Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:44, курсовая работа
Цель урока: Познакомить студентов с таким психическим процессом как внимание.
Задачи урока:
1) сообщить студентам знания о таком познавательном процессе как внимание;
2) развивать интерес к изучаемому предмету, развивать произвольное внимание;
3) воспитывать уважение к окружающим, воспитывать эстетический вкус.
4. Развитие внимания.
Развитие внимания идет по направлению от более простого – непроизвольного, к более сложному – произвольному вниманию.
Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С.Выготский.
Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием».
Процесс возрастного развития внимания представил А.Н.Леонтьев.
Рис. Кривая развития внимания в детском возрасте (по А.Н.Леонтьеву) Схема на доске.
Л.С.Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд — это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.
Попытаемся теперь в виде
своеобразного «
1. Первые недели-месяцы жизни. |
Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка. |
2. Конец первого года жизни. |
Возникновение ориентировочно- |
3. Начало второго года жизни. |
Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет. |
4. Второй-третий год жизни. |
Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания. |
5. Четыре с половиной — пять лет |
Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого. |
6. Пять-шесть лет. |
Возникновение элементарной
формы произвольного внимания под
влиянием самоинструкции (с опорой
на внешние вспомогательные |
7. Школьный возраст. |
Дальнейшее развитие и
совершенствование |
Закрепление изученного материала.
Давайте проведем с вами небольшие упражнения на тренировку внимания. Прежде чем приступить к упражнениям, расслабьтесь, пару раз глубоко вдохните и выдохните. Забудьте обо всем. Погрузитесь здесь и сейчас.
Когда мы очищаем сознание, исчезает хаотичность мыслей, ум становиться яснее и рассудительнее. Теперь вы собранны, и способны быстро реагировать на любые неожиданные препятствия встающие на пути. Сделаем некоторые упражнения на тренировку внимания.
1.Скажи какой цвет.
2. Таблица внимания.
3. Найди 10 отличий.
4. Шифр.
5. Отследите числа.
Опрос.
Сегодня на уроке мы прошли тему внимание, а сейчас ответьте мне на вопросы:
1. Что такое внимание?
2. Назовите основные теории внимания.
3. Назовите основные виды внимания.
4. Что такое устойчивость внимания?
5. Что такое переключаемость внимания?
6.Что такое концентрация внимания?
7. Что такое распределение внимания?
8.Что такое объем внимания?
9. Как развивается внимание у детей?
Итак, давайте с вами подведем итог нашего занятия, что же такое внимание?
Вывод: Внимание – это выделение нашим сознанием определенных предметов и явлений из окружающего мира с одновременным отвлечением от всего остального. Другими словами под вниманием понимается сосредоточенность нашего сознания на каком-то предмете или явлении.
Различают виды внимания: по степени активности: 1) непроизвольное; 2) произвольное; 3) послепроизвольное внимание. По происхождению: 1) природное; 2) социальное. По использованию средств: 1) непосредственное; 2) опосредованное. По объекту внимания: 1) внешнее (чувственное), 2) внутреннее (интеллектуальное).
Различают основные свойства внимания: устойчивость, переключаемость, концентрация, распределение, объем.
Давайте запишем домашнее задание:
1)выучить тему к опросу
2) Выписать в тетрадь нарушения внимания.
На этом наш урок закончен. До свидания!
Приложение 1.
Упражнения на развитие внимания у студентов.
1. «Скажи какой цвет»
Назови цвет которым написано слово. Одна ваша часть очень будет хотеть назвать само слово, другая будет понимать что это подвох.
2. «Таблица внимания».
Попробуйте на скорость отыскать все цифры от единицы до… До сколькИ? сами узнаете :)
Как проверить эффективность:
5-10 мин, вы очень наблюдательны
10-15 мин – хорошо
15-20 мин - нормально
20-25 мин – на троечку
3. «Найди 10 отличий».
4. «Шифр».
Используя шифр, как можно быстрее найдите слова, которые скрываются за этими цифрами:
4 2 1 3 4 6
10 8 6 4 3 9
9 8 3 3 4 9
4 6 11 9 4 7
ШИФР
А В Г И Л М
1 2 3 4 5 6
5. «Отследите числа».
В шестнадцати клетках
каждой таблицы записаны числа от
1 до 20 вразнобой.
Это значит, что какие-то 4 числа пропущены.
Без помощи ручки или карандаша, а только
глазами отследите все числа и выпишите
недостающие.
1 |
12 |
20 |
7 |
16 |
15 |
5 |
2 |
9 |
8 |
14 |
18 |
4 |
19 |
10 |
13 |