Вклад Н.П. Бехтеревой и ее учеников в развитие наук о мозге

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 14:40, реферат

Краткое описание

Наука о мозге едина. Она включает не только физиологию, но практически все биологические и ряд медицинских дисциплин, физику с ее техническими достижениями, химию с ее возможностями синтеза новых препаратов, математику и информатику, ибо настало время попытаться систематизировать огромный массив накопленных данных и построить, хотя бы в первом приближении, информационную теорию мозга.

Оглавление

.Введение 3
2.Проблема деятельности мозга человека. 4
2.1 Исследование Бехтеревой
2.2 Механизм возврата болезней - УПС 6
3.Познание мозговой организации эмоций 8
3.1 Острая эмоциогенная ситуация 11
4.Основной вклад Бехтеревой и ее учеников в развитие науки о мозге. 13
5.Заключение 15
6.Литература

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 36.75 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

АКАДЕМИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

 

 

 

                                    Реферат по курсу «Нейропсихология»

на тему: «Вклад Н.П. Бехтеревой и ее учеников

в развитие наук о мозге»

 

 

 

 Выполнил:

                                                                  Студентка 2

                                                                                         курса, 2 гр., ДО

                                                                                           Николаенко               

Ирина

                                                                                           Проверил:

Преподаватель

кафедры

психофизиолог

ии

и клинической психологии

Ковш Екатерина Михайловна

 

 

Ростов-на-Дону

2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Введение                                                                                                              3

2.Проблема  деятельности мозга человека.  4

2.1 Исследование Бехтеревой 

2.2 Механизм возврата болезней -  УПС 6

3.Познание мозговой организации эмоций 8

3.1 Острая  эмоциогенная  ситуация                                                                  11

4.Основной  вклад  Бехтеревой и ее учеников в развитие науки о мозге.      13

5.Заключение 15 

6.Литература 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

ВВЕДЕНИЕ

 

Наука о мозге едина. Она включает не только физиологию, но практически все биологические и ряд медицинских дисциплин, физику с ее техническими достижениями, химию с ее возможностями синтеза новых препаратов, математику и информатику, ибо настало время попытаться систематизировать огромный массив накопленных данных и построить, хотя бы в первом приближении, информационную теорию мозга. И, несомненно, эта наука включает психологию и философию.           Одними из первых, кто начал перекидывать мост от физиологии к психологии, были великие ученые Иван Сеченов и Иван Павлов, давшие мощный толчок развитию российской физиологической школы. К счастью, она сохранилась. Достижения современной науки о мозге поразительны. Они вызывают сейчас к жизни грандиозные национальные проекты, нацеленные на здоровье человека и создание новых информационных технологий.

Одним из величайших исследователей о физиологии мозга человека была академик Наталья Петровна Бехтерева. Наталья Петровна была тем подвижником, которым гордится отечественная наука. Она создала свою научную школу в нейрофизиологии, и долгие годы руководила Институтом мозга человека - одним из ведущих учреждений Российской Академии наук в Петербурге.

Я считаю, что Наталья Петровна является примером для подражания  всех исследователей в области нейрофизиологии. Ее вклад в науку о мозге огромен. И мне, как будущему психологу , интересно узнать подробности ее практической деятельности, а также оценить труды и труды ее учеников.

3

 2. ПРОБЛЕМА  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА.

 2.1 ИССЛЕДОВАНИЕ БЕХТЕРЕВОЙ

 

«Абсолютную необходимость изучения именно механизмов  мозга, не только того, как построен, но и того, как устроен мозг, я поняла после десятилетней работы над проблемой. Тогда, когда остро понадобилось точно знать, к каким функциям имеют  отношение анатомически совершенно определенные структуры мозга человека, и когда оказалось, что этого не только никто не знает, но и ни у кого нет серьезного беспокойства по поводу этого  незнания. Примерно так: есть такой орган — мозг, кое-что мы о нем знаем, но многого не знаем. Ну что ж делать, на нет и суда нет. Во всяком случае, именно в эти годы мы всё больше узнавали о  космосе и он казался все ближе. Лживой мозг человека оставался, как это ни парадоксально, все таким же далеким...» /3, с.45/

В ходе исследования Больную Г. удалось надолго освободить от тяжелейшего  недуга — паркинсонизма. У больной не  только стали легко двигаться прежде скованные руки и ноги, исчезло изнурительное дрожание рук и ног. После выписки из клиники она вышла замуж. Но, к сожалению, через два десятилетия болезнь вернулась... Тогда возникло много вопросов.

