Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 13:33, курсовая работа
Цель исследования: выявить динамику и особенности развития внимания у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- провести научно-теоретический анализ состояния разрабатываемой проблемы;
- с помощью психологических методик исследовать внимание детей старшего дошкольного возраста;
- выявить особенности внимания у дошкольников;
- разработать рекомендации родителям и педагогам по развитию внимания дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРСТА……………………………………….……… 5
1.1 Сущность внимания, его виды и свойства…………………………… 5
1.2 Общая характеристика дошкольного возраста……………………… 15
1.3 Особенности развития внимания у дошкольников…………………. 16
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАЛИЧИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ УСТОЙЧИВОСТЬЮ И ПРОДУКТИВНОСТЬЮ ВНИМАНИЯ И УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ……………………………………. 23
2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования……………………………….. 23
2.2 Методика исследования………………………………………………… 23
2.3 Результаты исследования………………………………………………. 24
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………... …………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...………...34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………35
Концентрация внимания предполагает такую сосредоточенность на своем деле, что все происходящее вокруг не замечается. Для того чтобы у ребенка формировалось это свойство внимания, он должен обладать достаточной степенью устойчивости внимания. Развитию концентрации внимания будет способствовать наличие у ребенка хобби, увлечения, дела, которое ему особенно интересно. Сосредоточивая свое внимание на нем, он будет приобретать опыт все более высокой степени концентрации внимания.
Поиграйте с вашим ребенком в игру "Три пункта", которая стимулирует развитие у него объема внимания. Вы предлагаете ребенку занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом он должен выслушать и запомнить три пункта задания. Затем вы говорите: "Раз, два, три - беги!" - и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например:
Самое простое задание:
- Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза;
- Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель;
- Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.
Когда ребенок освоится с правилами игры, можно предложить ему усложненный вариант.
Усложненное задание:
- Пункт первый. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;
- Пункт второй. Напиши
в тетради название
- Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на букву "С".
Задание можно усложнять, увеличивая количество пунктов до 4-5. В эту игру хорошо играть с двумя - пятью детьми. Пригласите в гости друзей вашего ребенка. Ваши усилия не пройдут даром. Ребенок не только разовьет свое внимание, но и будет учиться общаться со сверстниками.
Для
развития внимания поиграйте
с ребенком в игру по типу
теста "корректурная проба".
Эта игра поможет развить
Для
игры подойдет любой текст
из газеты или старого журнала
с крупным шрифтом. Первичное
задание звучит так: "По сигналу
зачеркни все буквы "о"
одной чертой". Хорошо, если и
взрослый будет участвовать в
игре и тоже займется вычеркива
Когда
задание будет выполнено,
- попросите ребенка искать две буквы и отмечать их по-разному, например: перечеркивать "о" и подчеркивать "а";
- дайте задание отмечать три буквы;
- сделайте в своем тексте ошибки, пусть ребенок их обнаружит;
- поиграйте с учетом времени, проверьте, кто из вас быстрее выполнит работу.
Подарите ребенку радость победы, пусть он попробует ее вкус, он будет знать, к чему стремиться.
Пятая подсказка для родителей: Берегите внимание детей. Если ребенок занят, не следует его отвлекать, давая новые задания.
Вот
еще несколько игр для
«Что изменилось?» Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.
«Найди отличия». Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого.
«Найди одинаковые». На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета.
«Ухо-нос». По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.
«Карлики и великаны». Аналогичная предыдущей игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Воспитатель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.
«Замри». По сигналу воспитателя дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает к себе дракон или он выбывает из игры.
«Повторяй за мной». Под любую считалку вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение,выбывает из игры.
«Платочек». Дети встают в круг. Водящий бегает или ходит сзади круга с платочкомв руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг, и если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что тот проиграл. Тот, кто заметит платочек у себя за спиной, должен догнать водящего и осалить. Если это удается, водящий остается прежний. Если нет – водит второй.
«Съедобное - несъедобное». Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.
«Игра с флажками». Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте [17]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Н.Ф.
Добрынин писал, что
Анализ
теоретических источников и
В основные
задачи по формированию
Данные, полученные в процессе исследовательской работы, доказали, что устойчивость и продуктивность внимания оказывают влияние на общий уровень развития внимания. Повышая устойчивость и продуктивность, повышаем уровень развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Кондратьева, С. В.
2 Щербаков, А. И. Практикум по общей психологии [Текст] / А. И. Щербакова. - М: Педагогика, 1979. – 630 с.
3 Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн – СПб: Питер, 1999. – 781 с.
4 Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии.- 2-е изд. [Текст] / Р. С. Немов. - М: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 576 с.
5 Немов, Р. С. Психология. Учебник
для студентов высш. пед. учеб. заведений.
В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии.- 3-е
изд. [Текст] /
6 Леонтьев, А. Н. Хрестоматия
по вниманию [Текст] / А. Н. Леонтьев,
А. А. Пузырея, В. Я. Романова.
– М. : Изд-во Московского
7 Коломинский, Я. Л. Детская психология: Учеб. пособие [Текст] / Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Мн: Университетское, 1988. – 399 с.
8 Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] / Л. Д. Столяренко – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 510 с.
9 Гоноболин, Ф. Н. Внимание и его воспитание [Текст] / Ф. Н. Гоноболин. – М: Просвещение, 1982. – 463 с.
10 Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология [Текст]: учебник / под ред. проф. Т. Д. Марцинковской.− М. : Гардарики, 2000. – 255 с.
11 Дормашев, Ю. Б. Психология внимания [Текст] / Ю. Б. Дормашев, В. Я.Романов. – М: Флинта, 2002. – 540 с.
12 Выготский, Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию [Текст] / Л. С. Выготский. – М, 1976. – 780 с.
13 Мухина, В. С. Возрастная психология : учебник для студ. вузов. – 4-е изд. [Текст] / В. С. Мухина. – М : Изд. центр «Академия», 1999.− 456 с.
14 Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология : учебн. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд. [Текст] / Г. А. Урунтаева.− М : Изд. центр «Академия», 1999. – 366 с.
15 Райгородский, Д. Я. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей [Текст] / Д. Я. Райгородский. – Самара: Изд. «Бахрам-М», 2008. – 624с.
16 Сидоренко, Е. В. Методы
Образец бланка методики «Найди и вычеркни».
Стимульный материал методики «Найди отличия».