Визуальный контакт. Культурные и гендерные отличия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 22:55, реферат

Краткое описание

Взгляд, его направление, частота контакта глаз - еще один компонент невербального общения. Направление взгляда показывает направленность внимания собеседника и вместе с тем дает обратную связь, которая показывает то, как относится собеседник к тем или иным сообщениям. Данный реферат посвящен визуальному коммуникативному поведение, его особенностям, гендерным и культурным различиям зрительного контакта.

Оглавление

Введение
Глава1. Взгляд. Зрительный контакт
1.Определение зрительного контакта.
2.Характеристики визуального контакта
3.Критерии зрительного контакта
1.зрительный контакт, связанный с характером разговора
2. зрительный контакт при разном статусе людей
3.прямой взгляд
Глава 2. Культурные различия
Глава 3. Гендерные различия
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат Взгляд.docx

— 43.38 Кб (Скачать)

     Однако это  не единственное значение и  назначение данных визуальных  знаков. Если человеку задают  вопрос, ответ на который вызывает  у него какое-то затруднение,  то, думая над ответом, он обычно  не смотрит на партнера, а смотрит  в сторону, переключая внимание  с внешнего объекта наблюдения  на внутренний, т.е. на предмет  размышления.

     Прямой взгляд <в глаза> не следует отождествлять  с контактом глаз. Именно в  случае, когда нам  смотрят  прямо в глаза, мы говорим  Он уставился или Она на  меня уставилась. Люди совсем  не любят, когда на них так  смотрят, особенно если это  происходит относительно долго,  и поэтому зачастую раздраженно  и грубо реагируют, говоря например: «Чего уставился?» Нередко указанным  мимическим жестом пользуются  для того, чтобы силой «горящего взгляда» привлечь к себе внимание человека, на которого так смотрят.

 

 

Глава 2. Культурные различия.

     В древнем  Китае по типам глаз и глазных  выражений классифицировали, сравнивали людей, их свойства и характеры. Сравнение при этом шло с глазами животных, которые казались людям имеющими сходство с человеческими глазами. В китайском физиогномическом списке, который мне в свое время любезно предоставил Г.А.Ткаченко, насчитывается чуть менее 40 типов глаз. Вот лишь три из них:

    (1)  львиные  глаза - большие, ореховидной формы,  во взгляде ощущается сила. Человек  с львиными глазами наделен  такими качествами, как достоинство,  горделивость, царственность, высоко  развитое чувство справедливости, честность. Львиные глаза, согласно  данному списку, принадлежат людям  с организаторскими и деловыми  способностями, ими обладают смелые  и искусные военачальники;

    (2)  овечьи глаза  - по форме узкие и длинные,  с тремя слоями кожаных складок  над верхними веками, радужная  оболочка глаз маленькая. Овечьи  глаза часто блестят. Их обладатели  считались склонными  к меланхолии  и печали, доводящей до саморазрушения;

   (3) лошадиные глаза  - почти треугольные по форме,  глубоко посаженные. Считается, что  такие глаза указывают на очень  эмоционального человека, человека, часто попадающего в неприятные  ситуации, или на человека, склонного  к тайным любовным связям.

     В пещерах древнего Египта найдены настенные рисунки людей, датируемые примерно третьим тысячелетием до новой эры. На этих рисунках глаза поражают всех непривычной выпуклостью и величиной. Дело в том, что древнеегипетская культура была особенно чувствительна к глазам людей, поскольку, по представлениям древних египтян, глаза имеют космическое происхождение: они являются символом Солнца.      

       Глаза  представляют собой настолько  важный в физиологическом,  психологическом,  социальном, религиозном и многих  других отношениях орган, что  каждая культура и каждый народ  вырабатывают типовые модели  глазного поведения и стереотипные  языковые способы говорить о  них. Так, правила этикетного  поведения обычно строго регулируют  и даже запрещают определенные  взгляды. Библейские истории и  мифы разных народов полны  трагических повествовании о судьбах людей, наказанных богами за непослушание, за то, что они смотрели туда, куда им смотреть не позволялось. Можно напомнить легенду об античном певце Орфее из фракийского города. Орфей спустился в подземное царство за своей женой Эвридикой, которая погибла от укуса змеи, спасаясь от преследовавшего ее бога Аристея. Растрогав владыку этого царства Аида своей искусной игрой на кифаре, музыкой и пением, Орфей убедил его отпустить умершую жену назад на Землю, но при этом нарушил запрет и, оглянувшись на следовавшую за ним Эвридику, навеки потерял ее.