 Почему эффект от  точечных разрушений (микролизисов) оказался лучше, чем от тех массивных, по объему, может быть, почти в сотни раз больших, чем здесь, применяемых при так называемых одномоментных стереотаксических  операциях (расчетном воздействии на глубокие структуры мозга)? Почему больная помолодела?  А этому были и 

4

прямые медицинские доказательства. Почему после двух десятилетий болезнь вернулась? Почему помогли здесь и помогают точечные лизисы, тогда как у всех, кто проводит одномоментные стереотаксические  операции, логикой лечебных воздействий является разрушение путей передачи импульсов от одних структур к другим? Конечно,  такого рода механизм лечебного эффекта исключить нельзя. 

Итак, при лечебно-эффективном  микролизисе, равно как и при предложенных нами в дальнейшем  лечебных электрических стимуляциях, лечебный эффект  развивается не только за счет «перерыва путей», но и за счет физиолога-нейрохимической  перестройки, реорганизации деятельности мозговых систем и появления в мозгу улавливаемых в спинномозговой жидкости  низкомолекулярных фракций, по-видимому, пептидного генеза. Их возможный лечебный эффект был подтвержден при искусственном  дополнении спинномозговой жидкости больных этими веществами,  точнее — группой таких веществ.

 Клиническое исследование  больной обнаружило, что в процессе  лечения (и даже на двадцать  лет — излечения) воздействие  осуществлялось и на эмоциогенные  зоны мозга, что привело к развитию  поведенческих изменений и  запуску  целого ряда эндокринных перестроек. У больной  восстановился менструальный  цикл, и она буквально «вернулась»  в свой  возраст (36 лет).

 Также неизвестна истинная причина  паркинсонизма, потому нужно бороться против симптомов, а не против причины. Не исключено, что в развитии многих хронических болезней  нервной системы гораздо большее значение, чем предполагалось, имеют инфекционно-вирусные и далее — иммунно-патологические механизмы.

 

5

2.2 МЕХАНИЗМ ВОЗВРАТА  БОЛЕЗНЕЙ -  УПС

 

       Но есть и другой механизм возврата болезней.  Этот механизм  называется устойчивым патологическим состоянием (УПС).

В чем же сущность УПС? Предполагается, что при хроническом заболевании мозга, прошло ли оно через острую фазу или нет, развивается своего рода новый гомеостаз, обеспечивающий оптимальное приспособление к среде, существование в ней, но уже не здорового, а больного организма. При этом важно не забывать о  трех основных условиях: (1) общую реорганизацию состояния и взаимодействия мозговых (и организменных) систем, (2) дальнейшее поддержание этой  реорганизации по существу теми же реакциями организма, которые ранее удерживали гомеостаз здоровья,(3) поддержание реорганизации на основе вновь сформированной матрицы  долгосрочной памяти.

В отношении матрицы долгосрочной памяти при гомеостазе здоровья и болезни доказательство, как в школьных теоремах, приходится начинать «от противного». Нельзя представить себе устойчивое состояние системы, возвращение к этому состоянию при возмущениях, если его не «держит» что-то. Состояние — это  всегда огромный комплекс процессов, и именно поэтому нужна не память на одно какое-либо событие, а взаимосвязанная,  комплексная матрица памяти. В течение многих лет концепция, а  затем теория УПС показали значение этого состояния как одного из наиболее общих механизмов болезни. В то же время, как всякая достаточно общая теория, она оказалась плодотворной в  разработке новых способов лечения, в том числе и в комплексе с  традиционными приемами.

6

Теория УПС не отвергает сугубо традиционных приемов  лечения, направленных на разрушение очага болезни, снижение  активности болезнетворного начала, угнетение патологически  гиперактивных систем и структур мозга. В этом случае надежда на саморегулирующие силы. Нет патологического очага —  возможен возврат к исходному (или близкому к исходному)  состоянию без дополнительных усилий врача. Однако именно последнее не есть непременное следствие первого.

Теория УПС показывает эффективный путь к дальнейшей  нормализации состояния тогда, когда традиционное вмешательство нереализуемо. В этом случае одним из лучших приемов является дозированная активационная терапия, проводимая при  необходимости в сочетании с избирательно направленным угнетением  избыточно активных систем и структур мозга. Конкретных приемов этой активации не перечесть. Это и активация через рецепторы при болезнях нервной системы (в первую очередь — мышечных), и биологически активные вещества, и т. д. и т. п. При  хронических болезнях мозга наилучшим образом дозируемым, очень  щадящим и эффективным способом является точечная лечебная электрическая стимуляция (ЛЭС), потенции.

И наконец, в лечении УПС вместо искусственных угнетающих воздействий вполне возможно  использование воздействий, аналогичных собственным защитным механизмам мозга, а в  более общем случае — и организма. С этой целью уже были  попытки применения слабого синусоидального тока, с периодом медленноволновых компонент электроэнцефалограммы. С этой же целью возможно и применение еще более медленных токов,  аналогичных защитным силам, работающим в сверхмедленном  диапазоне.

