Влияние конфликтов подростков с родителями на Я-концепцию подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день педагогика ставит задачи воспитания человека с полноценно сформированной Я-концепцией. Сформированная Я-концепция положительно влияет на установление активной жизненной позиции человека, плодотворность его деятельности, принятия важных жизненных решений. По мнению многих ученых, подростковый возраст является наиболее важным периодом в процессе формирования Я-концепции, так как он отличается мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. В это время происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подростковый возраст иначе называют переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. В силу неустойчивости убеждений и взглядов подростка, на него оказывают влияние множество внешних факторов, но самым важным из них является – семья. Никакой другой социальный институт не может оказывать большого влияния на развитие личности ребенка.

Оглавление

Введение.
Глава 1
Сущность и структура Я-концепции личности.
Особенности Я-концепции в подростковом возрасте.
Глава 2
2.1. Влияние семьи на формирование Я-концепции в подростковом возрасте
2.2. Влияние конфликтов внутри семьи на Я-концепцию подростка.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая работа Недужко А 41 гр.docx

— 60.74 Кб (Скачать)

 По наблюдениям В. Сатир, «проблемные» семьи всегда характеризуются низкой самооценкой; ненаправленными, спутанными, неясными, в значительной степени нереалистичными и нечестными коммуникациями; ригидными, инертными, стереотипными, негуманными, ненаправленными на помощь другим и чрезмерно ограничивающими жизнь правилами поведения; социальными связями, либо обеспечивающими покой в семье, либо наполненными страхом и угрозой.

Для «зрелых» семей характерны следующие особенности: высокая самооценка; непосредственные, прямые, четкие и честные коммуникации; правила в этих семьях подвижны, гуманны, ориентированы на приятие, а члены семей способны к изменениям; социальные связи открыты и полны позитивных установок и надежд [17,с. 64].

Часто родители хотят в детях реализовать то, что у них в свое время не получилось, компенсировать жизненные неудачи, свои нереализованные планы, например поступление в высшее учебное заведение. Отсюда более ревностное и придирчивое отношение к успеваемости своего ребенка. Очень многие родители видят свои главные функции по отношению к детям в прямом контроле за их учебной деятельностью и поведением, который чаще всего сводится к контролю за оценками, а не за знаниями и умственным развитием детей.

Главной задачей  родителей, является помочь  ребенку  научиться  правильно  себя оценивать, но при этом не расстраиваться, а спокойно решать проблемы шаг за шагом, с целью выработать такое важное личностное качество - как самовоспитание.

      Самовоспитание  становится возможным в этот период благодаря тому,  что у  подростка  развивается  саморегуляция. Меняется  уровень  саморегуляции: способен отсрочить  желания,  оценить  соотношение  возможности  и  реальной ситуации. Разумеется, далеко не все  они  способны  проявить  настойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к  созданному  ими  самими идеалу. Кроме того, у многих сохраняется детская надежда на  чудо:  кажется, что в один прекрасный день слабый и боязливый вдруг  нокаутирует  первого  в классе силача и нахала, а  троечник  блестяще  напишет  контрольную  работу. Вместо того чтобы действовать, подростки погружаются в мир фантазий. В  конце  подросткового  возраста,  на  границе  с   ранней   юностью, представления о себе стабилизируются  и  образуют  целостную  систему –  Я- концепцию. У части детей Я-концепция может формироваться  позже,  в  старшем школьном  возрасте. В  любом  случае  –  это  важнейший  этап   в  развитии самосознания.

 

Конфликты основанные на отсутствии взаимопонимания и взаимного интереса неизбежно принимает формальный и рутинный характер. И чем больше родители давят на формально-ролевые обстоятельства жизни детей (поведение, успеваемость), тем хуже становятся их взаимоотношения. Детскородительские отношения по своей природе интимны и не терпят формализма. Тем печальнее, когда между родителями и детьми появляется невидимая стена непонимания и отчуждения. В этих условиях даже справедливые и обоснованные требования родителей субъективно воспринимаются как несправедливые. А если эти требования еще высказываются в категорической, безапелляционной форме, что часто и делают родители, не замечая, что ребенок уже готов к равноправному общению, то тем более трудно согласиться с такой "справедливостью".

