Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:36, курсовая работа
Цель работы: подобрать и апробировать методики, направленные на оценку воображения детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
Изучить сущность процесса воображения , его виды и функции.
Рассмотреть динамику развития воображения.
Изучить особенности диагностики воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Подобрать и апробировать методики диагностики воображения детей 4-5 лет.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ВООБРАЖЕНИЕ И ЕГО ДИАГНОСТИКА У ДЕТЕЙ
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ВООБРАЖЕНИЕ
1.2 ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
1.3 ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.4 МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.........
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИК ДИАГНОСТИКИ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание
Мы знаем, что воображение есть психический процесс создания новых образов (представлений) путем переработки прошлого опыта человека. Воображение играет исключительную роль в психической жизни дошкольника. Изучением воображения вообще и воображением дошкольников занимались исследователи: Дьяченко О. М., Выготский Л. С., Немов Р. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Рубинштейн С. Л., Вернер.
Отдельные предпосылки воображения складываются еще в раннем возрасте, однако наиболее интенсивно оно развивается именно в дошкольном возрасте.
В современной психологии существует представление о воображении, как о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.
Дошкольник создает в игре воображаемую
ситуацию, развивает ее, экспериментирует.
Значительный шаг в развитии воображения
связан с усвоением речи, задержки в речевом
развитии всегда ведут к недоразвитию
воображения ребенка. К 4 - 5 годам в процесс
воображения включается планирование.
Ребенок планирует один шаг своих действий,
выполняет его, видит результат, а затем
планирует следующий шаг. Можно сказать,
что изменяется системное место воображения
в общей структуре сознания ребенка. Ребенок
дошкольного возраста становится способным
действовать в плане общих представлений
[1].
Мы не можем получить полное представление о процессе воображения детей дошкольного возраста, основываясь лишь на теоретических данных, необходимо провести диагностику детей. Во время диагностики ребенок выполняет определенные задания, которые позволяют выявить уровень развития воображения. Психолог свою очередь анализирует работу детей и ее результаты, выстраивая дальнейшую работу с ребенком, направленную на развитие воображения.
Объект исследования: воображение, в том числе воображение детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности диагностики развития воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Цель работы: подобрать и апробировать методики, направленные на оценку воображения детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
Гипотеза: Диагностика воображения детей среднего дошкольного возраста должна быть направлена на методику особенностей воображения детей этого возраста: непроизвольности, ступенчатого планирования, словесных форм воображения.
Воображение - способность человека
к построению новых образов путем
переработки психических
Воображение, или фантазия, как
и мышление, принадлежит к числу
высших познавательных
Воображение тесно связано
с мышлением, поэтому способно
активно преобразовывать
Воображение — это
В психологии выделяют следующие виды воображения: непроизвольное (пассивное): сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное (активное) воображение: воссоздающее (репродуктивное) и творческое. В творческое, в свою очередь, входят мечта и фантазия.
Произвольное воображение, характеризуется преднамеренным, осознанным воспроизведением и преобразованием полученных ранее впечатлений. Одним из наиболее ярких примеров является творческое воображение.
Непроизвольное воображение, характеризуется непреднамеренным воспроизведением и преобразованием полученных ранее впечатлений. Крайним случаем проявления непроизвольного воображения является сновидения. Репродуктивное воображение – процесс механического воспроизведения полученного ранее впечатления в виде психического образа. [5]
Так, образы во сне рождаются непреднамеренно. Сон – продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинации. Галлюцинация – это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. При слуховых галлюцинациях больной слышит голоса, музыку, звуки. Грезы – это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями.[4]
По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное и творческое. Воссоздающее, или репродуктивное воображение – это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже существуют. Творческое воображение – это самостоятельное создание новых
образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение. [15]
В структуре воображения выделяют аффективный и познавательный компоненты, которые проходят ряд этапов в своем развитии. . Анализ аффективного воображения можно обнаружить в работах З.Фрейда и его последователей, где указывается, что воображение и творчество является выражением бессознательных конфликтов. В этих исследованиях было показано, что воображение может выступать в качестве защитного механизма личности, была выделена такая функция воображения, как разрешение возникшего противоречия во взаимодействии «я» и среды. Исследованием познавательного воображения занимался Ж.Пиаже. Познавательное воображение помогает ребенку преодолевать возникающие противоречия ,а, кроме того, достраивать и уточнять целостную картину мира. С его помощью дети овладевают схемами и смыслами, выстраивают целостные образы событий и явлений. На основании этих исследований О.М.Дьяченко выделила три основных этапа развития воображения. [22]
В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения. На низших уровнях смена образов происходит самотеком, непроизвольно, на высших в ней все большую роль играет сознательное, активное отношение человека к формированию образов.
В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений, тенденций, независимо от какого-либо сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно трансформируются, всплывая перед воображением, а не формируются им; здесь нет еще собственно оперирования образами. В чистом виде такая форма воображения встречается лишь в предельных случаях на низших уровнях сознания, в дремотных состояниях, в сновидениях.
В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека.
В первом случае говорят иногда о пассивном, во втором — об активном воображении. Различие «пассивности» и «активности» является не чем иным, как именно различием в степени намеренности и сознательности.
В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают иногда конкретное и абстрактное воображение. Различие конкретного и абстрактного воображения является различием тех образов, которыми оперирует воображение. Абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщенности, генерализованными образами — схемами, символами (в математике). Абстрактное и конкретное воображение не являются при этом внешней полярностью; между ними существует множество взаимопереходов. [3, с. 222; 18, с. 261].
Воображение «проникает» в жизнь и деятельность человека через ряд функций:
Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.
С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения. Причем формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.
Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т.е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому.
Наиболее
существенными способами
Схематизация
может иметь место при
Исследователи выделяют следующие характеристики воображения:
Яркость и отчетливость. Человек может просто думать о каком-то предмете или явлении, в данный момент времени отсутствующем в поле его восприятия, а может представлять его столь живо и ярко, что образ будет неотличим от реального объекта. Это зависит от яркости, отчетливости образов воображения данного индивида. Общеизвестна яркость, живость детского воображения.
Реалистичность. Под реалистичностью образов воображения понимается их приближенность к объектам и действиям, отражаемым в форме образа.
Контролируемость. Под свойством контролируемости понимается возможность менять содержание процесса воображения или влиять на отдельные параметры образов воображения (их модальность, детали и др.) по усмотрению самого человека.
Степень активности
определяется возможностью образов
воображения выступать в
И так, воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения, имеющихся у человека знаний в новое сочетание. В психологии выделяют следующие виды воображения: непроизвольное (пассивное): сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное (активное) воображение: воссоздающее (репродуктивное) и творческое. В творческое, в свою очередь, входят мечта и фантазия. В структуре воображения выделяют аффективный и познавательный компоненты, которые проходят ряд этапов в своем развитии.
1.2 Динамика развития воображения.
Воображение, как и любой психический процесс, проходит свой путь развития. Многие ученые занимались изучением развития воображения: Л.С. Выготский, Е.В. Зворыгина, О.М. Дьяченко и др. Изучая особенности воображения в детском возрасте , О.М.Дьяченко выделила три основных этапа его развития: