Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 13:33, курсовая работа
Цель исследования: выявить динамику и особенности развития внимания у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- провести научно-теоретический анализ состояния разрабатываемой проблемы;
- с помощью психологических методик исследовать внимание детей старшего дошкольного возраста;
- выявить особенности внимания у дошкольников;
- разработать рекомендации родителям и педагогам по развитию внимания дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРСТА……………………………………….……… 5
1.1 Сущность внимания, его виды и свойства…………………………… 5
1.2 Общая характеристика дошкольного возраста……………………… 15
1.3 Особенности развития внимания у дошкольников…………………. 16
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАЛИЧИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ УСТОЙЧИВОСТЬЮ И ПРОДУКТИВНОСТЬЮ ВНИМАНИЯ И УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ……………………………………. 23
2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования……………………………….. 23
2.2 Методика исследования………………………………………………… 23
2.3 Результаты исследования………………………………………………. 24
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………... …………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...………...34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………35
Всего отличительных признаков в первой паре картинок 10, во второй – 7. Следовательно, ребёнок максимально может набрать за этот текст 17 баллов. Время на выполнение этого задания – 4 минуты.
Оценка результатов: 16 – 17 баллов – высокий уровень; 13 – 15 баллов – выше среднего; 8 – 12 баллов – средний уровень; 4 – 7 баллов – ниже среднего; 0 – 3 баллов – низкий уровень [15, с. 40]
Аппаратура: Исследование проводилось без специальной аппаратуры.
Процедура проведения эксперимента:
Исследование проводилось 2 дня. Испытуемому предлагался индивидуальный стимульный материал. Каждому участнику исследования индивидуально зачитывалась инструкция и доводилась до полного им понимания. После выполнения испытуемым задания собирался стимульный материал. Описанная процедура использовалась и ко второй методике, которая выполнялась на второй день.
2.3 Результаты исследования
Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо установить корреляционную связь с помощью метода ранговой корреляции Спирмена между двумя зависимыми переменными: устойчивостью и продуктивностью внимания и уровнем развития внимания.
Сформулируем гипотезы:
- нельзя утверждать, что между устойчивостью и продуктивностью внимания и уровнем его развития не существует зависимости.
- можно утверждать, что существует статистически значимая (95%) или достоверная(99%) зависимость между устойчивостью и продуктивностью внимания и уровнем его развития.
По результатам исследования испытуемых получены данные, представленные в таблице 2.
Таблица 2 - Показатели устойчивости и продуктивности внимания и уровня развития внимания
Испытуемые |
Уровень внимания |
Уровень продуктивности и устойчивости | |
(переменная А) |
(переменная Б) | ||
1 |
А.С. |
12 |
0,4 |
2 |
Б.В. |
6 |
0,2 |
3 |
Б.К. |
14 |
0,4 |
4 |
Б.С. |
17 |
0,3 |
5 |
Е.Д. |
11 |
0,2 |
6 |
З.М. |
13 |
0,3 |
7 |
К.П. |
11 |
0,1 |
8 |
К.Д. |
14 |
0,2 |
9 |
Л.В. |
12 |
0,1 |
10 |
М.Н. |
14 |
0,4 |
11 |
М.В. |
13 |
0,2 |
12 |
М.М. |
15 |
0,1 |
13 |
П.В. |
17 |
0,4 |
14 |
П.А. |
17 |
0,2 |
15 |
С.Е. |
9 |
0,1 |
16 |
У.Н. |
13 |
0,2 |
17 |
П.А. |
16 |
0,4 |
18 |
М.Н. |
16 |
0,4 |
19 |
Х.Ю. |
14 |
0,2 |
20 |
К.М. |
9 |
0,1 |
21 |
Г.А. |
14 |
0,3 |
22 |
Ф.Д. |
16 |
0,3 |
23 |
К.В. |
12 |
0,2 |
24 |
К.В. |
16 |
0,3 |
25 |
У.С. |
15 |
0,4 |
26 |
М.П. |
16 |
0,4 |
27 |
В.И. |
14 |
0,4 |
28 |
Л.Д. |
12 |
0,4 |
29 |
П.Д. |
17 |
0,2 |
30 |
С.М. |
16 |
0,2 |
С помощью метода ранжирования проранжируем экспериментальные данные.
