Визуальный контакт. Культурные и гендерные отличия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 22:55, реферат

Краткое описание

Взгляд, его направление, частота контакта глаз - еще один компонент невербального общения. Направление взгляда показывает направленность внимания собеседника и вместе с тем дает обратную связь, которая показывает то, как относится собеседник к тем или иным сообщениям. Данный реферат посвящен визуальному коммуникативному поведение, его особенностям, гендерным и культурным различиям зрительного контакта.

Оглавление

Введение
Глава1. Взгляд. Зрительный контакт
1.Определение зрительного контакта.
2.Характеристики визуального контакта
3.Критерии зрительного контакта
1.зрительный контакт, связанный с характером разговора
2. зрительный контакт при разном статусе людей
3.прямой взгляд
Глава 2. Культурные различия
Глава 3. Гендерные различия
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат Взгляд.docx

— 43.38 Кб (Скачать)

                                             Содержание.

 

Введение………………………………………………………………………...2

Глава1. Взгляд. Зрительный контакт……………………………………......3

    1. Определение зрительного контакта. ……………………………….....3
    2. Характеристики визуального контакта………………………………..3
    3. Критерии зрительного контакта………………………………………..7
      1. зрительный контакт, связанный с характером разговора….7
      1. зрительный контакт при разном статусе людей…………….....8
      2. прямой взгляд…………………………………………………….9

Глава 2. Культурные различия …………………………………………………11

Глава 3. Гендерные различия…………………………………………………...14

Заключение……………………………………………………………………….17

Список использованной литературы…………………………………………...18

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Введение.

 Взгляд, его направление, частота контакта глаз - еще один компонент невербального общения. Направление взгляда показывает направленность внимания собеседника и вместе с тем дает обратную связь, которая показывает то, как относится собеседник к тем или иным сообщениям. Взгляд используется также для установления взаимоотношений. Когда человек стремится к установлению более теплых взаимоотношений, он ищет взгляд собеседника. Однако если кто-то смотрит нам в глаза слишком долго, то это настораживает. [4]

Идея о  том, что глаза — зеркало души, пронизывает все трактаты о внешности человека, его экспрессии. К. С. Станиславский писал, что взгляд — «это прямое, непосредственное общение в чистом виде, из души — в душу...» (172. С. 307). По мнению Пауля Шильдера, высказанного в его книге «Видимая и реальная форма человеческого тела» (приводится по А. Лоу-элу. С. 106), основное внимание должно быть направлено на глаза, так как Эго личности «где-то вблизи глаз или даже в самих глазах». [2]

Данный реферат посвящен визуальному  коммуникативному поведение, его особенностям, гендерным и культурным различиям зрительного контакта.

 

 

Глава 1. Взгляд. Зрительный контакт.

         1.1  Определение зрительного контакта.

Обычно  под контактом глаз понимается обмен  взглядами, время фиксации взгляда  на партнере и направление взгляда. На развитие контакта глаз влияет множество  факторов: пол, возраст, личностные особенности, степень знакомства партнеров, система  отношений между ними, ситуация общения  и др. ).

 

    1. Характеристики визуального контакта.

 На протяжении многих веков человечество задумывалось над значением взгляда и о его влиянии на поведение человека. Мы все используем такие фразы, как "У нее большие детские глаза"; "У нее завлекающий взгляд"; "Она бросила на него гневный взгляд "; "У него бегающие глаза "; "У него такой блеск в глазах".

Когда мы так говорим, мы имеем в виду размер зрачков человека и поведение его глаз. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов межличностной коммуникации, потому что они занимают центральное место в лице человека, при этом зрачки ведут себя полностью независимо.

