Виктор Франкл. О смысле жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:01, контрольная работа

Краткое описание

Подлинный прорыв в понимании смысла жизни произошел в 40–50 годы XX столетия. Он связан с именем австрийского психолога Виктора Эмиля Франкла (1905—1997), основателя особого направления в психологии — логотерапии (от греческого логос, «смысл»), учения о смысле, можно даже сказать: об «исцелении» благодаря смыслу.

Оглавление

Введение _________________________________________________3
Часть I. Смысл жизни в психологии __________________________5
Часть II. Виктор Франкл – доктор вершинной психологии _______10
Часть III. Анализ работы Виктора Франкла «О смысле жизни»____12
Заключение _____________________________________________15
Список используемой литературы ___________________________16

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 40.07 Кб (Скачать)

     Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) в 1894 г. ввел понятие психологической защиты - неосознаваемой регуляции деятельности, с помощью которой происходит вытеснение неприемлемых для личности психических содержаний и снятие дискомфортного эмоционального напряжения (чувства тревоги, вины, стыда), вызываемого внутриличностного конфликта. Фрейд все механизмы защиты, кроме сублимации, рассматривал как патогенные. Опыт экзистенциалистского истолкования концепции Фрейда был предпринят еще в 30-х гг. Бинсвангером, а позднее Виктором фон Вайцзеккером в его системе медицинской антропологии, опирающейся на концепцию Хайдеггера. В конце 50-х гг. сходные направления стали распространяться в США. Были и попытки представить Фрейда как тайного экзистенциалиста (Г.Кунц). Параллельно предпринимались, хотя и менее энергичные, попытки приспособить фрейдизм к католической философии в "новой венской школе" (В.Дайм, В.Франкл, И.Карузо). По Дайму, это может быть достигнуто при повороте основных построений Фрейда на 180 градусов. Так, невроз есть не бегство от реальности, но абсолютизация преходящего и относительного, и в состоянии вытеснения у современного человека пребывают не низшие влечения, но высшие духовные способности. Сам Фрейд мог слышать об учении Хайдеггера от Бинсвангера, восторженно воспринявшего новую философскую доктрину, но его реакция на введение ее Бинсвангером в психоанализ была негативной. В произведениях Хайдеггера не найти ни одной ссылки на Фрейда, и это умолчание может кое-что значить. Видимо, Хайдеггер относил психоанализ к одному из заблуждений современной эпохи.[3]

     В пределах экзистенциального психоанализа развиваются школы, как критикующие  религию, так и весьма уважительно  относящиеся к религии и связывающие  с ней серьезные терапевтические  надежды. Наиболее влиятельной среди  последних является так называемая "Третья венская школа". Учение ее основателя Виктора Франкла называется обычно логотерапией. Первоначально он называл его также "экзистенциальным анализом", но последние годы он употреблял это название редко, чтобы подчеркнуть отличия от Daseinsanalyse. Дело в том, что на английский язык и тот и другой термин переводятся одинаково - "экзистенциальный анализ", а больше всего последователей и сторонников у Франкла в США. Наименование "Третья венская школа" было выбрано для того, чтобы противопоставить логотерапию фрейдизму и "индивидуальной психологии" Адлера. Помимо Франкла, наиболее известными представителями этой школы считаются И. Карузо и В. Дайм.[2]

     Логотерапия — одно из направлений психотерапии — психотерапевтическая стратегия, основанная на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизненного. Если у человека нет смысла жизни или он недостижим, то возникает фрустрация экзистенциальная, проявляемая в неврозах. Ориентирована на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни, осуществление коих дает лечебный эффект. Общая позиция близка к психологии гуманистической, хотя во многом основывается и на психоанализе. «Логотерапия» — терапия, ориентированная на обретение смысла жизни. Создатель логотерапии — В. Франкл — основатель 3-й Венской школы психотерапии (после школ Фрейда и Адлера). Концептуальная база логотерапии складывается из трех сопряженных учений экзистенциального типа: 1) о стремлении к смыслу, воле к смыслу; 2) о смысле жизни; 3) о свободе воли. Так обозначено несогласие: 1) с бихевиоризмом — по сути, отвергающим представление о свободе воли; 2) с психоанализом — выдвигающим идеи о стремлении к удовольствию или воле к власти; что же касается смысла жизни, то З. Фрейд полагал, что человек, задающийся этим вопросом, проявляет тем самым психическое неблагополучие. Франкл отстранился от «глубинных» психоаналитических ориентации и стремился к постижению «вершинных» явлений психических и использованию знаний о них для терапии. Он обратил особое внимание на неврозы ноогенные и, с целью раскрытия стремления человека к обретению смысла существования, ориентировал логотерапию на преодоление «экзистенциального вакуума» — чувства пустоты и бессмысленности, на преодоление избыточного давления «трагического триединства человеческого существования» — страдания, вины и смерти.[5] 

