Внимание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить динамику и особенности развития внимания у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- провести научно-теоретический анализ состояния разрабатываемой проблемы;
- с помощью психологических методик исследовать внимание детей старшего дошкольного возраста;
- выявить особенности внимания у дошкольников;
- разработать рекомендации родителям и педагогам по развитию внимания дошкольников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРСТА……………………………………….……… 5
1.1 Сущность внимания, его виды и свойства…………………………… 5
1.2 Общая характеристика дошкольного возраста……………………… 15
1.3 Особенности развития внимания у дошкольников…………………. 16
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАЛИЧИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ УСТОЙЧИВОСТЬЮ И ПРОДУКТИВНОСТЬЮ ВНИМАНИЯ И УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ……………………………………. 23
2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования……………………………….. 23
2.2 Методика исследования………………………………………………… 23
2.3 Результаты исследования………………………………………………. 24
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………... …………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...………...34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

3 курс..doc

— 577.50 Кб (Скачать)

Всего отличительных  признаков в первой паре картинок 10, во второй – 7. Следовательно, ребёнок  максимально может набрать за этот текст 17 баллов. Время на выполнение этого задания – 4 минуты.

Оценка результатов: 16 – 17 баллов – высокий уровень; 13 – 15 баллов – выше среднего; 8 – 12 баллов – средний уровень; 4 – 7 баллов – ниже среднего; 0 – 3 баллов – низкий уровень [15, с. 40]

 

Аппаратура: Исследование проводилось без специальной  аппаратуры.

 

Процедура проведения эксперимента:

Исследование проводилось 2 дня. Испытуемому предлагался индивидуальный стимульный материал. Каждому участнику исследования индивидуально зачитывалась инструкция и доводилась до полного им понимания. После выполнения испытуемым задания собирался стимульный материал. Описанная процедура использовалась и ко второй методике, которая выполнялась на второй день.

 

 

       2.3 Результаты исследования

 

 

Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо установить корреляционную связь с помощью метода ранговой корреляции Спирмена между двумя зависимыми переменными: устойчивостью и продуктивностью внимания и уровнем развития внимания.

Сформулируем гипотезы:

- нельзя утверждать, что между устойчивостью и продуктивностью внимания и уровнем его развития не существует зависимости.

- можно утверждать, что существует статистически значимая (95%) или достоверная(99%) зависимость между устойчивостью и продуктивностью внимания и уровнем его развития.

 

По результатам исследования испытуемых получены данные, представленные в таблице 2.

 

 Таблица 2 - Показатели устойчивости и продуктивности внимания и уровня развития внимания

      Испытуемые

Уровень внимания

Уровень продуктивности и устойчивости

   

(переменная  А)

(переменная  Б)

1

А.С.

12

0,4

2

Б.В.

6

0,2

3

Б.К.

14

0,4

4

Б.С.

17

0,3

5

Е.Д.

11

0,2

6

З.М.

13

0,3

7

К.П.

11

0,1

8

К.Д.

14

0,2

9

Л.В.

12

0,1

10

М.Н.

14

0,4

11

М.В.

13

0,2

12

М.М.

15

0,1

13

П.В.

17

0,4

14

П.А.

17

0,2

15

С.Е.

9

0,1

16

У.Н.

13

0,2

17

П.А.

16

0,4

18

М.Н.

16

0,4

19

Х.Ю.

14

0,2

20

К.М.

9

0,1

21

Г.А.

14

0,3

22

Ф.Д.

16

0,3

23

К.В.

12

0,2

24

К.В.

16

0,3

25

У.С.

15

0,4

26

М.П.

16

0,4

27

В.И.

14

0,4

28

Л.Д.

12

0,4

29

П.Д.

17

0,2

30

С.М.

16

0,2


С помощью метода ранжирования проранжируем экспериментальные данные.

 

Таблица 3 - Определение рангов в экспериментальной выборке

Испытуемые

Уровень внимания

Ранг А

Уровень продуктивности и устойчивости

Ранг Б

   

(переменная А)

 

(переменная Б)

 

1

А.С.