 Влияние семьи и родительского отношения на формирование самооценки подростков имеет не меньшую значимость, чем в более младших возрастных группах. Кроме непосредственного влияния родительской оценки и их эмоционального отношения к ребенку большое значение на формирование самоотношения влияет стиль общения в семье. Так, два выделенных вида стиля общения различным образом влияют на самооценку подростка.

Симметричный стиль. Предполагает общение членов семьи, основанное на партнерских началах. Такое общение способствует формированию у ребенка системы собственных критериев самооценивания, поскольку самоуважение подростка поддерживается не только уважительным отношением родителей, но также оценкой эффективности его деятельности. В дальнейшем это является фактором, способствующим эмансипации самооценки подростка.

Ассиметричный стиль общения в семье предполагает ограничение участия ребенка в подготовке и принятии решений, что ведет в дальнейшем к формированию у него неблагоприятного самоотношения и образа Я.

У человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию индивидуального опыта. Поэтому, коль скоро Я-концепция сформировалась и выступает как активное начало, изменить ее бывает чрезвычайно трудно [5, с 38].

 

Поздние возвращения домой, как причина конфликтов с родителями являеться одной из основных проблем в детско-родительских взаимоотношениях. Эта причина конфликта (и ей подобные) претендуют на наименование "вечная". Вечное столкновение двух стремлений: с одной стороны, стремление растущих, становящихся личностей к автономии, свободе; с другой, - стремление зрелых людей оградить от ошибок, опасностей и соблазнов этого мира своих детей у которых в силу возраста отсутствует достаточный опыт. А "ловушек" на пути взросления достаточно много. Прежде всего, желание поскорее получить статус взрослого приводит к тому, что молодые люди начинают копировать внешние, не всегда самые лучшие, атрибуты ролевого поведения взрослых людей. Они начинают курить, употреблять алкоголь. У многих представления о социальной зрелости укладываются в такую схему: ослабление опеки и контроля, самостоятельность, когда сняты все ограничения возраста (приходить домой, когда захочешь, и т.п.). Юноши и девушки не понимают еще, что свобода в поведении, как атрибут взрослости дополняется ответственностью и внутренними ограни-чениями своего поведения, налагаемыми на себя зрелыми людьми.

Следует все же отметить, что родители зачастую перебарщивают в стремлении контролировать жизнь своих детей. Родители здесь проявляют непоследовательность: готовя ребенка ко взрослой жизни, они не могут принять проявления самостоятельности детей буквально в преддверии зрелости. Возникает впечатление, что родители даже как бы противостоят этому.

  А. Адлер видел причины невроза в особенностях детского развития. Понимая невроз как нарушенный стиль жизни, Адлер считал одной из основных причин его формирования неправильное воспитание ребенка. Он указывает на две крайности в воспитании: вседозволенность и отвергание ребенка, лишение его необходимой поддержки, в результате чего у ребенка формируется нереалистичное представление о своем “Я”, чувство неполноценности и стремление к его компенсации [2, с 56].

 

Сосуществование конфликтных самоустановок объясняется тем, что внутренний диссонанс возникает вследствие синхронности противоречивых проявлений Я-концепции, что и приводит к возникновению в сознании индивида явного конфликта. Так, строгий, авторитарный учитель может в домашней обстановке оказаться мягким и сентиментальным отцом семейства. Эта перемена происходит в нем за порогом школы, поэтому две совершенно различные грани его личности и соответственно две противоположные Я-концепции не конфликтуют между собой, не приводят к появлению диссонанса. Диссонанс может возникнуть лишь в том случае, если две ситуации - домашняя и школьная - как-то належатся одна на другую, например, если учитель приведет свою семью на школьный спортивный праздник и должен будет в одно и то же время выступать в роли учителя и отца собственных детей. Таким образом, с одной стороны, личностная рассогласованность, возникающая вследствие принятия нами различных социальных ролей и действия в различных обстоятельствах, сопровождает нас на протяжении веси жизни, а с другой, мы стремимся преодолеть эту рассогласованность, избавиться от нее в те моменты, когда она возникает с особой отчетливостью. Дифференциация Я-концепции в реальном жизненном проявлении человека играет положительную роль, поскольку негативная самоустановка, сформировавшаяся в одной сфере нашей жизни, но может с легкостью "резонировать" в других сферах [5, с 38].

