Внимание, свойства и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:28, реферат

Краткое описание

В данной работе рассматриваются основные виды, свойства внимания, а также профессиональная деформация, определение, признаки, причины, пути её преодоления

Оглавление

1. Внимание
2. Основные виды внимания
3. Основные свойства внимания
4. Профессиональная деформация, определение, признаки, причины, пути преодоления
5. Образование, обучение, воспитание как социальное явление

Файлы: 1 файл

Реферат по психологии.doc

— 83.00 Кб (Скачать)
  • глубина деформированности личности;
  • степень широты деформированности личности;
  • степень устойчивости проявлений деформации;
  • скорость наступления профдеформации.

Среди параметров профессиональной деформации можно выделить такую  количественную характеристику, как степень или уровень деформированности личности — глобальную или парциальную. Если вначале может поражаться только часть психики, что отразится на таких психических процессах, как восприятие, наблюдательность и т. д., то впоследствии деформация может приобрести глобальные размеры, затронуть сферу субъективных отношений личности, ее мировоззрение.

Если на первых этапах деформации легко предотвращать  негативные глубинные последствия, то позднее это делать становится труднее. В частности, одной из наиболее крайних форм профессиональной деформации можно считать сугубо формальный, функциональный подход к людям. «Профессионал» не относится к человеку как к личности, индивидуальности во всей полноте ее проявлений, а рассматривает его лишь в одной какой-то плоскости: пациент, клиент, штатная единица, правонарушитель и т. п. Например, узкий врач-специалист лечит не больного в целом, а только его болезнь и подходит к людям в неформальной обстановке лишь как к возможным пациентам.

И, наконец, профессиональная деформация личности может различаться по степени устойчивости — временная (случайная) или постоянная (закономерная). Например, признаком профессио­нальной деформации личности можно считать неоправданное эпизодическое использование специфического жаргона или характерной жестикуляции.

Некоторые исследователи  оценивают и анализируют данный феномен с помощью понятия  «норма» и соответствующего отклонения от нее. Они выделяют понятие «социальная  норма», в ко­торую входят, прежде всего, правовые и нравственные нормы. Он связывает с этим понятие нормотипа личности, которая строит образ жизни в соответствии с социальными нормами, и понятие психической нормы. Отклонения от той или другой нормы — это всегда поведение личности, не отвечающее обеим нормам — и социальной, и психической.

Следует оперировать  двумя видами норм: с одной стороны, нормой деятельности, включающей цели, принципы, технологии, методы и т. п., а с другой — нормой профессиональной этики. Причем не только и не столько  абстрактные нормы общечеловеческой морали и трудовой этики, а именно профессиональной этики.

Под причиной профессиональной деформации будем понимать то ближайшее  основание, опираясь на которое, можно  объяснить сущность данного феномена и впоследствии управлять им, ликвидируя эту причину. Поиск причин любого явления во многом зависит от выбора определенного научного подхода, той или иной теории, концептуальной схемы, с помощью которых исследователь пытается разобраться в происходящем. Выбор определенного мыслительного средства — понятия, категории или теории — является исходным пунктом, во многом обусловливающим поиск и нахождение причины.

Можно отметить причины  социально-организационного характера:

  • отсутствие требовательности со стороны руководителей;
  • слабый контроль — бездушное отношение к подчиненным;
  • перегрузка их служебными делами, переутомление и повышенная нервозность, что приводит к срывам;
  • неправильная дисциплинарная практика;
  • наличие у сотрудников и в коллективе негативных и ложно понимаемых норм поведения;
  • неуважение к закону;
  • отсутствие твердых нравственных убеждений;
  • самоуверенность;
  • частнособственнические тенденции;
  • неразборчивость в связях;
  • непонимание целей и характера работы;
  • нежелание работать.

Причинами профессиональной деформации иногда являются неблагоприятные  условия воспитания в юности и последующие ненормальные взаимоотношения в семье.

Среди причин профессиональной деформации, связанных с условиями профессиональной деятельности называет следующие: дефицит  профессионализма; недостаток ресурсного обеспечения деятельности; безнаказанность; негативное влияние сослуживцев и руководителей; наличие соблазнов в деятельности; отсутствие четких и мощных критериев оценки деятельность.

Существуют следующие пути преодоления профессиональной деформации, такие как саморегуляция, самоконтроль профессиональной деятельности, профессиональная компенсация.

Саморегуляция предполагает осуществление  целенаправленной деятельности, предварительное  психологическое программирование действий и их регуляцию в ходе самой деятельности.

Функция саморегуляции заключается в том, что субъект "на основе представлений (по прошлому опыту) о собственной надежности оценивает степень неопределенности возникшей задачи и, исходя из этого, так организует ее информационную базу или доводит обобщение образа до такого уровня, который позволяет ему снять эту неопределенность и решить задачу" (Емельянов А.М., Котик М.А.). В экспериментальных исследованиях было установлено, что с ростом уровня обобщения образа задачи возрастает надежность ее разрешения.

 

Самоконтроль профессиональной деятельности. Одним из ведущих механизмов обеспечения надежности субъекта деятельности, отражающим степень его профессиональной пригодности, является самоконтроль за своими действиями по управлению и регулированию трудового процесса, а также за результатами деятельности.

Самоконтроль выступает как  функция компенсации вероятных  ошибок, нарушений в деятельности и осуществляется путем проверки субъектом своих действий, их дублирования, усиления значимости гностических движений, углубленной оценки ожидаемого результата и использования этой оценки по механизму обратной связи для коррекции конкретных управляющих воздействий.

Уровень самоконтроля, степень его  выраженности зависят от сложности  профессиональной деятельности

Профессиональная компенсация - преодоление негативных явлений в профессиональном становлении человека (деформаций, последствий кризисов) осуществляется путем компенсации и реабилитации. Компенсация – это уравновешивание, выравнивание наступивших в психике нарушений путем развития замещающих функций, это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.

 

5. Образование, обучение, воспитание как социальное явление.

Образование - процесс  развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально-значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, изменениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру.

Образование, процесс педагогически  организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества.

Обучение - это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, протекающий  в педагогической системе.

Под воспитанием понимается процесс систематического и целенаправленного  воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к общественной, культурной и производственной деятельности.

Воспитание в широком  значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности. Понятие "воспитание" в узком значении тождественно понятию "воспитательная работа", в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека.

Обучение - планомерный организованный и целенаправленный процесс передачи подрастающему поколению знаний, умений, навыков, руководства его  познавательной деятельностью и  выработки у него мировоззрения, средство получения образования. Основу обучения составляют знания, умения, навыки, выступающие со стороны преподавателя в качестве исконных компонентов содержания, а со стороны учеников - в качестве продуктов усвоения.

Под образованием следует понимать овладение обучающими научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных и творческих способностей, а также мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, вследствие чего они приобретают определенный личностный облик (образ) и индивидуальное своеобразие.


Информация о работе Внимание, свойства и виды