Внешний облик человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:49, контрольная работа

Краткое описание

Необходимо помнить, что одежда отражает и подчеркивает индивидуальность, характеризует делового человека как личность. Внешний облик делового человека – это первый шаг к успеху, поскольку для потенциального партнер костюм служит кодом, свидетельствующим о степени надежности, респектабельности и успеха в делах. Вместе с тем не нужно стараться подавлять партнеров богатством своего облика: имитация богатства считается весьма неэтичным явлением в западном бизнесе.

Файлы: 1 файл

!!!Деловое общение.docx

— 48.32 Кб (Скачать)

Восприятие людьми друг друга.     В процессе восприятия  и понимания  другого человека важная роль принадлежит  социально-психологической наблюдательности. Эта характеристика вбирает в себя некоторые особенности познавательных процессов, внимания, а также жизненный и профессиональный опыт личности. Немногие люди могут «читать человека, как книгу», но можно значительно улучшить свои возможности в познании других людей.

На глубину, объективность  и скорость познания другого человека влияют пол, возраст,  национальный образ жизни, социальный интеллект, психические состояния и состояние здоровья, установки, опыт общения, профессиональные и личностные особенности и пр. Так, у женщин выше показатели социально-психологической наблюдательности, хотя мужчины точнее определяют уровень интеллекта собеседника. Подростки и юноши обращают внимание в первую очередь на физические данные и экспрессивные характеристики, точнее определяют возраст молодых людей и чаще ошибаются в случае большой разницы лет. Дети и подростки часто не в состоянии понять взрослых и адекватно их оценить. Широко известен эксперимент А.А. Бодалева, когда в разных группах испытуемых перед предъявлением фотографии одного и того же лица давались разные установки («это преступник», «это герой») - характеристики лица на фотографии были полярными. Также экспериментально установлено, что  уверенные в себе люди чаще оценивают других как доброжелательных и расположенных к ним. Неуверенные же в себе лица склонны приписывать другим холодность в общении.

Существует ряд механизмов, обеспечивающих познание и понимание  другого человека и себя в процессе общения. Ведущее место среди  них принадлежит механизму интерпретации (соотнесения) личного опыта познания людей с воспринимаемым человеком.  Идентификация – еще один способ познания другого человека, при котором предположение о  внутреннем состоянии этого человека основывается на попытке поставить себя на его место. Особое личностное значение имеет в старшем подростковом и юношеском возрасте. Эмпатия – достижение понимания внутреннего состояния другого через эмоциональный отклик, сопереживание или сочувствие другому. Способность к эмпатии  - важное профессиональное качество психолога, педагога, социального работника. Как особую форму познания другого человека можно назвать аттракцию. В этом случае более глубокое понимание другого человека и принятие его позиции возникает благодаря положительным чувствам (от простой симпатии до чувству любви) к нему.

У каждого человека есть свои «излюбленные» схемы привычного объяснения чужого поведения. Способы  приписывания другим людям причин поведения  иначе называют  каузальной атрибуцией – это особое направление исследований в социальной психологии.

Нередко, воспринимая другого  человека, мы используем стереотипы – привычные нам взгляды и штампы. Например, «носит очки – умный», «блондинка – легкомысленна», «все бухгалтеры – педанты», «итальянцы – экспрессивны» и т.д. Существуют физиогномические, профессиональные, национальные и этнические и иные стереотипы. Стереотипы могут формироваться как результат нашего личного опыта, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов и пр. Именно на стереотипности восприятия людей построена  физиогномика – учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу людей. С одной стороны, стереотип как «прибор грубой настройки» позволяет человеку «экономить» психологические ресурсы.  Но в конечном итоге стереотипы приводят к упрощенному познанию другого человека и нередко – к возникновению предубеждений. В процессе межкультурной коммуникации особо  следует отличать стереотип от предрассудка. В отличие от стереотипа предрассудок представляет собой только отрицательную и враждебную оценку группы или принадлежащего к ней индивида на основании приписывания им негативных качеств. Наиболее известными формами предрассудков являются расизм, сексизм, гомофобия, дискриминация по возрастному признаку и др.

Способы взаимодействия.      В многообразии человеческого взаимодействия можно выделить следующие его типы: кооперацию иконкуренцию, согласие и конфликт, приспособление и оппозицию.  В различных типах  взаимодействия проявляются разные способы воздействия людей друг на друга.