Таблица 3 - Определение рангов в экспериментальной выборке
Испытуемые |
Уровень внимания |
Ранг А |
Уровень продуктивности и устойчивости |
Ранг Б | |
(переменная А) |
(переменная Б) |
||||
1 |
А.С. |
12 |
7,5 |
0,4 |
25,5 |
2 |
Б.В. |
6 |
1 |
0,2 |
10,5 |
3 |
Б.К. |
14 |
15,5 |
0,4 |
25,5 |
4 |
Б.С. |
17 |
28,5 |
0,3 |
18 |
5 |
Е.Д. |
11 |
4,5 |
0,2 |
10,5 |
6 |
З.М. |
13 |
11 |
0,3 |
18 |
7 |
К.П. |
11 |
4,5 |
0,1 |
3 |
8 |
К.Д. |
14 |
15,5 |
0,2 |
10,5 |
9 |
Л.В. |
12 |
7,5 |
0,1 |
3 |
10 |
М.Н. |
14 |
15,5 |
0,4 |
25,5 |
11 |
М.В. |
13 |
11 |
10,5 | |
12 |
М.М. |
15 |
19,5 |
0,1 |
3 |
13 |
П.В. |
17 |
28,5 |
0,4 |
25,5 |
14 |
П.А. |
17 |
28,5 |
0,2 |
10,5 |
15 |
С. Е. |
9 |
2,5 |
0,1 |
3 |
16 |
У.Н. |
13 |
11 |
0,2 |
10,5 |
17 |
П.А. |
16 |
23,5 |
0,4 |
25,5 |
18 |
М.Н. |
16 |
23,5 |
0,4 |
25,5 |
19 |
Х.Ю. |
14 |
15,5 |
0,2 |
10,5 |
20 |
К.М. |
9 |
2,5 |
0,1 |
3 |
21 |
Г.А. |
14 |
15,5 |
0,3 |
18 |
22 |
Ф. Д. |
16 |
23,5 |
0,3 |
18 |
23 |
К.В. |
12 |
7,5 |
0,2 |
10,5 |
24 |
К.В. |
16 |
23,5 |
0,3 |
18 |
25 |
У.С. |
15 |
19,5 |
0,4 |
25,5 |
26 |
М.П. |
16 |
23,5 |
0,4 |
25,5 |
27 |
В.И. |
14 |
15,5 |
0,4 |
25,5 |
28 |
Л.Д. |
12 |
7,5 |
0,4 |
25,5 |
29 |
П.Д. |
17 |
28,5 |
0,2 |
10,5 |
30 |
С.М. |
16 |
23,5 |
0,2 |
10,5 |
∑ |
465 |
465 |
Для того, чтобы проверить правильно ли ранжированы значения, определим общую сумму рангов по формуле:
= 465,
где N-общее количество ранжируемых наблюденй (значений).
Итак, общая сумма рангов совпадает с расчетной (465=465), поэтому экспериментальные значения проранжированы верно.
