Влияние перинатального опыта на развитие страхов у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 07:29, реферат

Краткое описание

Перинатальный опыт в данном исследовании рассматривается как отражение в подсознательных психических структурах (преимущественно правого полушария) эмоционального состояния, пережитого (испытанного) ребенком при рождении. Известно, что к трем месяцам жизни плод может испытывать инстинктивный страх в виде оборонительных реакций, весьма выраженных к концу внутриутробного периода развития. В нашем определении страх - это аффективно заостренное проявление инстинкта самосохранения. В том, что последний достаточно развит к концу антенатального периода жизни говорят многочисленные исследования.

Файлы: 1 файл

Влияние перинатального опыта на развитие страхов у детей.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

Следует сказать  и о мальчике 10 лет с неврозом страха на момент обращения, обнаруживающем с 5 лет многочисленные страхи. Именно в 5 лет появляется осознание страха смерти у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, в первую очередь у перенесших травмирующий перинатальный и постнатальный опыт. В настоящее время дверь в его комнату должна быть все время открытой. Днем постоянно говорит о смерти: "я боюсь умереть, меня не будет", "хочу, чтобы ты (мать) жила вечно". Сам читает перед сном молитву "Отче наш" и говорит как заклинание: "Хочу, чтобы ангелы охраняли мой сон". Робкий, застенчивый, неуверенный в себе (в этом он напоминает свою мать - "трусиху" по ее словам). Отец пассивный и отстраненный от жизни семьи.

При беседе мальчик  говорит, что боится темноты как  самого страшного несчастья в  своей жизни, а также комнаты, где может заесть замок и нет  никакого окна. Особенно его беспокоят  навязчиво повторяющиеся кошмарные сны: "меня засасывает в лабиринт, я внутри лабиринта". До сих пор панически боится застрять в лифте, в чем напрашивается аналогия с его перинатальным опытом.

Сам он от первой беременности, стресс у матери, сильные  боли, тяжелые роды. Родился в асфиксии (синим), закричал после хлопка. Дополним, что мать, обладая истерическими чертами характера и поведением типа А, больше всего на свете боялась испортить свою фигуру. Первые дни мальчик был в барокамере, не смог из-за слабости взять грудь (да и мать, как деловая женщина, не очень к этому стремилась). В итоге грудное вскармливание "с грехом пополам" продолжалось 1,5 месяца, зато сосание соски отмечалось до трех лет, компенсируя нереализованный инстинкт сосания и отсутствие любви матери. Не переносил пеленания и тугой одежды в дальнейшем, что также типично для детей (и взрослых!), перенесших травмирующий перинатальный опыт. Мальчик всегда боялся любого отсутствия матери (эмоционального отторжения или "выкидыша"). К тому же мать не хотела его рожать и была разочарована вдвойне из-за похожести на мужа, с которым она вскоре развелась. Мальчик к 5 годам помимо триады страхов панически боялся высоты, медицинских процедур, воды и нечистых сил. Перенес ряд эмоционально травмирующих помещений в больницы и санатории, как и ряд операций. Отметим, что нежеланные дети подвержены статистически большому числу стрессогенных факторов.

"Досталось"  и мальчику 13 лет, продолжающему  мочиться ночью, будучи нервно  и соматически ослабленным. При  родах - преждевременное отхождение вод, закричал после хлопка, не переносил пеленания. Не оставался один в темноте, быстро возбуждался и долго не мог успокоиться. На втором году жизни возникли приступы ложного крупа, затем страх перед удушьем, и в четыре года (!) - отчетливый страх смерти, несмотря на прекращение приступов. Тем самым было обеспечено и появление раннего страха замкнутого пространства как аналога удушения (смерти).

Непростая судьба сложилась и у мальчика 5 лет, "заморыша", как мы про себя его с сочувствием назвали. Он без конца болеет, никогда не смеется, производит вид тщедушного, потерянного и боязливого. Его трудно разговорить, тем более войти в контакт, и чувствуется, что в нем есть "страшная тайна". Она как раз и заключается в страшных снах: "потерялся" (где же была при этом мать?) и "я пришел к людоеду, а он хотел меня щипцами отщипнуть" (прийти самому(!) к людоеду - это тоже что-то значит). У него 29 страхов из 29, в том числе и рассматриваемая триада. Будучи нежеланным (родители - студенты), рождался тяжело и долго, при появлении на свет был синим (асфиксия), тем не менее слабо, но закричал, точнее, пикнул. Отец отказался от него сразу, а мать отдавала то в детский дом (до года!), то в другой город к своей авторитарной матери, выбивавшей без остатка зачатки уверенности в мальчике. Скоро подоспел и отчим с его презрением к эмоциям и страданиям, "телячьим нежностям", как он выражался. Еще немного - и рождается уже ожидаемая сестра от нового брака. Теперь мальчик становится откровенно лишним в семье, изгоем. Неудивительно, что ему только осталось затем навязчиво повторять: "а я не умру, мама?", потому что по крайней мере от духовной смерти его стал отделять все более прозрачный и постоянно сокращающийся барьер. Фактически, он уже умирал несколько раз: нежеланным для появления на свет, родившимся в синей асфиксии, с неоднократным обвитием пуповины вокруг шеи, а также когда находился без матери в больнице на втором году жизни, причем в критическом состоянии. Депрессивное мироощущение мальчика, опасение умереть в любой момент, страхи чудовищ, кошмарных снов, а также триада страхов и есть его драматический ответ на безрадостность и жестокость жизни. К тому же любимым занятием матери было бить сына ложкой по лбу.

