Влияние конфликтов подростков с родителями на Я-концепцию подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день педагогика ставит задачи воспитания человека с полноценно сформированной Я-концепцией. Сформированная Я-концепция положительно влияет на установление активной жизненной позиции человека, плодотворность его деятельности, принятия важных жизненных решений. По мнению многих ученых, подростковый возраст является наиболее важным периодом в процессе формирования Я-концепции, так как он отличается мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. В это время происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подростковый возраст иначе называют переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. В силу неустойчивости убеждений и взглядов подростка, на него оказывают влияние множество внешних факторов, но самым важным из них является – семья. Никакой другой социальный институт не может оказывать большого влияния на развитие личности ребенка.

Оглавление

Введение.
Глава 1
Сущность и структура Я-концепции личности.
Особенности Я-концепции в подростковом возрасте.
Глава 2
2.1. Влияние семьи на формирование Я-концепции в подростковом возрасте
2.2. Влияние конфликтов внутри семьи на Я-концепцию подростка.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая работа Недужко А 41 гр.docx

— 60.74 Кб (Скачать)

Влияние конфликтов подростков с родителями на Я-концепцию подростков.

 

Введение.

Глава 1

    1. Сущность и структура Я-концепции личности.
    2. Особенности Я-концепции в подростковом возрасте.

Глава 2

2.1.      Влияние  семьи на формирование Я-концепции в подростковом возрасте

2.2.      Влияние  конфликтов внутри семьи на Я-концепцию подростка.

Заключение.

Список литературы.

 

 

Введение.

На сегодняшний день педагогика ставит задачи воспитания человека с полноценно  сформированной Я-концепцией. Сформированная Я-концепция положительно влияет на установление активной жизненной позиции человека, плодотворность его деятельности, принятия важных жизненных решений. По мнению многих ученых, подростковый возраст является наиболее важным периодом в процессе формирования Я-концепции, так как он отличается мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. В это время происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подростковый возраст иначе называют переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. В силу неустойчивости убеждений и взглядов подростка, на него оказывают влияние множество внешних факторов, но самым важным из них является – семья. Никакой другой социальный институт не может оказывать большого влияния на развитие личности ребенка. Подростковый возраст как наиболее сложный, противоречивый и потому - наиболее конфликтный. Проявление протеста, желание достичь  самостоятельности во всем, частые смены настроений, беспричинная агрессия подростка провоцирует его конфликты с родителями. Не случайно  с изучением подросткового  возраста  связан  целый  комплекс  проблем  разного уровня, характера и содержания. В многочисленных исследованиях подросткового периода подчеркивается его критический, переходный характер, когда ломаются и перестраиваются прежние отношения ребенка к самому себе, к окружающим и к миру в целом. Эти кардинальные изменения порождают неизбежные конфликты развивающейся личности, как с другими людьми, так и с самим собой, в большинстве случаев затрагивая узкий семейный круг. Отношение родителей к ребенку на данном этапе, формирует дальнейшие формы его поведения, восприятие им окружающих, моральные ценности, нормы. Приобретаемый подростком опыт успешного или неуспешного общения служит основанием для усвоения разных по конструктивности способов решения конфликтных ситуаций. В связи с активным проявлением самосознания в подростковом возрасте, возникает важность изучения влияния конфликтов детско-родительских отношениях на формирование Я-концепции подростка. От того насколько комфортно и защищенно чувствует себя человек в кругу семьи, зависит его дальнейшее развитие.

 

 

 

Объект исследования: развитие Я-концепции в подростковом возрасте.

Предмет исследования: конфликт как фактор становления Я-концепции подростка.

Цель исследования: Изучение влияния конфликтов подростков с родителями на формирование Я-концепции.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность  структуру Я-концепции подростков.

2. Определить особенности Я-концепции в подростковом возрасте.

3. Определить влияние  детско-родительских отношений на  формирование Я-концепции в подростковом возрасте.

4. Выявить влияние конфликтов внутри семьи на Я-концепцию подростка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность и структура Я-концепции личности.

 

 

 Понятие «Я – концепция» родилось в 1950-е годы в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого «я» как фундаментального фактора поведения и развития личности. Часто термин используют в качестве синонима к «самосознанию», но в отличие от последнего Я - концепция менее нейтральна и включает в себя оценочный аспект самосознания. Проблематику Я - концепции исследовали многие отечественные и зарубежные психологи.  Отечественной психологической школе исследования в основном концентрировались вокруг двух групп вопросов, первая из которых – изучение общетеоретических и методологических аспектов становления самосознания в контексте более общей проблемы становления и развития личности; вторая – более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Этим вопросам уделили свое внимание такие исследователи, как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова и др. Зарубежная литература по этой проблематике также чрезвычайно богата и разнообразна – эти вопросы так или иначе затрагивают в своих работах Р. Бернс, У. Джеймс, К. Роджерс, В. Франкл, З. Фрейд, Э. Эриксон и т.д.

  Во многих психологических теориях Я - концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ее универсального единства в подходах изучения.

Наиболее известным психологом, занимавшимся в XIX веке проблемой Я - концепции, был американский психолог У. Джемс, который основывал свои утверждения на повседневных  наблюдениях за собственными сознательными переживаниями, используя для этого свою модификацию метода интроспекции, который заключается в наблюдении за собственными психическими процессами без использования каких-либо инструментов или эталонов. Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции.  Глобальное, личностное Я он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее  и Я - как объект. Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая – содержание этого опыта (Я - как объект). Личностное Я – это всегда одновременно и Я-сознающее, и Я - как объект.