Заражение – это распространение любой деятельности или настроения в группе. Яркий  пример такого способа взаимодействия показывают спортивные болельщики. Особыми условиями, в которых усиливается воздействие через заражение, являются толпа и ситуация паники. Иногда даже целые народы могут быть подвержены эффекту психологического заражения: от массового спортивного азарта  или религиозного экстаза до политически окрашенного психоза (национализм или фашизм). Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. В отличие от заражения внушение, за исключением отдельных случаев гипноза и телепатической связи, осуществляется посредством речевого сообщения и основано на ее некритическом восприятии. Убеждение – также целенаправленный, но логически обоснованный процесс побуждения человека принять определенные ценности, верования или отношения. Подражание – это воспроизведение человеком образцов демонстрируемого  поведения. Подражание имеет важное значение для научения и освоения жизненного опыта. Как способ взаимодействия можно рассматривать и моду.

Условия эффективности  убеждающего воздействия

1. Содержание и форма убеждения должны отвечать уровню возрастного развития собеседника.

2. Соответствовать его индивидуальным особенностям.

3. Убеждение должно быть последовательным. Логичным, максимально доказательным.

4. Содержать как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты, примеры.

5. Целесообразно анализировать факты, одинаково известные собеседникам. Это даст возможность избежать сомнений как в истинности факта, так и в характере общего вывода.

6. Убеждая других, важно самому глубоко верить в то, что сообщаешь.

Следует помнить, что методика эффективного убеждения в сочетании с изоляцией сектантов в группе единомышленников  в ряде случаев недобросовестно применяется  руководителями религиозных сект. Также принципы убеждения и иные способы воздействия иногда спекулятивно используются в рекламе.

  1. Я - высказывания. Ты- высказывания. Вы - высказывания.

Умение говорить о своих  переживаниях и потребностях является существенным моментом в формировании уверенности в себе. Причем не просто говорить, а называть то, что вы на самом деле чувствуете, открыто заявлять о том, чего на самом деле хотите. Конечно, особенно это трудно сделать  тогда, когда вы испытываете отрицательные  эмоции. Вместе с тем именно возможность  понять свое чувство, назвать его  «по имени» и выразить его не криком, а словами характеризуют уверенного в себе человека.

Способность описать мысли, чувства или поведение в момент их появления позволяет все время  быть в контакте с другим человеком  и помогает ощущать себя более  свободно.

Выражение чувств может быть различным.В работе Г. А. Цукерман (1995) показаны три варианта выражения чувств на одно и то же событие: ученики обещали помочь педагогу вести дневник занятий, но не сдержали свое слово.

Факт: мне пообещали помочь, но подвели →

Мои чувства: мне досадно, обидно, трудно →

1. Я срываю  обиду, но она растет

2. Я срываю  обиду на том, кто мне не  помог

3. Я хочу, чтобы  никому не было обидно

«У меня все время плохое настроение, хочется бросить это  дело, ничего интересного не приходит в голову!»

«Вы — безответственные люди! Вы не держите своего слова! На вас никогда нельзя положиться! Вы всегда подводите! Не хотите по-хорошему — будет по-плохому: кто не сделает  то-то..., Не получит то-то...»

«Мне очень обидно, когда  мои просьбы не выполняются. Мне  трудно все делать самой, и я нуждаюсь в помощи. Я верю, что вы уже  достаточно взрослые, чтобы отвечать за свои слова. Поэтому я прошу  вас всерьез подумать, прежде чем ответить на мой вопрос: «Могу ли я рассчитывать на вашу помощь в...? Сколько раз в месяц вы можете это делать...? И заранее предупреждаю: я не обижусь, если вы скажете: «Я могу это сделать через месяц». Ваш честный ответ, какой бы он ни был, даст мне возможность рассчитать свои силы и не планировать невыполнимую работу».


Очевидно, что в каждом случае был сделан выбор одного из следующих вариантов (табл. 2):

Факт: невыполненные обещания →

Мои чувства: досада, гнев, растерянность, обида, разочарование, огорчение →

Что делать с чувствами? →

Подавить

Выразить агрессивно

Выразить конструктивно

Последствия →

Можно лопнуть

Чтобы всем стало обидно

Чтобы всем стало приятно


Выбрав стиль общения, мы поступаем со своими чувствами  следующим образом (табл. 3):

Чувство →

Подавить

Выразить агрессию

Выразить конструктивно

чувство не выражается никак; 
говорю, что не испытываю обиды; 
говорю дружелюбно.

