живые конкретные образы многих важных явлений жизни, с которыми мы не имели возможности познакомиться непосредственно. 

       Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

      В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций.

      Первая состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения тесно связана с мышлением и органически в него включена.

      Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы от части удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

      Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

      Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

       Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составления таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

      С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

    1.3. Способы создания образов.

1. Создание образа о какой-либо части предмета, его свойстве или отдельном признаке. Основу этого процесса составляет анализ в форме мысленного выделения части или свойства объекта, их отвлечения от целого с определенной познавательной или практической задачей (например, гоголевский «Нос»);

2. Гиперболизация представляет собой способ создания образа воображения путем преувеличения всего образа объекта или его частей, наделения объекта значительно бóльшим количеством значимых признаков по сравнению с действительностью, преувеличения сил и возможности действия объекта. Часто используется в карикатурах;

3. Миниатюризация (преуменьшение) - способ создания образа воображения путем преуменьшения целостных образов объектов из отдельных свойств и психологических качеств. Иногда имеет мест сочетание миниатюризации и гиперболизации., когда в создании образа одновременно применяются и приемы увеличения и приемы уменьшения;

4. Акцентирования (заострение) является приемом создание образов воображения путем подчеркивания, определенных свойств, черт, сторон различных явлений. Одна из форм акцентирования - такое выделение одного из свойств образа, который является не только главенствующим, но и универсальным, уникальным, характеризующим образ в его цельности (практически все главные герои художественных произведений, аллегоризм образов). Акцентирование в художественном творчестве, в рекламе, в имиджелогии достигается путем многократного повторения каких-либо устойчивых выразительных признаков, чем достигается индивидуализация образа, его незабываемость;

5. Агглютинация - способ создания образа воображения путем объединения в единую систему представлений в такой последовательности или сочетании, которая отлична от наших непосредственных восприятий и переживаний (русалки, сфинксы, кентавры);

6. Схематизация заключается в исключении каких-то свойств или качеств, присущих определенному предмету, лицу. Говоря о достоинствах схематизации, С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что художник достигает должной выразительности объекта, если избавит его от лишних, второстепенных деталей, мешающих восприятию того характерного, что свойственно изображаемому объекту (типичный герой в типичных обстоятельствах);

7.Реконструкция объекта по известным фрагментам имеет существенное значение в творческой работе. Этим приемом активно пользуются археологи, специалисты по чрезвычайным ситуациям и т.п., его используют при восстановлении исторических лиц по сохранившимся останкам (работы М.М.Герасимова по созданию портретов Ивана Грозного,

Тамерлана и др.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    II. Развитие воображения.

       2.1 Развитие воображения у дошкольников.

             Проблемы развития воображения в дошкольном возрасте.

      Рассматриваются различные подходы к развитию воображения у детей. В них по-разному оценивалось и трактовалось значение этого процесса в психическом развитии ребенка, а также закономерности его становления в онтогенезе. При этом все же можно выделить две ключевые проблемы, которые анализировались в той или иной мере во всех концепциях: проблем; соотношения развития воображения ребенка с возможностями познания действительности и проблему самой природы этого процесса.

      Роль воображения в развитии детского познания и психики в целом рассматривалась весьма неоднозначно; от полного отрыва воображения от реальности до признания неразрывной связи воображения с действительностью (Т. Рибо). При этом обнаруживается, что различные авторы в разной степени анализировали две линии, два вида воображения, о которых уже доминалось. Первый вид воображения направлен на решение задач, с которыми ребенок сталкивается в реальной действительности (исследования Т. Рибо, Д. Дьюи, М. Вертгеймера, Р. Арнхейма и др.), а второй - связан с развитием эмоционально-потребностной сферы личности и направлен на разрешение ее внутренних противоречий, не получение пусть иллюзорного, но удовлетворения (З. Фрейд, Ж. Пиаже).

      В природе воображения, можно обозначить три основных подхода. Сторонники первого подхода однозначно связывали генезис творческих процессов с созреванием определенных структур (З. Фрейд, Ж. Пиаже). При этом механизмы воображения оказывались детерминированными внешними по отношению к этому процессу структурами (развитие интеллекта или развитие личности ребенка). При втором подходе развитие воображения выступало в виде итога накопления опыта и хода биологического развития индивида (К. Коффка, Р. Арнхейм), а механизмы воображения понимались как составляющие внешних и внутренних детерминант. И, наконец, сторонники третьего подхода (А. Бэн, Т. Рибо) полностью объясняли происхождение и развитие воображения накоплением индивидуального опыта. Механизмы воображения при этом понимались, как некоторые виды трансформации этого опыта (ассоциации, накопление полезных привычек).

Информация о работе Воображение как познавательный процесс