По мысли Джемса, Я - как объект - это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я.

В развитом обществе человек имеет возможность выбора целей. Мы можем сами устанавливать себе цели, связанные с различными компонентами нашего Я, и оценивать успешность наших жизненных проявлений относительно этих целей. Из этого и вытекает "постулат Джемса": наша самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире. Это служит точкой отсчета в оценке нами собственных успехов или неудач. Самооценка отсчитывается уже относительно притязаний: она повышается, если они реализуются, и понижается, если человеку не удается их реализовать [6, c 199].

 

 Р. Бернс рассматривал  Я – концепцию с точки зрения  трех основных структурных  компонентов. Он выделил когнитивный, аффективный  и поведенческий. Когнитивный компонент - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, своего характера. Он включает в себя две большие подсистемы: личностную идентичность и социальную идентичность. Личностная идентичность относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт. Социальная идентичность складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т. д. Второй компонент - эмоционально-оценочный, содержащий переживание человеком своих представлений о себе, самооценку, самоуважение или самоуничтожение, себялюбие или любовь к другим и т.д. Третьим является - поведенческий компонент, он представляет собой действия, которые предпринимает человек, исходя из системы представлений о себе, социальные установки в отношении себя и окружающих [12].

 Ч. Кули предложил теорию "зеркального Я", утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Кроме простого восприятия «Я» через самого себя, мы также воспринимаем свое «Я» как бы видя его отражение в других. То есть огромную роль для индивида играет не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие. Мы смотрим в представления других о нас самих, как в зеркало, и судим о самих себе по этому отражению [9].

Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный, при этом подобная оценка может не соответствовать реальности.

Д. Мид в соответствии с концепцией "зеркального Я" Ч. Кули считал, что становление человеческого «Я» как целостного психического явления, в сущности, есть не что иное, как происходящий "внутри" индивида социальный процесс, в рамках которого возникают «Я» - сознающее и «Я» -как объект. Он  разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей, развита концепция «обобщенного другого», в известной степени дополняющая и развивающая теорию «зеркального Я». В соответствии с концепцией Дж. Мида «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный «Я» - образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого», как бы смотрит на себя со стороны. 

Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли — это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты — папой, ты — ребенком). Исполнение роли — это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру.

В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется «обобщенный другой». Он является грубым сравнением со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль «обобщенного другого», индивид формирует свою концепцию «Я». Стадии принятия роли другого, других, обобщенного другого — все это стадии превращения физиологического организма в рефлексивного социального индивида. Происхождение «Я», таким образом, целиком социально [11, c 73].

Э. Эриксоном проблематика Я - концепции рассматривается сквозь призму эго-идентичности. Идентичность эго-индивида возникает в процессе интеграции его отдельных идентификаций; поэтому важно, чтобы ребенок общался со взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться. В теории Эриксона описаны восемь стадий личностного развития и соответствующих изменений эго - идентичности, охарактеризованы присущие каждой из этих стадий кризисные поворотные пункты и указаны личностные качества, возникающие при разрешении этих внутренних конфликтов [20, с 45].

Влиятельным психологом гуманистического направления является А. Маслоу. В его теории "Я" особое значение придается присущей каждому человеку врожденной потребности самоактуализации - полном развитии своего потенциала. Согласно теории А. Маслоу, потребности самоактуализации могут быть выражены или удовлетворены только после того, как будут удовлетворены "низшие" потребности. А. Маслоу выстроил человеческие потребности в виде пирамиды. В основании пирамиды лежат основные физиологические потребности выживания. Уровнем выше находится потребность в безопасности. Следующей насущной потребностью становится потребность в принадлежности. После того, как этого уровня удовлетворены, актуализируется потребность в уважении к себе. Все это дает человеку ощущение благополучия и довольства собой. Потребность в самоактуализации играет для человека не менее важную роль, чем перечисленные базисные потребности. "Человек должен стать тем, кем он может стать", - утверждает А. Маслоу [10, c 54].

  К. Р. Роджерс  так же рассматривает проблематику Я- концепции с точки зрения основных положений гуманистической психологии, в рамках которой эта теория создана. Фундаментальное понятие теории К. Р. Роджерса – "Я-концепция", или "Самость", определяемая как гештальт, состоит из восприятия себя и своих взаимоотношений с другими людьми, а также из ценностей "Я". Я-концепция включает не только восприятие себя реального, но так же и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). Несмотря на то, что "Я" человека постоянно меняется в результате опыта, оно всегда сохраняет качества целостного гештальта, т. е. представление человека о себе самом остается относительно постоянным.

 Рассматривая понятие идеального «Я», Роджерс полагает, что благодаря психотерапевтическому воздействию восприятие идеального «Я» становится более реалистичным «Я»  начинает больше гармонировать с идеалом. Поведение рассматривается К. Роджерсом как попытка достичь согласованности Я-концепции. К. Роджерс считает природу человека, по существу, позитивной, движущейся к зрелости, социализации и самоактуализации [13, с 49].

 В тенденции самоактуализации очень важна потребность человека в позитивном внимании, как со стороны других людей, так и со стороны себя самого. Потребность в позитивном внимании других людей делает человека подверженным влиянию социального одобрения и неодобрения. Потребность в позитивном отношении к себе удовлетворяется, если человек находит свой опыт и поведение соответствующими своей Я-концепции.

 В общем можно сказать, что Я - концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я - концепции от внешних влияний бесспорна во всех научных теориях. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах:

1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе.

Информация о работе Влияние конфликтов подростков с родителями на Я-концепцию подростков