 

Ф. Райс приводит выделенные разными авторами особенности семейных отношений, необходимые для нормального развития ребенка в подростковом и юношеском возрасте:

1) Заинтересованность и  помощь родителей. Родительская  поддержка порождает доверительные  отношения между детьми и родителями  и влечет за собой высокую  самооценку подростков, способствует  успехам в учебе и нравственному  развитию. Недостаточная родительская  поддержка, наоборот, может привести  к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому  и антиобщественному поведению.

2) Способность родителей  слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителей к эмпатии, отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.

3) Любовь родителей и  положительные аффекты в семейных  отношениях. Положительные аффекты  связаны с эмоциональной близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют  взаимную заинтересованность и  отзывчивость. Если же в семье  преобладают отрицательные аффекты, то наблюдается эмоциональная  холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к  преобладанию у ребенка потребности  в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него  замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.

4) Признание и одобрение  со стороны родителей.

 

5) Доверие к ребенку. Недоверие  к детям, как правило, свидетельствует  о том, что родители проецируют  на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные  в себе родители (или пережившие  определенные трудности в прошлом) больше других склонны бояться  за своих детей.

6) Отношение к ребенку  как к самостоятельному и взрослому  человеку. Достижение подростком  самостоятельности происходит в  процессе индивидуации, когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает новые связи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели, приобретают иные интересы и иную точку зрения.

7) Руководство со стороны  родителей. Наиболее функциональными  являются те семьи, где родители  проявляют гибкость, приспособляемость  и терпимость в своих взглядах  и поведении. Родители, не проявляющие  гибкости в воспитании подростков, отказываются пересматривать свои  взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически  и возлагают на детей неоправданные  надежды, не соответствующие их  возрасту. Это пагубно влияет  на самооценку подростка, подавляет  развитие его личности, что, в  конце концов, приводит к стрессовым  ситуациям в отношениях между  родителями и детьми.

8) Личный пример родителей: способность подать хороший пример  для подражания; следовать тем  же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации  у подростков отчасти протекает  в семье, те из них, кто гордится  своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире [14, c 84].

 

Э.Г Эйдемиллер выделяет две группы причин, вызывающих тот или иной тип семейных отношений, в зависимости от личностных особенностей родителей.

Отклонения личности самих родителей – акцентуации и психопатии, которые часто предопределяют различные нарушения в воспитании.

При неустойчивой акцентуации родитель чаще склонен к гипопротекции (когда ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его), недостаточному удовлетворению потребностей ребенка, пониженному уровню требований к нему.

Эпилептоидная акцентуация родителей чаще других обусловливает доминирование, жестокое обращение с ребенком. Тревожная мнительность родителей также может приводить к доминирующему стилю воспитания. Демонстративно-компенсаторная акцентуация личности и истероидная психопатия часто предрасполагает к противоречивому типу воспитания – демонстрируемой любви и заботе о ребенке при зрителях и эмоциональному отвержению в их отсутствие.

 Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка. В данном случае в основе негармоничного воспитания лежит определенная личностная проблема (или потребность), чаще всего неосознаваемая родителем, которую он пытается решить за счет воспитания ребенка [21].

 

  Анализ вербальной продукции подростков позволяет выделить некоторые особенности процесса становления Я-концепции, который постоянно обогащается определенным содержанием. Об этом свидетельствует содержание самоописаний подростков, отражающее их сознание. По мере взросления оно становится более продуманным, а по форме - более последовательным и внутренне взаимосвязанным. В процессе становления Я-концепции подростки выделяют следующие волнующие их приоритеты: моя личность, мои отношения с другими, моя семья, потребности, увлечения, интересы, любимые занятия, мой труд и профессия.  Исследование наглядно показало влияние социально-экономической и духовно-нравственной обстановки в стране на изменение социально-психологического содержания Я-концепции. Сказалось это в ярко выраженном стремлении к индивидуальности, в достижении цели и в выражении своего недовольства настоящим и будущим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Агапов В. С. Возрастная переодизация Я-концепции личности.

2. Адлер А. Практика и  теория индивидуальной психологии. М., 1995

3. Ананьев Б. Г. Избранные  психологические труды   М., 1980 

4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г.

5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания.

6. Джеймс У. Научные основы  психологии. М., 2003

7. Кваде В., Трусов В.П., Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка. 1980

8. Кондаков. И. Психологический  словарь, 2000 г.

9. Кули Ч. Социальная самость.

Информация о работе Влияние конфликтов подростков с родителями на Я-концепцию подростков