С помощью критерия Спирмена получим
Таблица 4 - Определение суммы квадратов разностей
Испытуемые |
Уровень внимания |
Ранг А |
Уровень продуктивности и устойчивости |
Ранг Б |
d (ранг А- ранг Б) |
| |
(переменная А) |
(переменная Б) |
||||||
1 |
А.С. |
12 |
7,5 |
0,4 |
26 |
-18 |
324 |
2 |
Б.В. |
6 |
1 |
0,2 |
11 |
-9,5 |
90,3 |
3 |
Б.К. |
14 |
16 |
0,4 |
26 |
-10 |
100 |
4 |
Б.С. |
17 |
29 |
0,3 |
18 |
10,5 |
110 |
5 |
Е.Д. |
11 |
4,5 |
0,2 |
11 |
-6 |
36 |
6 |
З.М. |
13 |
11 |
0,3 |
18 |
-7 |
49 |
7 |
К.П. |
11 |
4,5 |
0,1 |
3 |
1,5 |
2,25 |
8 |
К.Д. |
14 |
16 |
0,2 |
11 |
5 |
25 |
9 |
Л.В. |
12 |
7,5 |
0,1 |
3 |
4,5 |
20,3 |
10 |
М.Н. |
14 |
16 |
0,4 |
26 |
-10 |
100 |
11 |
М.В. |
13 |
11 |
0,2 |
11 |
0,5 |
0,25 |
12 |
М.М. |
15 |
20 |
0,1 |
3 |
16,5 |
272 |
13 |
П.В. |
17 |
29 |
0,4 |
26 |
3 |
9 |
14 |
П.А. |
17 |
29 |
0,2 |
11 |
18 |
324 |
15 |
С. Е. |
9 |
2,5 |
0,1 |
3 |
-0,5 |
0,25 |
16 |
У.Н. |
13 |
11 |
0,2 |
11 |
0,5 |
0,25 |
17 |
П.А. |
16 |
24 |
0,4 |
26 |
-2 |
4 |
18 |
М.Н. |
16 |
24 |
0,4 |
26 |
-2 |
4 |
19 |
Х.Ю. |
14 |
16 |
0,2 |
11 |
5 |
25 |
20 |
К.М. |
9 |
2,5 |
0,1 |
3 |
-0,5 |
0,25 |
21 |
Г.А. |
14 |
16 |
0,3 |
18 |
-2,5 |
6,25 |
22 |
Ф. Д. |
16 |
24 |
0,3 |
18 |
5,5 |
30,3 |
23 |
К.В. |
12 |
7,5 |
0,2 |
11 |
3 |
9 |
24 |
К.В. |
16 |
24 |
0,3 |
18 |
5,5 |
30,3 |
25 |
У.С. |
15 |
20 |
0,4 |
26 |
6 |
36 |
26 |
М.П. |
16 |
24 |
0,4 |
26 |
-2 |
4 |
27 |
В.И. |
14 |
16 |
0,4 |
26 |
-10 |
100 |
28 |
Л.Д. |
12 |
7,5 |
0,4 |
26 |
-18 |
324 |
29 |
П.Д. |
17 |
29 |
0,2 |
11 |
18 |
324 |
30 |
С.М. |
16 |
24 |
0,2 |
11 |
13 |
169 |
∑ |
465 |
465 |
2529 |
Рассчитываем коэффициент ранговой корреляции по формуле:
= 0,43
где - сумма квадратов разностей между рангами А и Б;
N- количество испытуемых, участвовавших в ранжировании.
Полученное эмперическое значение отлично от нуля. Определим критическое значение при наличии N=20.
0,36 0,43 0,47 |
;
= 0,47 (р [16, с. 340]
Таким образом можно сделать вывод, что подтверждается гипотеза , т.е. существует статистически достоверная (95%) связь между устойчивостью и продуктивностью внимания и уровнем развития внимания . Повышая устойчивость и продуктивность внимания, повышаем уровень его развития.
3 РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Внимание – это необходимое качество, которое следует развивать с раннего детства, так как оно будет способствовать успешному усвоению нового материала, формированию умения пользоваться уже имеющимися знаниями. Важно научить детей сосредоточиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть наблюдательными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание (например, слушать и одновременно писать, рисовать и т. п.). Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэтому у детей необходимо развивать интеллектуальную активность, устойчивость внимания, увеличивать его объем, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности.
У.Т.
Воробьева предлагает
Первая
подсказка состоит в следующем:
Вторая
подсказка родителям,
Универсальное средство организации внимания - это речь. Выполняя задание, старшие дошкольники и младшие школьники часто проговаривают инструкцию вслух. Так, слово в виде инструкции или требования взрослого помогает ребенку управлять своим вниманием. Наиболее эффективной будет пошаговая инструкция. Она организует внимание малыша и будет способствовать планированию его деятельности. Таким образом, становится понятной третья подсказка: Давая задание малышу, помните, что ваша инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.
В основе сохранения внимания
ребенка лежит возможность
Идеальный
вариант представляет собой
У
старших дошкольников степень
устойчивости внимания
Нервные
и болезненные дети чаще