Представляет  интерес сравнение страхов перинатальной триады у детей без нервно-психических нарушений и детей с неврозами, в том числе при неврозе страха. Данные представлены в таблице в процентах.

Виды страхов 

Пол. ребенка 

Без нарушений 

Невроз в целом 

Невроз страха 

М 

904 

279 

85 

Д 

971 

191 

62 

Страх темноты 

М 

14 

52 

74 

Д 

19 

57 

85,5 

Страх одиночества 

М 

11 

52 

71 

Д 

16 

53 

73 

Страх замкнутого пространства 

М 

14 

26 

Д 

10 

22 

40 
 

Из таблицы  следует, что все три страха достоверно чаще встречаются при неврозах, особенно при неврозе страха.

Анализ приведенных  и подобных случаев из нашей практики позволяет придти к следующим  обобщающим выводам развития страхов  темноты, одиночества и замкнутого пространства:

1) наличие невропатии  и травмирующего родового опыта  у самих родителей при их рождении, сохраняющихся в долговременной (эмоциональной) памяти. Этим объясняется в ряде случаев безотчетный страх перед родами у женщин, а у мужчин - присутствия при них, не говоря уже об участии;

2) выраженный  эмоциональный стресс у матери  при беременности, осложняющий течение родов;

3) нежеланность  или случайность появления ребенка,  обусловленные жизненной ситуацией,  поведением типа А у родителей,  недостаточно развитым инстинктом  материнства и отцовства. Часто  это сочетается с угрозой выкидыша, преждевременным частичным отделением плаценты, преждевременными (внезапными) родами. Все перечисленные факторы типичны при более молодом (нередко несформировавшемся) возрасте матери и отца;

4) проблемы, возникающие  при беременности, влияют на затяжное  течение родов, отсутствие или слабость схваток (потуг), преждевременное отхождение вод и сдавление пуповиной. К этому добавим: неудачное или неэффективное родовспоможение, в том числе чрезмерная физическая или химическая стимуляция родов, частое и не всегда обоснованное кесарево сечение;

5) отсутствие  адекватного психологического подхода  к роженице как со стороны  персонала (грубость), так и со  стороны близких (игнорирование,  отсутствие поддержки, конфликт). Состояние страха, беспокойства, чрезмерного  напряжения у роженицы вместе с наличием сильной, труднопереносимой боли при родах;

6) повышенная  эмоциональная чувствительность  и впечатлительность родившихся  детей, правополушарная направленность  их развития;

7) присутствие  в жизненном опыте первых лет  эмоциональных шоковых переживаний и страхов при недостаточном эмоциональном принятии и поддержке со стороны матери (эффект материнской депривации). Как отклик - формирование у детей эмоционально-депримированного и пессимистического жизненного настроя, неуверенности и нерешительности в качестве предпосылки эмоциональной уязвимости, беззащитности и боязливости в целом.

В итоге, кроме  рассмотренной триады страхов появляются и такие сопутствующие им страхи, как страхи нападения, смерти, воды (в том числе стихии - наводнения), а также боли, как крайне неприятное физическое воздействие.

Следует заметить, что не нужно спешить с отрезанием пуповины, во всяком случае, до полного  прекращения ее пульсации и соответствующего обезболивания. Отрицательным событием раньше было искусственное разлучение с матерью, когда новорожденного приносили на вторые, а то и третьи сутки. Теперь ранний контакт с матерью действует положительным образом прежде всего на беспокойных и нервно расстроенных детей (раньше все было наоборот, именно таких детей приносили на третьи, а то и на четвертые сутки). Но ранний контакт с матерью срабатывает только при создании соответствующей атмосферы, отсутствии большого количества взрослых, шума, яркого света, резкого поднятия акушеркой новорожденного высоко вверх. В последнем случае возможен испуг с развитием в последующие годы страха высоты.

Обратим внимание на отражающие триаду страхов клинические  диагнозы у детей, преимущественно  в виде истерического невроза  и невроза страха, что подчеркивает эмоциональность, впечатлительность и правополушарную направленность развития. Типичным будет и недостаточное влияние отца, не способного стабилизировать в дальнейшем эмоциональные проблемы детей, или же его отсутствие в семье.

Итак, основополагающими  факторами развития рассматриваемой триады страхов у детей будет гормонально опосредованное "подкрепление" у них беспокойства со стороны матери при беременности, постоянно сжимающееся до критических пределов пространство матки при родах, прогрессирующая нехватка кислорода (гипоксия) и труднопреодолимые препятствия для прохождения по родовым путям. Все это способствует нарастанию беспокойства до степени инстинктивно проявляемого страха, воплощенного в дальнейшем в виде страха смерти. Последний не обязательно является консуммацией триады страхов, но находит наибольшее выражение в страхе замкнутого пространства (клаустрофобии), испытывается безотчетный, панический страх или ужас при сдавлении в толпе, давке, особенно когда жарко и душно, не хватает кислорода и отсутствует возможность незамедлительного выхода. Здесь очевидна глубинная рефлекторная связь с травмирующим перинатальным опытом.

Заключая, скажем, что индивидуальная психологическая  диагностика страхов у детей  с учетом перинатального и раннего  жизненного опыта будет условием их успешной психологической коррекции и психотерапии, о чем речь пойдет в следующей работе.

Информация о работе Влияние перинатального опыта на развитие страхов у детей