12

7,5

0,4

25,5

2

Б.В.

6

1

0,2

10,5

3

Б.К.

14

15,5

0,4

25,5

4

Б.С.

17

28,5

0,3

18

5

Е.Д.

11

4,5

0,2

10,5

6

З.М.

13

11

0,3

18

7

К.П.

11

4,5

0,1

3

8

К.Д.

14

15,5

0,2

10,5

9

Л.В.

12

7,5

0,1

3

10

М.Н.

14

15,5

0,4

25,5

11

М.В.

13

11

 

10,5

12

М.М.

15

19,5

0,1

3

13

П.В.

17

28,5

0,4

25,5

14

П.А.

17

28,5

0,2

10,5

15

С. Е.

9

2,5

0,1

3

16

У.Н.

13

11

0,2

10,5

17

П.А.

16

23,5

0,4

25,5

18

М.Н.

16

23,5

0,4

25,5

19

Х.Ю.

14

15,5

0,2

10,5

20

К.М.

9

2,5

0,1

3

21

Г.А.

14

15,5

0,3

18

22

Ф. Д.

16

23,5

0,3

18

23

К.В.

12

7,5

0,2

10,5

24

К.В.

16

23,5

0,3

18

25

У.С.

15

19,5

0,4

25,5

26

М.П.

16

23,5

0,4

25,5

27

В.И.

14

15,5

0,4

25,5

28

Л.Д.

12

7,5

0,4

25,5

29

П.Д.

17

28,5

0,2

10,5

30

С.М.

16

23,5

0,2

10,5

 

 ∑

 

465

 

465


 

 

Для того, чтобы проверить  правильно ли ранжированы значения, определим общую сумму рангов по формуле:

= 465,

где  N-общее количество ранжируемых наблюденй (значений).

Итак, общая сумма рангов совпадает с расчетной (465=465), поэтому экспериментальные значения проранжированы верно.

С помощью критерия Спирмена получим 

 

Таблица 4 - Определение суммы квадратов разностей

    Испытуемые

Уровень внимания

Ранг А

Уровень продуктивности и устойчивости

  Ранг

 Б

d (ранг А- ранг Б)

   

(переменная  А)

 

(переменная  Б)

     

1

А.С.

12

7,5

0,4

26

-18

324

2

Б.В.

6

1

0,2

11

-9,5

90,3

3

Б.К.

14

16

0,4

26

-10

100

4

Б.С.

17

29

0,3

18

10,5

110

5

Е.Д.

11

4,5

0,2

11

-6

36

6

З.М.

13

11

0,3

18

-7

49

7

К.П.

11

4,5

0,1

3

1,5

2,25

8

К.Д.

14

16

0,2

11

5

25

9

Л.В.

12

7,5

0,1

3

4,5

20,3

10

М.Н.

14

16

0,4

26

-10

100

11

М.В.

13

11

0,2

11

0,5

0,25

12

М.М.

15

20

0,1

3

16,5

272

13

П.В.

17

29

0,4

26

3

9

14

П.А.

17

29

0,2

11

18

324

15

С. Е.

9

2,5

0,1

3

-0,5

0,25

16

У.Н.

13

11

0,2

11

0,5

0,25

17

П.А.

16

24

0,4

26

-2

4

18

М.Н.

16

24

0,4

26

-2

4

19

Х.Ю.

14

16

0,2

11

5

25

20

К.М.

9

2,5

0,1

3

-0,5

0,25

21

Г.А.

14

16

0,3

18

-2,5

6,25

22

Ф. Д.

16

24

0,3

18

5,5

30,3

23

К.В.

12

7,5

0,2

11

3

9

24

К.В.

16

24

0,3

18

5,5

30,3

25

У.С.

15

20

0,4

26

6

36

26

М.П.

16

24

0,4

26

-2

4

27

В.И.

14

16

0,4

26

-10

100

28

Л.Д.

12

7,5

0,4

26

-18

324

29

П.Д.

17

29

0,2

11

18

324

30

С.М.