 

7

3.ПОЗНАНИЕ МОЗГОВОЙ  ОРГАНИЗАЦИИ ЭМОЦИЙ

 

Выяснилось, что наряду с желанным воздействием на  болезненную симптоматику: скованность рук, дрожание — ток, вызывал и сильные эмоциональные  сексуальные переживания. По всем известным представлениям о  мозге — в этих структурах нет эмоциогенных зон. Оказывается, есть.

Наталья Петровна стояла перед больной, перед прибором, улыбалась больной, подавала ток, следила за малейшими изменениями паркинсонической симптоматики и не смогла разглядеть развитие...  влюбленности.

Исследователи столкнулись с полифункциональностью микрозон мозга и необходимостью, помогать и не вредить. Снова и снова вечная истина  Гиппократа — «не навреди». «Не навреди» стало основой исследования функциональной организации мозга, основой изучения обеспечения мозгом эмоциональных и  психических реакций.

Конечно, много уже дало и дает сейчас изучение спектра  реакций, в том числе эмоциональных и психических, при точечной  электрической стимуляции мозга. Обобщающие труды В. М. Смирнова, а также Е. С. Валленштейна и многих других трудно переоценить. На основе того, что наблюдалось при точечной электрической стимуляции различных глубоких структур мозга, В. М. Смирновым была построена стереотаксическая неврология. Реакции, наблюдавшиеся при  точечной электрической стимуляции, помогали уточнить, где, в связи с индивидуальными вариациями мозга, проведена эта стимуляция (где расположен электрод!), выявляли спектр свойств данной мозговой точки.

8

Применив электрическую  стимуляцию в нейрохирургической операционной, Г. Ойджмен  внес много новых данных в понимание корковой организации речи, в том числе  разноязычной речевой памяти.

И все же стимуляция — лишь один из путей познания  организации мозга, путь давний, проверенный многолетним  экспериментом, но не обязательно лучший. Наверное, лучшим путем должен считаться комплекс из двух и более взаимодополняющих и взаимопроверяющих приемов. Долгие годы работы в области исследования того, как функционирует мозг человека, не  оставили сомнений в том, что для изучения эмоций основным  комплексом является сочетание электрической стимуляции и  регистрации сверхмедленных физиологических процессов, хотя различные другие методы привносят дополнительную, иногда значимую,  информацию. Например, исследования последних лет подчеркнули важность регистрации более быстрых процессов для познания  мозговой организации запуска эмоций — так называемых вызванных потенциалов и, при возможности, импульсной активности  нейронных популяций. Для  изучения собственно мыслительной деятельности безусловно важны данные электрической стимуляции, но ценнее те  результаты, которые получаются при регистрации и анализе  разрядов нервных клеток и их сообществ.

В первом случае, при изучении мозговой организации эмоций, основной комплекс великолепно дополнит также позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), прежде всего — в плане  уточнения структурно-функциональной организации. Во втором — ПЭТ не менее, если не более, ценное дополнение  физиологических приемов.

 

9

Что мы знаем сегодня о мозговом обеспечении эмоций и  мышления? Что именно происходит в мозгу для того, чтобы родилась, оформилась, развилась и, может быть, выразилась в словах мысль?

В мозгу, в самых разных его зонах и во  множестве этих зон, идет прямо связанная с мышлением  реорганизация активности нервных клеток. Эта реорганизация, в  зависимости от зоны мозга, развивается при одной и той же или аналогичной деятельности с большим или меньшим постоянством. Есть зоны в мозгу, которые работают, а есть зоны мерцающие — работают то одни, то другие. Этому есть внешние причины. Но есть и внутренние . Внешние причины сводятся к обстановке, различным ее факторам или их отсутствию. Человек может думать в самых разных условиях и обладает этой возможностью благодаря  мерцающим, переменным звеньям. Но вот здоровый человек, точнее,  человек со здоровым мозгом начинает думать о чем-то одном или, в условиях исследования, выполнять монотонную деятельность. Мозг его, пока может, сопротивляется монотонности, воюет с ней  своими средствами. Это так называемая самоорганизация, или, точнее, самореорганизация. Выключаются одни и включаются  другие переменные, гибкие звенья, и остаются работать постоянно  звенья жесткие. Система стала другой, но, так же как и первая (и  соответственно вторая, третья), обеспечивает выполнение задачи. Мозг легко берет на вооружение стереотипы, базируется на них для обеспечения следующего уровня деятельности и в то же время, пока может, пока есть богатство, борется с монотонностью!

Информация о работе Вклад Н.П. Бехтеревой и ее учеников в развитие наук о мозге