При дневном свете зрачки могут расширяться и сужаться в зависимости от того, как меняется отношение и настроение человека от позитивного к негативному и наоборот. Когда человек радостно возбужден, его зрачки расширяются в 4 раза больше по сравнению с нормальным состоянием. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться, при этом получаются так называемые "глаза-бусинки" или "змеиные глаза".[4]           

Модальность состояния, переживаемого личностью, влияет на такие признаки взгляда, как: блеск — тусклость; теплота — холодность; открытость — непроницаемость; статичность — подвижность; поверхностность — глубина; сосредоточенность — рассеянность. Продолжительность, сосредоточенность, подвижность взгляда описывается обычно с помощью следующих определений: беглый, быстрый, неторопливый, длинный, короткий, долгий, мгновенный, мимолетный, стремительный. Психофизиологические особенности взгляда менее изучены в психологии экспрессивного поведения, чем его динамические характеристики. Это обусловлено тем, что психофизиологические аспекты взгляда трудно поддаются экспериментальному изучению. Они чаще всего представлены в описательном плане (искристые глаза, потухший взгляд и т. д.) и рассматриваются как метафорические характеристики, привнесенные в исследования «наивными» наблюдателями и подчерпнутые из произведений искусства. Н. Заболоцкий в стихотворении «Портрет» пишет:

...Ее  глаза — как два тумана,

 Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза  — как два обмана,

 Покрытых  мглою неудач.

Соединенье  двух загадок,

 Полувосторг,  полуиспуг,

 Безумной  нежности припадок,

Предвосхищенье  смертных мук. ...

(Н. Заболоцкий. Стихотворения и поэмы. М.-Л., 1965. С. 129)

«Ускользающий»  от традиционных методов изучения взгляд человека, тем не менее, не перестает играть одну из главных ролей в его экспрессивном репертуаре, сообщая о динамических и статических аспектах структуры личности, выполняя функции идентификации. Например, прямой взгляд — это может быть не только характеристика взгляда в данный момент общения, но и отражение устойчивого свойства личности — прямоты (прямой человек). В качестве экспрессивного стиля можно рассматривать взгляд исподлобья — это манера смотрения на других людей, которая в сочетании с настороженным выражением лица свидетельствует о недоверии человека к другим людям, об опасении попасть впросак и т. д. «Стрелять глазами», «строить глазки», «играть глазами», «мерить взглядом с головы до ног», «взглянуть свысока», «смотреть краем глаза», «ловить взгляд», «вперить глаза», «манить взглядом», «провожать взглядом» — все эти наименования взгляда не столько принадлежат научной психологии, сколько отражают обыденный опыт. Но думается, что данный опыт намного правдивее и богаче, чем опыт экспериментального изучения взгляда, который отражает, главным образом, динамические характеристики взгляда (темп, длина, направленность). Данные параметры взгляда исследуются в контексте невербальной интеракции, поэтому мы их рассмотрим в соответствующем разделе книги.

Взгляд  сопряжен с выражением лица и другими  элементами экспрессии, поэтому он может быть описан как показатель основных состояний человека: радостный взгляд, удивленный, испуганный, страдающий, внимательный, презрительный взгляд, восхищенный. Если рассматривать взгляд с точки зрения различных классификаций отношений человека, то взгляд бывает: дружеский — враждебный (агрессивный); искренний — неискренний; доверчивый — недоверчивый; уверенный — неуверенный; принимающий — неприязненный; покорный — доминантный; понимающий — непонимающий; ласковый — грубый; отчужденный — включенный; отталкивающий—притягивающий. Наверное, различные выражения глаз можно расположить на шкалах отношений, предложенных В. Столиным (174). В соответствии с этими шкалами взгляд человека выражает: симпатию — антипатию; уважение — неуважение; доверие — недоверие; близость — отдаленность.

