Виды, свойства и функции внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 23:00, контрольная работа

Краткое описание

“Глаза его читали, но мысли были далеко”,- так сказал А.С. Пушкин в своем романе “ Евгений Онегин“. Действительно, мы часто замечаем за собой, что когда начинаем сосредоточенно работать (слушать лекцию, читать трудную тему ) то, вдруг, ловим себя на том, что думаем совсем о другом. Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе.

Оглавление

I. Вступление……………………………………………………………………...3

II. Основная часть………………………………………………………………...4

1. Общие понятия о внимании…………………………………………………...4

2. Основные функции внимания…………………………………………………6

3. Виды внимания…………………………………………………………………8

4. Основные свойства внимания………………………………………………..12

III. Заключение...…………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

Внимание (2).docx

— 32.40 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.

I. Вступление……………………………………………………………………...3

II. Основная часть………………………………………………………………...4

1. Общие понятия  о внимании…………………………………………………...4

2. Основные функции  внимания…………………………………………………6

3. Виды внимания…………………………………………………………………8

4. Основные свойства внимания………………………………………………..12

III. Заключение...…………………………………………………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. ВСТУПЛЕНИЕ.

“Глаза  его читали, но мысли были далеко”,- так сказал А.С. Пушкин в своем  романе “ Евгений Онегин“. Действительно, мы часто замечаем за собой, что когда  начинаем сосредоточенно работать (слушать лекцию, читать трудную тему ) то, вдруг, ловим себя на том, что думаем совсем о другом. Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе. Повышенное внимание необходимо на всех этапах работы памяти, но в особенности на первом этапе - восприятия. Но вряд ли найдется человек, который мог бы сказать: “Я всегда в состоянии управлять своим вниманием”. “Сосредоточенность - вечная тайна всякого совершенства” (Стефан Цвейг. “Мендель-букинист”). Так что же такое внимание? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ  О ВНИМАНИИ.

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием  называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств ( зрительное, слуховое и т.п. внимание ), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. Принято считать, что  существуют три типа внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Выделяют также свойства, или параметры  внимания:

1) концентрация  внимания выражается в степени  сосредоточенности на объекте;

2) устойчивость  характеризуется длительностью  сосредоточенности, умением не  отвлекаться в течение определенного  периода времени;

3) объем  внимания характеризуется количеством  одновременно воспринимаемых объектов;

4) распределение  - способность одновременного выполнения  нескольких действий;

5) переключение - способность менять направленность  внимания, переходить от одного  вида работы к другому.

Наиболее  важны для работы параметры концентрации и устойчивости.

Формы проявления:

Внимание

направлено  на:

движение  моторное 
мышление  интеллектуальное 
восприятие  сенсорное
 

Параметры:

концентрация 
устойчивость 
объем
распределение
переключение 

Типы:

характеризуется
непроизвольное  отсутствием целенаправленного  волевого акта
произвольное  наличием целенаправленного  волевого акта
послепроизвольное целенаправленностью, но отсутствием волевых усилий
 

Психическая деятельность не может протекать  целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Возьмем человека, увлеченного рисованием. Он целиком  углублен в свою работу, сосредоточен на ней, обдумывает, какой цвет выбрать, как расположить предметы на листе. При этом он может не слышать о  чем говорят присутствующие, не откликаться, если его позовут. В этом случае говорят, что он сосредоточил внимание на том, что делает, отвлекаясь от всего  остального. Это свидетельствует, что  человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять  разнообразные работы. Поэтому в  каждый отдельный момент его сознание направляется на те предметы и явления, которые являются для него наиболее важными и значительными. 
 
 
 
 
 
 
 

2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ  ВНИМАНИЯ.

Возьмем такой пример: я нахожусь на каком-нибудь празднестве и поглощена интересной беседой. Внезапно я слышу свое имя, негромко произнесенное кем-то в  другой группе гостей. Я быстро переключаю внимание на разговор, происходящий между  этими людьми, и слышу мнение о  себе. Но в то же время я упускаю  нить прежнего разговора. Я настроилась  на вторую группу отключилась от первой. Это пример воздействия особо  актуальной информации, известный под  названием “феномен вечеринки”. Именно высокая значимость сигнала ( а не его интенсивность ), желание узнать, что обо мне думают другие, определили изменение направления моего  внимания.