угрозы; 
обвинения; 
оскорбления; 
ультиматумы; 
«ярлыки»; 
поспешные обобщения («ты всегда», «ты никогда»).

говорю о своем чувстве, но не обвиняю; 
предлагаю выход из ситуации, но даю свободу выбора; 
говорю дружелюбно.


Сегодня психотерапевты рекомендуют  людям, подверженным обидам или приступам  раздражения, вместо того чтобы кричать  на окружающих или замыкаться в себе, просто говорить им о своих чувствах. Осознав и выразив свое чувство, человек сможет испытать облегчение.

Одним из способов быть более  открытым и непосредственным в общении  является использование «Я»-высказываний. «Я»-высказывание включает в себя описание чувств говорящего, обозначение конкретного поведения, которое вызвало эти чувства, и информацию о том, что, по мнению говорящего, можно в этой ситуации предпринять.

Схема «Я»-высказывания приблизительно такова:

«Я  чувствую... (эмоция), когда ты... (поведение), и я хочу... (описание действия)».

Эта простая формула помогает не только выразить свои непосредственные чувства, но и дает человеку возможность  ощутить себя ответственным за свои мысли и чувства, поскольку причины  их видит прежде всего в себе, а не во внешних обстоятельствах.

Посредством «Я»-высказывания вы подчеркиваете тот факт, что говорите в первую очередь о своих чувствах. Кроме того, вы сообщаете, что так или иначе задеты и хотите, чтобы тот, к кому вы обращаетесь, изменил свое поведение определенным образом.

Поскольку «Я»-высказывание не нацелено на то, чтобы обвинить или дискредитировать другого, то велика вероятность, что человек вас выслушает и ответит положительно.

Научиться использованию «Я»-высказываний можно в два этапа.

  1. Испытывая какую-нибудь эмоцию, чувства, особенно сильные и неприятные, отдавайте себе отчет в том, какое именно чувство вы испытываете.
  2. Когда это перестанет составлять для вас особую трудность, переходите к следующему этапу — научитесь словами выражать свои эмоции, рассказывать о них собеседнику. Для этого используйте следующее правило: если кто-то вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Но чтобы это не было разрушительно ни для вас, ни для другого, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о другом, не о его поведении. Например: «Меня очень утомляет громкая музыка». Или: «Я расстраиваюсь, когда на меня кричат».

Это и есть «Я»-высказывания, или «Я»-сообщения. Когда же мы говорим: «Ты не мог бы потише?!» или «Ты — грубиян!», то используем «Ты»-сообщения. Такие сообщения характерны для неуверенного поведения. Но если, произнося подобные слова, человек стремится еще и задеть чувства другого, они являются уже свидетельством агрессии в адрес партнера по общению.

Кто-то воспринимает такие  высказывания как обвинения и  обижается, кто-то раздражается и защищается, а кто-то дерзит. В ответ на «Ты»-сообщения любой человек обычно закрывается и старается уйти от разговора. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш собеседник изменил свое поведение, избегайте «Ты»-высказываний, иначе он просто перестанет вас воспринимать.

В свою очередь, «Я»-высказывания выступают своего рода приглашением открыто обсудить возможные пути для достижения желанных изменений.

6.Эффективное  слушание.

Существует два вида слушания - нерефлексивное и рефлексивное.

Нерефлексивное слушание представляет собой первый этап овладения  техникой слушания, т.е. представляет собой  внимательное молчание без вмешательства  в речь собеседника или с минимальным  вмешательством.

При нерефлексивном слушании контакт с собеседником поддерживается невербально и простейшими фразами, например: «Да», «понимаю», «угу», «почему» и т.д. Нерефлексивное слушание очень часто единственное, что необходимо собеседнику, поскольку каждый хочет быть, прежде всего, услышанным. Об этом говорит такой пример. Участников одного эксперимента попросили записать на магнитофон свою речь на любую тему. За это им предложили оплату, которая зависела от времени, в течение которого длится речь. Некоторые участники проговорили несколько дней подряд. Почувствовав себя лучше, так как некоторым из них впервые представилась возможность выговориться, многие отказались от оплаты и решили, что магнитофон лучше всякого собеседника.

Информация о работе Внешний облик человека