В качестве черт характера чаще всего ассоциируются со взглядом такие, как: безжалостный, безразличный, беспощадный, бесстыдный, благородный, высокомерный, гордый, жестокий, наивный, нахальный, неподкупный, непримиримый, озлобленный, скромный, нескромный, прямодушный, робкий, угрюмый, умный, глупый, хитрый, честный. Правильнее сказать, что такие выражения взгляда сообщают не об отдельной черте личности, а свидетельствуют об ее типе (честный, прямодушный и т. д.). «У некоторых глаза яркие, искрящиеся, у других сияющие, словно звезды, у третьих скучные и тусклые, а у большинства и вовсе пустые. Конечно, выражение глаз меняется. Значит, нам нужно определить типичное. Одни глаза злые, другие грустные, одни холодные и безжалостные, другие кроткие и зовущие. Измерить эти свойства невозможно никаким прибором. Нередко на лице отражаются противоречивые свойства характера. Взгляд может быть мягким и рассеянным, а челюсть сильной, выступающей вперед. И наоборот, челюсть слабой, безвольной, а взгляд — острым, пристальным. Легкая выдвинутость челюсти вперед выражает решительность, большая — придает лицу воинственное выражение, а сильно выдвинутая челюсть, как у Муссолини, означает явный вызов и пренебрежение» (приводится по А. Лоуэлу).

Таким образом, оказывается, что качественные характеристики выражения глаз, их психофизиологические параметры выполняют функцию дифференциации — типизации личности на основе широкого спектра критериев (интеллект, воля, нравственно-моральные критерии, отношение к себе и другим). Особенно часто движения глаз, направленность взгляда связываются в обыденном сознании с нравственно-этическими характеристиками человека (бегающий взгляд — вор).

Обычно  описания значений взгляда в общении  сопровождаются указанием не только на выражение лица, но и на положение головы. Движение головы и взгляд являются взаимосвязанными элементами экспрессивного поведения. Например, взгляд вниз при закинутой голове выражает горделивость, надменность. Взгляд вниз при слегка опущенной голове говорит о скромности человека или о его желании выглядеть скромным. Направленный в сторону и фиксированный взгляд при слегка наклоненной голове — выражает недоверие. Взгляд в сторону, с поворотом головы («взгляд через плечо») говорит о превосходстве над кем-нибудь.

Взгляд  как показатель состояний, отношений  личности представлен в живописи, в кино, театре, художественной литературе. Эти жанры искусства выручают практическую психологию, коллекционируя динамические и качественные характеристики взгляда. Именно они закрепляют за определенными особенностями взгляда его психологические значения, подчеркивают возможности взгляда в качестве способа создания образа человека. Кроме названных функций, взгляд, как и другие элементы экспрессивного репертуара, выполняет паралингвистические функции, является условием чередования реплик в диалоге. Взгляд наряду с экспрессией лица является важнейшим компонентом экспрессивного Я личности.[2]

 

    1. Критерии зрительного контакта.

Более всего изучен контакт  глаз, связанный с характером взаимодействия и темой разговора. Основа для настоящего общения может быть установлена только тогда, когда вы общаетесь с человеком с глазу на глаз. Если при общении с одними людьми вы чувствуете себя уютно, то с другими - дискомфортно. Это связано, главным образом, с тем, как они смотрят на вас, какова продолжительность их взгляда и как долго они могут выдерживать ваш взгляд. Именно поэтому очень важно во время деловых бесед и переговоров контролировать выражение своих глаз.[4]

Установлено, что говорящий  смотрит на слушающего в конце  каждой реплики и в опорных  пунктах сообщения, а слушающий  на говорящего, осуществляя таким  образом информационный поиск и  сообщая собеседнику, что готов  слушать.

Для понимания характера  отношений между партнерами значим анализ не столько основных параметров контакта глаз, сколько их изменений  в определенные моменты общения: то, насколько часто собеседник смотрит  в глаза другому, менее важно, чем то, что он перестает это  делать или, наоборот, начинает.

