Влияние психомоторного развития ребенка дошкольного возраста на уровень познавательных функций

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 09:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить характер и содержание связей между развитием психомоторных функций у детей дошкольного возраста и уровнем его успешности в дальнейшем обучении.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что:
– на уровень развития успешности в обучении детей дошкольного возраста влияет уровень развития их психомоторных функций.
Объект исследования: развитие психомоторных функций ребенка в контексте успешности его обучения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
3
1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА............................................................


5
1.1.
Стадии психического развития в работах Л.С. Выготского………...
8
1.2.
Сущность развития детей в младенчестве……………………………
10
1.3.
Особенность эмоционального развития дошкольников……………...
12
2.
РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ СВЯЗЬ С МОТОРИКОЙ.

15
2.1.
Развитие социального поведения………………………………………
18
2.2.
Игра - ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста………
20
2.3.
Взаимосвязь двигательной и речевой сферы в познавательных функциях…………………………………………………………………

22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….............
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

Среди невербальных симптомов в структуре речевых  нарушений, приводящих к затруднениям в овладении ребенком предметным миром с раннего возраста, выступает  двигательная недостаточность.

Наличие особенностей моторного развития у детей с  нарушением речи, значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка убеждают в необходимости углубленной диагностической и специальной коррекционно-педагогической работы по развитию у детей всех сторон двигательной сферы (общая моторика, тонкая моторика рук, артикуляционная и мимическая моторика). 

Анализируя процесс формирования общей моторики, движений рук и  развития речи, можно утверждать, что  двигательная и речевая функции  у детей с нормальным речевым  развитием развиваются относительно равномерно по всем параметрам и достигают к подростковому возрасту довольно высокого уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Взаимодействие  различных форм психомоторики представляет универсальный механизм, который  обеспечивает гармоническое развитие ребенка. Так, выразительная моторика, которая включает в первую очередь, мимику, особенности пластичности движений отражает в большой степени эмоциональное состояние, глубину эмоциональных переживаний и подвижность эмоций ребенка.

В психологическом  аспекте психомоторика представляет собой систему, включающую идеомоторные, сенсомоторные процессы и произвольные моторные действия, которые позволяют мысленный образ передать средствами моторики, обеспечивают скорость, точность реагирования и механизмы защиты ребенка от неблагоприятных факторов внешней среды, определяют характер развития ребенка, его способности и потенциальные возможности.

Современная психология рассматривает психомоторику как  шестой орган чувств, который характеризуется  работой триады: энергией, мышлением  и чувствами. Биологической особенностью двигательной системы является свойство накапливать в себе энергию, предназначенную для сохранения гомеостаза внутренней среды, при этом чем больше она испытывает нагрузку, тем больше способна накапливать энергетической потенциал. Это необходимо для регуляции действий, поведения и деятельности ребенка.

Развитие психомоторики  в 5 -7 лет достигает своего пика, как  «возраста грации», когда ребенок  особенно чуток к утонченности двигательных действий, их чарующей изысканности, а  тело приобретает гармоническую стройность. В этом возрасте ребенок может научиться использовать и развивать двигательные пути для более тонких и сложных действий: писать, рисовать, шить и играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, срисовывать с данной схемы и т.д. Развитие психомоторики определяется формированием общей моторики, навыков поведения, развитием тонкой моторики рук, зрительно-моторной координации и кинестезии, что в целом обеспечивает возможность выполнения произвольных движений и действий. Степень развития психомоторики оценивается в первую очередь по общей психомоторике. При этом необходимо учитывать выявление таких особенностей как: неуклюжесть, мешковатость, заторможенность, бедность и размашистость движений, способность к трудной и продолжительной работе.

Оценка развития крупной моторики проводится по заданиям на способность с закрытыми глазами, приседать, перепрыгивать с места  через «барьер», стоять на одной  ноге с открытыми глазами, перешагивать через гимнастическую лестницу и  т.д.

Оценка развитие мелкой моторики проводится в пробах: подбрасывать и ловить мяч двумя руками, отбивать мяч о землю одной рукой, отбивать мяч о землю, подбрасывать и ловить мяч двумя руками с хлопком. Исследование выразительной моторики включает оценку осанки, походки, мимики, выражения лица, жестикуляции, тембра речи, состояние психо-моторного поведения (непоседливость, перебирание в руках или разбрасывание предметов, бесцельность движений, беспокойство).

Таким образом, учет возрастных особенностей психомоторики  является важнейшим звеном в определение степени психологической готовности ребенка к школе. Это требует пересмотреть систему подготовки детей в дошкольных учреждениях с целью интенсивного развития высших психических функций и прежде всего, психомоторики, разработки и внедрения новых высокоэффективных и лечебно-педагогических технологий, направленных на коррекцию психомоторных нарушений. При этом необходимо помнить, что развитие психомотрики является гармоническим процессом, включающим активное физическое, интеллектуального, нравственного и эстетического развитие ребенка.

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. - М.: Учпедгиз, 1948.- 336 с.
  2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медицина, 1966. - 349с.
  3. Болезни раннего детского возраста/под ред. А.А.Баранова. - М.: Медицина, 1996. - 306 с.
  4. Вильчковский Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста. – Киев: Здоровье. 1979,. – 232 с.
  5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997. - 224 с.
  6. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. — Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.
  7. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. Ч.1. - М.- Л.: Мосполиграф, 1930. - 160 с.
  8. Запорожец А. В. , Д. Б. Эльконина. М., 1964. Психология детей дошкольного возраста.
  9. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 430 с.
  10. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. - 384с. 
  11. Каданцева Г. А. Методика активации познавательной деятельности дошкольников средствами физического воспитания. Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов. /www.dissercat.com/.
  12. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности). - М.: Педагогика, 1973. - 144с.
  13. Леонтьев А.И. Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте// Проблемы развития психики. — М., 1959.
  14. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. // Советская  педагогика, 1944, № 8 9
  15. Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. — М., 1956. - 182 с.
  16. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников ДОУ.- М.: АРКТИ, 1999 - с.88
  17. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Издательский центр Академия, 2000. – 456 с.
  18. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. М., 1994.
  19. Популярная медицинская энциклопедия/под ред. Б.В.Петровского - М. Советская энциклопедия, 1981. – 513с.
  20. Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка. М.; 1978

 


Информация о работе Влияние психомоторного развития ребенка дошкольного возраста на уровень познавательных функций