16

24

0,2

11

13

169

 

 ∑

 

465

 

465

 

2529


 

Рассчитываем коэффициент  ранговой корреляции по формуле:

= 0,43

где - сумма квадратов разностей между рангами А и Б;

N- количество испытуемых, участвовавших в ранжировании.

 

Полученное эмперическое значение отлично от нуля. Определим критическое значение при наличии N=20.

                                     


 

 

        0,36      0,43    0,47


 

 

;

= 0,47 (р [16, с. 340]

       Таким образом можно сделать вывод, что подтверждается гипотеза , т.е. существует статистически достоверная (95%) связь между устойчивостью и продуктивностью внимания и уровнем развития внимания . Повышая устойчивость и продуктивность внимания, повышаем уровень его развития.

        

 

 

 

 

        

 

        

 

 

 

 

 

 

          3 РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

         Внимание – это необходимое  качество, которое следует развивать  с раннего детства, так как оно будет способствовать успешному усвоению нового материала, формированию умения пользоваться уже имеющимися знаниями. Важно научить детей сосредоточиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть наблюдательными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание (например, слушать и одновременно писать, рисовать и т. п.). Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэтому у детей необходимо развивать интеллектуальную активность, устойчивость внимания, увеличивать его объем, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности.

       У.Т.  Воробьева предлагает следующие  пять подсказок родителям по  развитию внимания старших дошкольников [17].

       Первая  подсказка состоит в следующем: занимаясь с ребенком, не прячьте свои эмоции в дальний угол, улыбайтесь, проявляйте удивление, интерес, восторг!

       Вторая  подсказка родителям, развивающим  внимание своих малышей, заключается в следующем: Возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Придумывайте, находите новые, оригинальные средства организации детского внимания. Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.

Универсальное средство организации внимания - это речь. Выполняя задание, старшие дошкольники  и младшие школьники часто  проговаривают инструкцию вслух. Так, слово в виде инструкции или требования взрослого помогает ребенку управлять своим вниманием. Наиболее эффективной будет пошаговая инструкция. Она организует внимание малыша и будет способствовать планированию его деятельности. Таким образом, становится понятной третья подсказка: Давая задание малышу, помните, что ваша инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.

        В основе сохранения внимания  ребенка лежит возможность сопротивления  отвлекающим факторам. Отвлекать  малыша могут внешние раздражители и внутренние, такие как собственные эмоциональные состояния или посторонние ассоциации. Ребенку нужно выработать механизм "борьбы с помехами". Помощь родителей в этом случае может выражаться в виде речевых инструкций, направленных на завершение основной деятельности. Искусство обучающего родителя заключается, прежде всего, в оптимальном выборе задания, по трудности и размеру соответствующего возможностям ребенка.

       Идеальный  вариант представляет собой задание,  для выполнения которого требуются усилия, чуть превосходящие потенциал ребенка. Такая ситуация стимулирует дальнейшее его развитие. Слова родителей, тормозящие отвлечения детей на посторонние дела, не должны носить негативной эмоциональной окраски. Если торпедировать ребенка фразами: "Не отвлекайся!", "Не смотри по сторонам!", "Не трогай машинки!", вряд ли он с удовольствием будет завершать задание. Более удачным вариантом могут быть высказывания: "Давай закончим строчку", "Сейчас закрасим шапочку и поиграем", "Посмотри, тебе осталось написать две буквы!".

       У  старших дошкольников степень  устойчивости внимания значительно  возрастает. Дети пяти - семи лет  способны сосредоточивать внимание  на одном и том же изображении  до 20 секунд.

       Нервные  и болезненные дети чаще отвлекаются,  чем спокойные и здоровые, причем разница в устойчивости их внимания может достигать полутора-двух раз. В тихой и спокойной обстановке ребенок будет отвлекаться меньше, чем в комнате, где работает телевизор или идет оживленный разговор. Сердитый или расстроенный малыш менее способен к внимательной работе. А потому четвертая подсказка для родителей: Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о его хорошем физическом самочувствии и настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, по возможности сократите количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг, движущихся объектов[17].

Информация о работе Внимание дошкольников