Воображение, функции и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 14:08, реферат

Краткое описание

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Оглавление

Введение 2


Сущность и виды воображения 3-5



Функции воображения и его развитие 6-7


Заключение 8-


Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

воображение.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

творчестве  уделял сновидениям, запечатлевая их в  своих фантастически мрачных

произведениях. 

Кроме того, творчески процесс, начинаясь, как правило, с

волевого  усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает

автора,

что воображение  становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы

владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике. 

Работа  человеческого воображения не ограничивается

литературой и искусством. В не меньшей степени  она проявляется в научном,

техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как

разновидность воображения играет положительную роль. 

Но есть и другие виды воображения – сновидения,

галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно  отнести к разряду пассивных  и

непроизвольных  форм воображения. Их

подлинная роль в жизни человека до сих пор  не установлена, хотя известно, что в

сновидениях человека находят выражение и  удовлетворение многие жизненно важные

потребности, которые в силу ряда причин не могут  получить реализации в реальной

жизни. 

Галлюцинациями  называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти

никакой связи с

окружающей  человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом

тех или  иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие

болезненные состояния. 

Грезы в отличие от

галлюцинаций  являются вполне нормальным психическим состоянием, которое

представляет  собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько

идеализируемым  будущим. 

Мечта от грезы

отличается  тем, что она несколько более  реалистична и в большей степени  связана

с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека

занимают  довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства

людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются  и

тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности. 

В представлении  ожидаемого результата с помощью фантазии — коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение. Оно выступает как необходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной, вообще всякой творческой деятельности.

Воображение—это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, а заменяющих ее.

Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данном случае те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы создать стол).      

 Следовательно,  воображение ориентирует человека в процессе деятельности — создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению.

Воображение тесно  связано с мышлением. Подобно  мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т. е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; так же как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т. е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит в конкретнообразной форме, в виде ярких представлений Таким образом, в проблемной ситуации, которой начинается   деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе воображения, возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления. Часто такая работа идет сразу в “двух этажах”, так как системы образов и понятий тесно связаны.

Когда проблемная ситуация отличается значительной неопределенностью, исходные данные с трудом поддаются точному анализу. В этом случае в действие приходят механизмы воображения.        

 Есть основания  сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Чем более привычной, точной и определенной явится ситуация, тем меньше простора дает она фантазии. Совершенно очевидно, что для той области явлений, где основные законы выяснены, нет необходимости использовать воображение. Однако при наличии весьма   приближенных сведений о ситуации, напротив, трудно получить ответ с помощью мышления—здесь вступает в права фантазия.

Ценность воображения  состоит в том, что оно позволяет  принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Фантазия позволяет “перепрыгнуть” через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Но в этом же и слабость такого решения проблемы. Намеченные фантазией пути решения нередко недостаточно точны, нестроги. Однако необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения. Поскольку в окружающем нас мире всегда останутся неизученные области, этот аппарат воображения всегда будет полезен.   

 Воображение  в некоторых обстоятельствах может выступать как замена деятельности, ее суррогат. В этом случае человек временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений, чтобы скрыться там от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать, от тяжелых условий жизни, от следствия своих ошибок и т. дЗдесь фантазия создает образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществленными. Данная форма воображения называется пассивным воображением.

Человек может  вызывать пассивное воображение  преднамеренно: такого рода образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы,

то это дефект развития личности, он свидетельствует о ее пассивности. Если человек пассивен, если он не борется за лучшее будущее, а настоящая жизнь его трудна и безрадостна, то он часто создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где сполна удовлетворяются его потребности, где ему все удается, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.

Пассивное воображение  может возникать и непреднамеренно. Это происходит главным образом при ослаблении деятельности сознания.

Если пассивное воображение может быть подразделено на преднамеренное и непреднамеренное, то активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Воображенае  имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. (при чтении).

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают  в ее структуре. Если у подростка и юноши творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной, пустоймечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности.

Как же возникают  образы фантазии, ориентирующие человека в его практической и творческой деятельности, и каково их строение? Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер, как и процессы восприятия, памяти, мышления. Уже в восприятии и памяти анализ позволяет выделять и сохранять некоторые общие, существенные черты объекта и отбрасывать несущественные. Этот анализ завершается синтезом—созданием своего рода эталона, при помощи которого осуществляется опознание тех объектов, которые при всех изменениях не выходят за пределы определенной меры сходства. Анализ и синтез в воображении имеют другое направление и обнаруживают при активном процессе оперирования с образами другие тенденции.

Основная тенденция  памяти—возобновление образов в  максимальном приближении к эталону, т. е. в конечном счете приближение к точной копии ситуации, имевшей когда-то место в поведении, или объекта, который был воспринят, понят, осознан. Основная тенденция воображения—преобразование представлений (образов), обеспечивающее и конечном счете создание модели ситуации. И та и другая тенденция являются относительными: мы узнаем своего знакомого и через много лет, хотя его черты, одежда, даже голос заметно изменились, и точно так же в любом новом образе, созданном фантазией, проступают черты известного.

Характеризуя  воображение со стороны его механизмов, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия—это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного или непреднамеренного анализа бесчисленного множества фактов.

Возможный путь создания образа фантазии—заострение, подчеркивание каких-либо признаков. При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и злые карикатуры .В том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, это способствует осуществлению схематизации. Хороший пример схематизации—создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира. Наконец, синтез представления в воображении может быть произведен при помощи типизации, широко используемой в художественной литературе, скульптуре, живописи, для которых характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

Течение творческого  процесса предполагает возникновение  множества ассоциаций (однако их актуализация отличается от того, что наблюдается  в процессах памяти).

Специфическая особенность творческого воображения заключается в том, что оно отклоняется от привычного хода ассоциаций, подчиняя его тем эмоциям, мыслям, стремлениям, которые преобладают в данный момент в психике художника. И хотя механизм ассоциаций остается тем же (ассоциации по сходству, смежности или контрасту), отбор представлений. определяется именно этими детерминирующими тенденциями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава ΙI

Функции воображения и его развитие 

Разум человека не может находится в

бездеятельном состоянии, поэтому люди так много  мечтают. Мозг человека

продолжает  функционировать и тогда, когда  в него не поступает новая информация,

когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать

Информация о работе Воображение, функции и его виды