При нормальном развитии отношений  люди смотрят друг на друга от 30 до 60% всего периода общения. Если два  человека во время делового разговора  смотрят друг на друга больше 60% времени, то они, скорее всего, больше заинтересованы в личности партнера, чем в предмете контакта. При позитивном развитии отношений партнеры смотрят друг на друга дольше и чаще тогда, когда  слушают, а не тогда, когда говорят. В том случае, если отношения приобретают  агрессивный характер, то частота  и интенсивность взглядов резко  увеличиваются.

Контакт глаз нарастает также  с увеличением дистанции между  общающимися: люди склонны смотреть на говорящего больше тогда, когда он находится на некотором расстоянии. Существенное влияние на взаимосвязь  временных параметров контакта глаз и дистанции общения оказывают  пол и возраст партнеров.

Контакт глаз значимо связан с различиями в статусе общающихся: контакт глаз находится на среднем  уровне с адресатом очень высокого статуса, достигает максимума при  умеренно высоком статусе адресата и снижается до минимума при низком статусе адресата. Если взгляды участников взаимодействия обращены к какому-либо одному человеку, то это говорит  о его явной лидерской позиции  в группе.

Весьма просто поддерживать визуальный контакт при обсуждении приятной темы. Если тема неприятна  или запутана, настойчивый взгляд вызывает возмущение и воспринимается как вмешательство в личные переживания. Пристальный взгляд препятствует позитивным контактам, часто воспринимается как  признак враждебности. По этой причине  люди обычно избегают визуального контакта в ситуациях спора, конфликта, соперничества, ибо этот контакт может быть понят  как выражение негативной оценки партнера.

Людям свойственно реже смотреть в глаза человека, который смущает  их бестактными вопросами, нескромными  замечаниями, попыткой вторгнуться  в личную жизнь. Интересно, что в  процессе конфликтных взаимоотношений  люди склонны реже наказывать тех, кто  более пристально на них смотрит. В то же время не рекомендуется  смотреть в глаза человеку, когда  он излагает неприятные, но эмоционально значимые лично для него факты. В  таком случае отказ от прямого  визуального контакта воспринимается как выражение понимания эмоционального состояния собеседника.

Длительность взгляда  зависит и от таких индивидуальных особенностей, как степень общительности  и абстрактности мышления. В целом  общительные, открытые, ориентированные  на других люди смотрят на собеседников пристальнее и дольше, чем замкнутые, направленные на себя. Те, кто мыслит более абстрактно, отвлеченно, смотрят на партнера дольше, чем те, кто мыслит конкретными образами.

Если движения глаз бывают неуловимыми или  трудно уловимыми, если таковыми бывают и легкие изменения  в размерах зрачков, если могут остаться незамеченными и чуть повышенная по сравнению с нормальной длительность взгляда, и перемещение взгляда (но не когда глаза бегают), то прямой взгляд с весьма высокой степенью вероятности фиксируется адресатом, причем даже на большом расстоянии между партнерами. Такой взгляд выполняет важные социальные и коммуникативные функции. Адресат всегда обращает внимание на прямой взгляд в глаза, обычно трактуя его как взгляд вызова, как взгляд гипнотический или агрессивный. Прямой взгляд приводит адресата в состояние возбуждения и ставит его в затруднительное положение [Аржиль, Кук 1976; Элсуорт 1975]. Согласно этикетным нормам, прямой взгляд должен быть очень коротким по длительности, а потому, если партнеры смотрят так друг на друга дольше, чем принято, и при этом по крайней мере у одного из них нет каких-либо особых установок или целей, которые бы с обязательностью требовали увеличения времени воспроизведения данного жеста, то через какое-то непродолжительное время оба партнера почти одновременно прерывают этот взгляд, отводя глаза. Напротив, отвод глаз в сторону и опускание глаз рассматриваются как умиротворяющие или успокаивающие коммуникативные сигналы, снимающие ненужное напряжение. Они выполняют в диалоге роль, аналогичную той, что выполняет обычная  улыбка, внезапно возникающая на лице одного из собеседников.

Информация о работе Визуальный контакт. Культурные и гендерные отличия