Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 14:40, реферат
Наука о мозге едина. Она включает не только физиологию, но практически все биологические и ряд медицинских дисциплин, физику с ее техническими достижениями, химию с ее возможностями синтеза новых препаратов, математику и информатику, ибо настало время попытаться систематизировать огромный массив накопленных данных и построить, хотя бы в первом приближении, информационную теорию мозга.
.Введение 3
2.Проблема деятельности мозга человека. 4
2.1 Исследование Бехтеревой
2.2 Механизм возврата болезней - УПС 6
3.Познание мозговой организации эмоций 8
3.1 Острая эмоциогенная ситуация 11
4.Основной вклад Бехтеревой и ее учеников в развитие науки о мозге. 13
5.Заключение 15
6.Литература
10
3.1 ОСТРАЯ ЭМОЦИОГЕННАЯ СИТУАЦИЯ
Сенсорика - наши органы чувств. Через них к нам поступает огромное количество сведений о состоянии окружающего мира, о происходящих в нем изменениях — как приятных, радостных, так и неприятных, горестных.
Чувства краткосрочного действия проходят так: что-то случилось и прошло. Что-то все время происходит. Может произойти что-то такое, что способно изменить обычное течение жизни. Например, кто-то неожиданно обидел.
Обида острая, но, когда ситуация становится благоприятной, он более или менее быстро возвращается к нормальному видению мира. Или не возвращается и остается в устойчивом патологическом состоянии. Острая эмоциогенная ситуация может вызвать аффект со всеми вытекающими последствиями. Может буквально изменить видение мира на долгие годы или практически навсегда. Есть такое выражение: «Я стал другим человеком». Но аффект может и не развиться, а состояние человека, его душевное равновесие — восстановиться. Все, что было сказано выше, можно увидеть и «изнутри» мозга. Судя по внутренним мозговым перестройкам, все это может происходить в трех основных вариантах.
1. Произошла нормализация состояния. Это бывает тогда, когда хорошо сработают собственно мозговые защитные механизмы.
2. Развился аффект — баланс нарушен, сдвиги сверхмедленных физиологических процессов, связанные непосредственно с эмоциогенной ситуацией, намного сильнее, чем сдвиги обратного знака. Защита не
11
сработала, природная слабость.
3. «Я стал(а) другим (другой)» после «этого» события развилась общая перестройка мозга на новый режим работы. Она также может отразиться в общей, глобальной или мозаичной перестройке уровней сверхмедленных процессов. При этом, если нет органического повреждения мозга, а в данном случае речь идет именно о таком варианте, в каких-то зонах мозга (чаще всего — из основных эмоциогенных структур) развились особенно существенные сдвиги, влекущие за собой, в том числе и по принципу баланса, в новых условиях общемозговую перестройку, отражающуюся также в сверхмедленных процессах.
Последние, в свою очередь, меняют спектр свойств мозговых зон и человека в целом. Такого рода ситуация может быть устойчивым патологическим состоянием, и чаще всего им и бывает, независимо от того, диагностируется невроз или видится перемена в поведении человека, отмечаемая им самим или окружающими.
12
4. ВКЛАД БЕХТЕРЕВОЙ И ЕЕ УЧЕНИКОВ В РАЗВИТИЕ НАУКИ О МОЗГЕ
Широко используя в нейрофизиологии возможности физики, математики, нейробиологии, Наталья Петровна создала комплексный метод исследования принципов структурно-функциональной организации головного мозга человека, ею разработана методология исследования мозговых механизмов мышления, памяти, эмоций, творчества. Получила полное подтверждение теория Н.П. Бехтеревой о мозговой организации мыслительной деятельности человека как о системе из жестких и гибких звеньев. В качестве открытия зарегистрировано свойство нейронов подкорковых образований головного мозга человека реагировать на смысловое содержание речи и участвовать в качестве звеньев систем обеспечения мыслительной деятельности.
В исследованиях общих и частных проблем патофизиологии длительно текущих заболеваний нервной системы, преимущественно связанных с поражением глубоких структур головного мозга, под руководством академика Н.П. Бехтеревой решена одна из центральных задач функциональной нейрохирургии — обеспечение предельно точного и щадящего контакта с мозговыми образованиями. Под ее руководством создана также новая ветвь неврологии и нейрохирургии — стереотаксическая неврология с разработкой новейших технологий компьютерного стереотаксиса.
Сформулированная и развитая Н.П. Бехтеревой теория устойчивого патологического состояния мозга как адаптационная основа многих хронических заболеваний нервной системы открыла принципиально
новые возможности в лечении этих заболеваний. Разработаны и используются в практике методы точечной электрической стимуляции подкорковых и корковых зон мозга, спинного мозга, зрительных и слуховых нервов как исключительно щадящий лечебный прием при трудно поддающихся коррекции хронических заболеваниях центральной нервной системы.
Ею исследованы и сформулированы принципы надежности деятельности мозга и открыт мозговой механизм оптимизации мыслительной деятельности — детектор ошибок (1968 и др.). Феномен детектора ошибок оказался значимым механизмом мозга человека, и не только здорового человека. Именно патологическая активация детектора ошибок превращает его в один из важнейших механизмов поддержания устойчивого патологического состояния.
Н.П. Бехтерева — автор и соавтор 370 научных работ (более 140 опубликовано в международной периодике), в том числе 15 монографий (4 переизданы за рубежом), многих глав в отечественных и иностранных руководствах по физиологии.
У нее множество учеников, возглавляющих лаборатории и отделы в институтах в области физиологии здорового и больного мозга человека. Наталья Петровна требует от своих учеников, чтобы они «не боясь ярлыков, заглядывали в научные пропасти, а не только ходили по их краю. Это абсолютно необходимо для реализации бесконечных возможностей человеческого мозга, в том числе – в познании самого себя».
Сын Бехтеревой, Святослав Всеволодович Медведев - ныне директор, созданного матерью Института мозга человека. Нет сомнений, что он достойно продолжает дело своей матери.
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение, можно сказать, Бехтерева изучала, как работает мозг здорового и больного человека и сделала немало открытий на этом пути. Бехтерева была первой в СССР, кто применил способ вживления электродов в мозг человека в диагностических и лечебных целях.
Внучка знаменитого академика Н.П. Бехтерева, ученого, заложившего основы фундаментальных исследований в физиологии мозга, все же унаследовала дедовскую страсть к нейрофизиологии. Для постижения мозга Наталья Бехтерева использовала всю полифонию возможностей человеческого проникновения в Истину - знания, опыт, воображение, интуицию и даже такой ненаучный инструмент, как "душа".
Наталья Петровна была не просто очень умным, но и очень интересным человеком. Ее интересовали чувства и мысли людей, а не компьютеры. Она уважала работы и вклад в науку других знаменитых исследователей, и не боялась опираться на их результаты.
15
ЛИТЕРАТУРА
1.Сборник /Кто есть кто в Солнечной системе [Текст]/ - СПб, 2000
2.Бехтерева, Магия мозга и лабиринты жизни [Текст] / Н.П. Бехтерева. — доп. изд. - М: ACT; СПб.: - Сова, 2007, с. 45-50, 65-71,83-85
3. Рубрика: Неврология и нейрохирургия [Текст]// - Медицинский портал- (http://grandex.ru)
16
Информация о работе Вклад Н.П. Бехтеревой и ее учеников в развитие наук о мозге