     Часть II. Виктор Франкл – доктор вершинной психологии 

     Австрийский психиатр и психолог Виктор Эмиль  Франкл родился 26 марта 1905 г. в Вене, которая в те годы была не только одним из культурных центров Европы, но и очагом новаторских идей в  психологии, можно даже сказать, колыбелью  психологии личности. В 1905 г. уже активно  функционировало Венское психоаналитическое общество, лидер которого Фрейд уже  успел выпустить несколько своих  книг. В его заседаниях уже принимали  участие более молодые Адлер  и Юнг, два "великих еретика" психоаналитического движения, которые  через несколько лет один за другим свернут со столбовой дороги психоанализа и начнут прокладывать свои оригинальные пути в науке. Фрейд создал первую Венскую школу психотерапии, индивидуальная психология Адлера стала второй Венской  школой; третьей Венской школой психотерапии впоследствии назовут школу Франкла. Но сначала надо было пройти первую и вторую школы. Путь молодого Франкла  отмечен его публикациями и в  "Международном журнале психоанализа", и в "Международном журнале индивидуальной психологии". Но и эти два сравнительно незадолго до того возникших подхода оказались для Франкла чересчур традиционными: после критических выступлений в адрес некоторых положений индивидуальной психологии Франклу пришлось в 1927 г. покинуть общество индивидуальной психологии, активным членом которого он был в течение нескольких лет. Эти годы наложили большой отпечаток на все последующее творчество Франкла: практически во всех его трудах, начиная с 30-х гг., присутствуют бывшие учителя - Фрейд и Адлер - как явные или неявные оппоненты. Пройдя школу психоанализа, Франкл критически пересматривает его основоположения, особенно в своей психотерапевтической концепции.

     Получив в 1930 г. степень доктора медицины, Франкл продолжает работать в клинической  психиатрии. Уже к концу тридцатых  годов в статьях, опубликованных им в различных медицинских журналах, можно найти формулировки всех основных идей, на основе которых впоследствии выросло здание его теории - теории логотерапии и экзистенциального  анализа. К началу войны была закончена  рукопись первой книги - "Врачевание души". Именно об этой книге упоминает Франкл в своих воспоминаниях о концлагере; эту рукопись ему удалось сохранить и издать после войны.

     Трехлетнее  пребывание (1942 -1945) в гитлеровских лагерях  смерти - Освенциме, Дахау, Терезиенштадте - оказало значительное воздействие  как на мировоззрение Франкла, так  и на разработанную им психотерапевтическую концепцию. В одной из своих книг Франкл описал счастливый случай, который  дал ему несколько лет отсрочки: его судьбу должен был решать офицер гестапо, которому Франкл незадолго  до того оказывал медицинскую помощь. Это спасло Франкла от попадания  в лагерь еще раньше. Но второй раз чуда не произошло и Франклу пришлось пройти через ужасы концлагерей, где он и встретил конец войны. Обосновывая свои взгляды, Франкл часто обращается к трагическому опыту того времени: религиозная вера придавала смысл жизни даже в кошмарных условиях концентрационных лагерей. Обретение смысла жизни в религии - такова основная задача его терапевтического метода.

     Опыт  концлагерей и смысл, извлеченный  из этого опыта, Франкл описал в книге, вышедшей вскоре после войны. Как  признается сам Франкл, эту книгу  он "писал с убеждением, что  она не принесет, не может принести" успех и славу. Однако из всех книг Франкла именно она получила наибольшую популярность. После того как эта книга впервые вышла в 1959г. на английском языке, она выдержала баснословное количество переизданий, несколько раз перерабатывалась, и общий ее тираж превысил 2,5 миллиона.

     Конец 40-х годов отмечен всплеском  творческой активности Франкла: его  книги - философские, психологические, медицинские - появляются одна за другой. Помимо двух уже названных книг, выходят в свет "...И все же сказать жизни "Да"" (1946), "Экзистенциальный анализ и проблемы времени" (1947), "Время и ответственность" (1947), "Психотерапия на практике" (1947), "Подсознательный бог" (1948), "Безусловный человек" (1949), "Человек страдающий" (1950). В 1946 г. Франкл становится директором Венской неврологической поликлинической больницы, с 1947 г. начинает преподавать в Венском университете, в 1949 г. получает степень доктора философии, в 1950 г. возглавляет австрийское общество врачей-психотерапевтов, и, как уже говорилось выше, издание его трудов на английском языке в шестидесятые годы приносит ему всемирную славу.

     Франкл  много ездит по миру. В марте 1985 г. он приехал в Москву и прочитал две лекции в Московском университете имени Ломоносова. В целом, это  уже не тот мир, каким он был  до войны. Мир стал более динамичным, более развитым, более богатым, если не считать первых послевоенных лет, у людей в этом мире стало больше выбора, больше возможностей и больше перспектив, но - парадоксальным образом - люди стали ощущать дефицит осмысленности  своего существования. Франкл был отнюдь не единственным, кто констатировал  в 50-60-е годы все более широкое  распространение в западном обществе утраты людьми смысла собственной жизни. Однако никому, наверное, не удалось  столь глубоко понять психологические  корни этого явления и дать ответ на многие вопросы, которые  принесла с собой новая эпоха. "Каждому времени требуется  своя психотерапия", - писал Франкл. Созданная им логотерапия отвечала на запросы времени, и именно поэтому  она смогла помочь миллионам больных  и здоровых людей.[1] 

