Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 09:09, курсовая работа
Цель исследования: изучить характер и содержание связей между развитием психомоторных функций у детей дошкольного возраста и уровнем его успешности в дальнейшем обучении.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что:
– на уровень развития успешности в обучении детей дошкольного возраста влияет уровень развития их психомоторных функций.
Объект исследования: развитие психомоторных функций ребенка в контексте успешности его обучения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
3
1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА............................................................
5
1.1.
Стадии психического развития в работах Л.С. Выготского………...
8
1.2.
Сущность развития детей в младенчестве……………………………
10
1.3.
Особенность эмоционального развития дошкольников……………...
12
2.
РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ СВЯЗЬ С МОТОРИКОЙ.
15
2.1.
Развитие социального поведения………………………………………
18
2.2.
Игра - ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста………
20
2.3.
Взаимосвязь двигательной и речевой сферы в познавательных функциях…………………………………………………………………
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….............
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………
КУРСОВАЯ РАБОТА
Влияние психомоторного развития ребенка
дошкольного возраста на уровень познавательных функций
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 | |
1. |
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...................... |
5 |
1.1. |
Стадии психического развития в работах Л.С. Выготского………... |
8 |
1.2. |
Сущность развития
детей в младенчестве………………………… |
10 |
1.3. |
Особенность эмоционального развития дошкольников……………... |
12 |
2. |
РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ СВЯЗЬ С МОТОРИКОЙ. |
15 |
2.1. |
Развитие социального поведения……………………………………… |
18 |
2.2. |
Игра - ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста……… |
20 |
2.3. |
Взаимосвязь двигательной
и речевой сферы в |
22 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………. |
26 | |
28 |
ВВЕДЕНИЕ
Впервые понятие и термин «психомоторика» ввел и обосновал великий русский физиолог И.М. Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» в 1863 г. Он обосновал рефлекторную природу произвольных движений человека и раскрыл роль мышечной чувствительности в управлении движениями в пространстве и во времени, её связь со зрительными и слуховыми ощущениями.
Понятие психомоторики принадлежит к числу ведущих категорий современной общей и специальной детской психологии педагогики. Именно оно в наиболее полной мере отражает главную особенность развития ребенка в дошкольные годы жизни - его целостность, когда психика и моторика находятся в неразрывном единстве. [7].
Н.И. Озерецкий (1930) впервые в своих работах отобразил взаимосвязь психики и моторики, которые дали начало развитию научных представлений о психомоторике и определили основные направления ее изучения. Н.И. Озерецким были разработаны первые методики диагностических исследований психомоторики, с помощью которых исследуются отдельные компоненты движения такие как: статическая координация, динамическая координация, быстрота движения, ритм и т.д.. Он сформулировал положение о том, что при тесной взаимосвязи психической и двигательной сфер активизирующее воздействие на одну сферу может оказывать положительное влияние на развитие другой. Это положение составляет основу развития современных подходов к решению вопросов изучения, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, теории и практики психотерапии, реабилитации и коррекционно-развивающей работы с детьми с проблемами в развитии.
Изучение становления
и развития многоуровневой структуры
психомоторной организации
Цель исследования: изучить характер и содержание связей между развитием психомоторных функций у детей дошкольного возраста и уровнем его успешности в дальнейшем обучении.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что:
– на уровень развития успешности в обучении детей дошкольного возраста влияет уровень развития их психомоторных функций.
Объект исследования: развитие психомоторных функций ребенка в контексте успешности его обучения.
Предмет: совершенствование психомоторных функций у ребенка дошкольного возраста, как предпосылка его успешности в обучении.
I.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Влияние моторики на развитие психики в онтогенезе отмечают многие исследователи. Двигательные функции обеспечивают организацию различных видов восприятия, что, в свою очередь, является регулятором разнообразных практических действий. При осуществлении простых операций с помощью зрения, осязания и других анализаторов ребенку необходимо учитывать особенности используемых предметов (местоположение, форму, размеры), ориентируя на эти особенности свои действия и регулируя в соответствии с ними свои мышечные усилия. Первичное различение предметов происходит на основе комплекса ощущений, получаемых от предмета, приводится в связь с безусловным рефлексом. [9].
В развитии двигательной сферы большую роль играют сенсорные системы, прежде всего, зрение. Сосредоточение на предмете, рассматривание его, слежение за предметами, движущимися в разных направлениях и на разном расстоянии, развиваются раньше, чем возникают первые движения по направлению к предмету. Дальнейшее развитие двигательной сферы осуществляется с учетом и под контролем сенсорных систем. [1; 8].
Вообще роль движений в повседневной жизни человека и, особенно, в развитии ребенка трудно переоценить. Посредством движений ребенок с раннего возраста начинает познавать окружающий его мир, взаимодействует с ним.