Кросскультурные различия также  влияют на длительность взгляда. Так, у  многих народов мира существуют «культурные  запреты» на контакт глаз, на пристальное  и долгое смотрение. Например, японцы во время поездок в общественном транспорте прикрывают глаза, демонстрируя особую деликатность в отношении  других пассажиров. У народов Северного  Кавказа также существуют ограничения  на контакты глаз: такие табу имеют  отношение к женщинам, общающимся с партнерами-мужчинами, и к мужчинам во время их взаимодействия со старшими по возрасту. При этом отмечается сходство между такими показателями проксемики, как контакт глаз и пространственная близость: в культурах, где предпочитается пространственная близость, также предпочитается и более выраженный контакт глаз. Так, арабы в сравнении с североамериканцами не только выбирают более близкое месторасположение, но и больше контактируют глазами, чаще касаются друг друга и громче разговаривают.

А в Японии общепринятой нормой является не контакт глаз, а  удерживание взгляда на уровне подбородка или даже на уровне шеи собеседника. Тем самым японцы могут передавать через зрительный канал меньше информации, у них не образуется «уз взгляда». У нас подобное глазное поведение  оценивается как этически не принятое <а следовательно, нехорошее) и  эстетически неприятное: тот, кто  избегает взгляда партнера по коммуникации, обычно считается совершившим нечто  дурное или имеющим  какие-то внутренние психологические проблемы. Жители Южной Европы, арабских культур имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других народов.

Уотсон изучил структуры визуального  внимания в 30 странах и разделил эти страны согласно тому, была ли существующая в них культура «контактной» (т. е. поощряющей физические прикосновения  и контакт во время общения) или  «неконтактной». Уотсон установил, что  люди из контактных культур больше смотрят друг на друга, чем люди из неконтактных культур. Кроме того, представители  контактных культур при общении  поддерживают меньшую дистанцию, используют более прямую ориентацию и чаще дотрагиваются  друг до друга.

 

 

 

 

Глава 3. Гендерные  различия.

    Американский  психолог Ральф Экслайн изучал  связь человеческих отношений  с различными типами глаз и  характеристиками взгляда, который  передает эти отношения. Ему  принадлежит часто цитируемое  высказывание: «The more you like, the more you look»  («Чем больше человек вам нравится, тем больше вы на него смотрите»). Действительно, взгляды, которые  ловят, например, люди, чувствующие  симпатию или притяжение друг  к другу, могут служить им  некоторой компенсацией за невозможность  по какой-либо причине находиться  рядом, в тесном контакте. Когда  кто-то слушает рассказ, который  ему нравится, глаза его тоже  то и дело останавливаются  на говорящем. Однако в своей  книге «Психология межличностного  общения» М.Аржиль утверждает, что  если во время разговора 60 и  более процентов  общего числа  взглядов партнеров направлены  один на другого, то это явное  свидетельство того, что собеседники  больше интересуются друг другом, чем собственно предметом беседы .

    Рассмотрим влияние  пола  на глазное коммуникативное поведение взрослых людей. Основные открытия, касающиеся гендерных различий, на мой взгляд, таковы (речь идет только о европейской и североамериканской культурах):

1) Число и частота взглядов, которые мужчины бросают в сторону женщин, линейно растет с ростом расстояния между ними, в то время как для женщин соотношение между числом взглядов и расстоянием между ними и мужчинами, на которых они смотрят, обратное . Если у мужчин контакт глаз увеличивается с ростом дистанции, то у женщин эта взаимосвязь не столь прямолинейна: самый интенсивный контакт наблюдается в том случае, когда партнеры находятся на расстоянии 15 см; средний - при 60 см, наименьший - при 3 м. Некоторые авторы склонны считать, что большое расстояние между партнерами блокирует необходимый для женщин уровень влияния и поэтому они просто уходят от взаимодействия.

2) (автор Р.Экслайн) когда  беседуют между собой женщины,  контакт глаз больше, чем когда  беседуют между собой мужчины,  причем это относится как к  акту говорения, так и акту слушания

3) (автор Р.Экслайн) в  смешанных парах женщины дольше  смотрят на мужчину, чем наоборот, - даже если тот им не нравится!  - и, добавим мы, женщины, таким  образом, вообще смотрят на  других людей больше, чем мужчины.

      Указанные  расхождения в поведении женщин  по отношению к мужчинам и  мужчин по отношению к женщинам  можно объяснять разными причинами  и среди них: (а) (в среднем) более  высокая, чем у мужчин, эмоциональность  женщин, (б) подсознательное стремление  женщины сохранять «тепло» беседы, (в) поиск женщиной внимания  и участия со стороны мужчины; (г) осознанное или неосознанное  стремление получить у него  одобрение и поощрение ее поступков  и, наконец, (д) проявление в  целом более зависимого положения  женщин в обществе.