Под направленностью следует понимать прежде всего избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. Сравнительно легко направить внимание на тот или иной предмет или действие, Значительно труднее сохранить его в течение необходимого времени.

Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем  также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание.

В то же время сосредоточенность связана  с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении  данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, но неотчетливо. Таким  образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету, он (этот предмет ) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, Оказывается на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще одну функцию - контроль и регуляцию деятельности.

Внимание  обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя  легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся  в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего). В некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ВИДЫ ВНИМАНИЯ.

По своему происхождению и способам осуществления  обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемой деятельности. Стоит нам услышать по радио интересную новость, как мы невольно отвлекаемся от работы и прислушиваемся. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами. Эти причины тесно связаны между собой, но их для удобства можно разделить условно на категории.

К первой группе причин относятся характер и  качество раздражителя, прежде всего  его сила или интенсивность. Всякое достаточно сильное раздражение: громкие  звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах невольно привлекают наше внимание. Важную роль при этом играет не столько абсолютная, сколько относительная  сила раздражителя. Поэтому если днем шаги в коридоре не привлекут внимания, то те же шаги ночью в полной тишине заставят нас прислушаться. Особое значение имеет контраст между раздражителями. То же самое относится к длительности раздражителя, а также к пространственной величин и форме предмета. В  ту же группу причин следует отнести  и такое качество раздражителя, как  его новизна, необычность. При этом под “новизной” понимают не только появление ранее отсутствовавшего раздражителя, но и изменение физических свойств действующих раздражителей, ослабление или прекращение их действий, отсутствие знакомых раздражителей, перемещение  раздражителей в пространстве.

Ко второй группе причин, вызывающих непроизвольное внимание, относятся те внешние раздражители, которые соответствуют внутреннему  состоянию человека, и прежде всего  имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут  по-разному реагировать на разговор о пище.

Третья  группа причин связана с общей  направленностью личности. Именно по этому, идя по одной и той же улице, дворник обратит внимание на мусор, архитектор или художник - на красоту здания. Направленность личности тесно связана с ее прежним  опытом и чувствами, поэтому их также  включают в эту группу причин. То, что интересно нам, что вызывает у нас определенную эмоциональную  реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания.

В отличие  от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

Причины произвольного внимания по своему происхождению  не биологические, а социальные: оно  не созревает в организме, а формируется  у ребенка при его общении  со взрослыми. На ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми - взрослым и ребенком. Первый выделяет объект из Среды, указывая на него и  называя словом, ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая  предмет или повторяя слово. Таким  образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Следует отметить тесную связь произвольного  внимания с речью. Развитие произвольного  внимания у ребенка проявляется  вначале в подчинении своего поведения  речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладения речью,- в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции.

Несмотря  на качественное отличие от непроизвольного  внимания, произвольное также связано  с чувствами, с интересами, с прежним  опытом человека. Однако влияние этих моментов при произвольном внимании не неопосредованное, а косвенное. Оно  опосредуется сознательно поставленными  целями, поэтому в данном случае интересы выступают как интересы цели, интересы результата деятельности. Сама деятельность может непосредственно  не занимать нас, но так ее выполнение необходимо для решения поставленной нами задачи, то и она становится интересной в связи с этой целью.

Ряд психологов выделяют еще один вид внимания, который, подобно произвольному, носит  целенаправленный характер и требует  первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы “входит” в работу: интересными и значительными  становятся содержание и процесс  деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н. Ф. Добрыниным послепроизвольным. Возьмем студента, который решает трудную математическую задачу. Первоначально она его может совсем не увлекать. Он берется за нее только потому, что ее нужно сделать. Студенту приходится возвращать себя к решению постоянными усилиями. Но вот решение начато, правильный ход намечается, задача становится более понятной. Студент все больше увлекается ею, она его захватывает, он перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным. Однако, в отличие от подлинно непроизвольного внимания, послепроизвольное остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время оно несходно и с произвольным вниманием, так как здесь нет или почти нет волевых усилий.

Информация о работе Виды, свойства и функции внимания