Как отмечает М.Д. Маханева, от состояния двигательной сферы и, соответственно, возможностей в овладении теми или иными движениями, моторными актами, двигательной деятельностью в целом очень многое зависит в жизни человека: от развития жизненно необходимых способов передвижения (лазанье, ходьба, бег и др.) и формирования элементарных навыков самообслуживания в раннем и дошкольном детстве до овладения учебно-трудовой деятельностью в школьном возрасте. [16].
О значении развитой моторики в жизнедеятельности человека есть немало высказываний разных специалистов: физиологов, врачей, психологов, педагогов и др.
Физиологи Н.А. Бернштейн, И.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов, считают движение врожденной жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение потребности в движениях, по их мнению, особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. [2].
Врачи Б.В. Петровский, А.А. Баранов, и др. утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение, по их определению, может выступать в роли профилактирующего средства, когда активный двигательный режим способствует предупреждению различных заболеваний, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Кроме того, движение широко используется и как эффективнейшее лечебное и коррекционное средство. [19; 3].
По мнению психологов А.В. Запорожца, Л.С. Выготского, развитие личности осуществляется в деятельности. Ведущей деятельностью ребенка является игра. А его игровая деятельность выражается прежде всего в движениях: в манипуляциях игрушками, во взаимодействии со взрослыми, детьми, с окружающими предметами. Первые представления о мире, его предметах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещения в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в его мозг, тем интенсивнее идет психическое развитие. Познание окружающего посредством движений более всего характеризует психологические и возрастные особенности детей первых трех лет жизни. Вот почему детям этого возраста особенно необходима двигательная активность. Соответствие показателей развития основных движений возрастным нормам - одно из свидетельств правильного нервно-психического развития ребенка в раннем возрасте. [9; 5].
Многие известные педагоги Э.С. Вильчковский, М.Д. Маханева, отмечают, что движения являются важным средством не только развития, но и воспитания ребенка, способствуя формированию его как личности. С помощью собственных движений, сопровождаемых соответствующими словами взрослых, ребенок познает окружающий его предметный мир, выражает свое отношение к нему, учится целенаправленно действовать в нем. Именно в движениях начинают просматриваться первые ростки смелости, решительности, выносливости, настойчивости маленького ребенка, которые в будущем станут формой проявления этих и других важных качеств личности. В играх с движениями и правилами ребенок приобретает навыки человеческого общения, осваивает опыт социального поведения. [4; 16].
Развитие психомоторики ребенка представляет собой сложный диалектический процесс, при котором интенсивное созревание моторных зон коры определяет развитие психики ребенка в целом.
Процесс формирования произвольных
движений у ребенка происходит путем автоматизации
моторных и ориентировочно-
Психо-физиологическая система, обеспечивающая развитие психомоторики, способствует адекватному реагированию ребенка на окружающую среду и формированию в соответствии с этим целенаправленной деятельности. Психомоторика включает взаимосвязанные процессы, определяющие деятельное состояние реализации способностей для удовлетворения своих потребностей, она является инструментом для реализации практической деятельности, обеспечивает восприятие и реагирование на внешнюю информацию, гармоническому развитию мышления, чувств и воображения.
1.1 Стадии психического развития в работах Л.С. Выготского
В центре внимания
Выготского находились, прежде всего, онтогенетические
исследования становления и развития
высших, специфически человеческих психических
функций у ребенка.
Термин «культурная» означал, что сознание
ребенка, специфические особенности его
высших психических функций (произвольная
память, произвольное внимание) формируются
у ребенка в общении со взрослыми, в котором
происходит усвоение ребенком систем
культурных знаков. Эти знаки опосредствуют
его «низшие» (непроизвольные) психические
функции и тем самым ведут к созданию совершенно
новых образований в сознании ребенка.
В более общем плане развитие познавательных функций рассматривается Л.С. Выготским как их переход от низших (натуральных) к высшим психическим формам; при этом различие между этими формами проводится по четырем основным критериям: происхождению, структуре, способу функционирования и отношению к другим психическим функциям. По происхождению большинство низших психических функций генетически врожденны, по структуре они не опосредствованы, по способу функционирования они непроизвольны, и в отношении к другим функциям они существуют как отдельные изолированные психические образования. В отличие от низших психических функций высшие являются социально приобретенными: они опосредствованы социальными значениями, они произвольно контролируются субъектом и существуют как звенья в целостной системе психических функций, а не как изолированные единицы. Второй и третий критерии составляют особое качество высших психических функций, которое Л.С. Выготский обозначает как осознанность.
Сущность осторожного отношения Л.С. Выготского к проведению границы между низшими и высшими психическими функциями на основании критерия сложности заключается в том, что первые могут развиваться как бы внутри себя, не перерастая в высшие психические функции. В самом деле, рассмотренные выше стадии развития младенцев показывают, что их познавательные возможности, как бы рано они ни развились, все же появляются лишь в определенном возрасте; по мере роста ребенка они становятся более сложными и развитыми, и это происходит задолго до того, как они перерастут в действительно высшие психические функции.