С точки зрения гендерных  особенностей этот феномен объясняется  тем, что женщины социализируются через усвоение модели социальной взаимозависимости, которая в общении проявляется в избегании конфликта, ограничении уверенности, проявление поддержки других и раскрытие личной информации. В свою очередь, мужчины социализируются через проявление иерархических качеств, властного утверждения и независимости, что в общении проявляется в виде утвердительного мнения, избегания проявления поддержки других, избегания самораскрытия в беседе.[5]

Взгляд в отношениях мужчины  и женщины может порой заменить слова.    В ряде стран Латинской Америки в деревнях до сих пор соблюдается древний обычай и связанный с ним ритуал, который называется раsео. Весной и летом каждое воскресенье неженатые мужчины и незамужние женщины выходят на деревенскую площадь. Мужчины выстраиваются в одну шеренгу, женщины - в другую, напротив мужчин, после чего по сигналу особого человека ряды начинают перемещаться один относительно другого. Это челночное движение происходит под музыку, превращаясь в своеобразный ритуальный танец. Если мужчина задержит свой взгляд на какой-либо из женщин и в дальнейшем движении будет буквально поедать или пожирать ее глазами, то - в случае ответного взгляда со стороны женщины - через неделю во время нового тура рasео им разрешается обменяться несколькими словами и договориться о последующих свиданиях. Обычно такие встречи оканчиваются свадьбой.

Вновь обратимся к литературе.   В русском языке имеются типично женские глазные жесты, направленные обычно на мужчину, такие, как хлопать глазами (ресницами), стрелять глазами или поводить (повести) глазами <некоторым особым способом>; ср. языковые выражения смотреть «в угол - на нос - на предмет» или сделать глазами «89». С другой стороны мужчинам свойственно при встрече с женщиной более «решительное» глазное поведение: бывает, что они глазеют на нее, могут впериться в нее глазами или вперить в нее глаза (это просторечные языковые выражения; ср., впрочем:

Зрачков горячую угрюмость 

 вперять в меня по-времени: 

то смех любви, сверкнув, как юность, позолотил черты мои 

(Б. Ахмадулина. Прохожий, мальчик, что ты?..),

сверлят или  буравят ее глазами, поедают или пожирают ее. Любопытно, что наша общественная мораль не очень-то осуждает мужчин за такое поведение, равно как часто прощает девушке известную манерность, когда та хлопает глазами. Напротив, манерное глазное поведение мужчины является неприемлемым и негативно оценивается социумом. Отрицательное заключение выносится и о «нахально-решительном» визуальном поведении женщины: пожирание глазами, слишком настойчивое стремление женщины взглядами привлечь мужчину тоже осуждается обществом

Тело человека- богатейшее "поле экспрессии", наивная выразительность. К примеру, на вас смотрит "Другой". Глаза - окна души - говорят о другом человеке гораздо больше, чем что  бы то ни было, поскольку они представляют акты, исходящие изнутри. Мы видим, на что человек смотрит и как  он это делает. Взгляд не просто исходит  изнутри, он позволяет судить о своей глубине. Именно поэтому для влюбленного нет ничего приятнее первого взгляда возлюбленной. Однако надо быть начеку. Если бы мужчины умели измерять глубину женского взора, многих мучительных ошибок удалось бы избежать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Порой выражение глаз сообщает об истинных переживаниях человека, в  то время как хорошо контролируемые мускулы лица остаются неподвижными. По мнению многих исследователей, качественные и динамические параметры взгляда трудно поддаются контролю и регуляции, поэтому глаза — это не просто зеркало души, а именно тех ее уголков, которые человек пытается скрыть как от себя, так и от других. Практически невозможно скрыть качество взгляда, особенно тогда, когда человек переживает сильные чувства. Верно подметил писатель С. Есин: «Человек еще может скрыть горе, но радость — это свыше его сил. Она... сочится из глаз. Надо долго тренировать себя на поприще жизни, чтобы научиться ее скрывать» (53. С. 69).[2]

Закончить реферат хочется  словами Эмерсона: Когда глаза говорят одно, а язык другое,опытный человек больше верит первым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Лабунская В.А. Невербальное поведение 1986 Ростов на Дону с.135Л73
  2. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. — Ростов н/Д: Феникс, 1999.
  3. Г.Е. Крейдлин  Жесты глаз и визуальное коммуникативное поведение в книге: Труды по культурной антропологии М., 2002, с. 236-251. 
  4. Бороздина, Г. В. Психология делового общения - М.: Инфра-М, 2006. Визуальный контакт - C. 172-175
  5. Воронцов, Д. В. Гендерная психология общения [Текст] / Д. В. Воронцов. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. – 208 с.

Информация о работе Визуальный контакт. Культурные и гендерные отличия