     Часть III. Анализ работы Виктора Франкла «О смысле жизни» 

       «Логотерапия» Франкла не просто теория и не просто одно из направлений психологии. Это не учение о каком-то абстрактном и теоретическом смысле, а прожитое и доказанное убеждение, что человеческая сила духа превыше всего. Она пробуждается тогда, когда человек знает, ради кого и ради чего живет, и когда за это сражается. Она дает возможность сохранить свою совесть, индивидуальность и достоинство в любых условиях, не сдаваться перед самыми страшными обстоятельствами и не ломаться под самыми сильными ударами, которые обрушиваются на тело и душу. Больше всего трогает то, что сам Франкл все это прожил и подтвердил собственным примером. Его логотерапия — это не только плоды исследования ученого, а «мудрость души» человека, который, испытав величайшие страдания, понял, что нет более великого смысла жизни, чем помогать людям его обрести. Вряд ли в минувшем столетии удастся найти хотя бы одну психологическую теорию личности, за которую ее создатель заплатил столь высокую цену.

     Согласно  Франклу, человеком движет в первую очередь стремление найти смысл  своего существования. Утрата смысла, нежелание или невозможность его найти лежит в основе многих психических расстройств и болезней, многих самоубийств и является одной из причин преступности, насилия, алкоголизма, наркомании.

     Для Франкла стремление к поиску смысла и стремление осуществить его  в жизни — это потребность, от рождения присущая каждому человеку. Она является основным двигателем развития личности, души, сердца и ума человека и направляет все его мечты, решения  и поступки. Отсутствие смысла жизни  ввергает человека в состояние, названное  Франклом «экзистенциальным вакуумом». Именно экзистенциальный вакуум —  причина, порождающая в широких  масштабах специфические неврозы  и расстройства, которые выражаются в пассивности, апатии, равнодушии, мыслях о самоубийстве.

     Франкл  предлагает особый подход к поиску смысла, основанный на философии человеческой ответственности: если ты знаешь, ради кого и ради чего живешь и сражаешься, тогда ты находишь силу преодолевать любые препятствия. Когда ищешь  смысл и особенно когда его  находишь, нужно пробудить и поддерживать в себе особое внутренне состояние. Психолог назвал его «трагическим оптимизмом». Оптимизмом — поскольку это вера в возможности человека, вера в  лучшее в нем. Трагическим — поскольку  надо отдавать себе отчет в том, что  часто зло оказывается сильнее  или даже предпочтительнее для человека.

     Смысл нужно не просто искать, за него приходится бороться, и борьба эта нелегка. Смысл  жизни человек не изобретает, а  находит его в мире и в той  реальности, в которой живет, и  часто сама судьба указывает путь. Обрести его способен каждый, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и религиозных  убеждений.

     Хотя  смысл жизни каждого уникален, существуют универсальные ценности, которые всегда делают жизнь осмысленной. Это могут быть любимые и близкие  существа, сильные переживания и  осознания, пробуждение способностей и добродетелей, творчество в любой  форме, осмысленный и вдохновенный труд, любимое дело и многое-многое другое.

     Но  каким бы ни был наш смысл жизни, самое главное — это позиция, которую мы занимаем по отношению  к судьбе, особенно когда находимся  во власти обстоятельств, которые мы не в силах изменить. Человек не всегда может изменить обстоятельства, но он волен занять осмысленную и  достойную позицию по отношению  к самой тяжелой ситуации и  открыть во всем, что проживает, глубокий жизненный смысл, великую пользу для собственной души. Страдания, если они выпадают на нашу долю и  неотвратимы, лучше принять и  использовать во благо, поскольку, как  учит Франкл, «мы мужаем и растем в страданиях. Они делают нас богаче и сильнее». Интуитивно отыскивать глубокий смысл, кроющийся в важной или трудной ситуации, по Франклу, способна совесть. Совесть — это «смысловой орган», «высший судья», она помогает человеку найти смысл, даже противоречащий сложившимся ценностям, когда это требуется для сохранения своего достоинства и своих жизненных принципов. Человек свободен, если в своей жизни и в своих поступках руководствуется тем смыслом и теми ценностями, которые не поддаются давлению ни жизненных обстоятельств, ни окружения. Найти смысл — полдела; необходимо жить в соответствии с уникальным смыслом своей жизни. Человек несет за это ответственность.[1]

     Метод Виктора Франкла вместе со своим  создателем прошел уникальную «проверку  на прочность» в самых чудовищных условиях фашистских концентрационных лагерей. Франкл не только выжил сам, но и помог десяткам других заключенных  уцелеть и сохранить человеческое достоинство.

     Логотерапия, или «исцеление смыслом», стала откликом на душевные и человеческие потребности эпохи, в которой было, как и в наше время, полно несчастных и растерянных людей. Потому она смогла помочь миллионам не только больных, но также и здоровых вернуть утраченное душевное равновесие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Виктор  Франкл назвал свою психотерапию вершинной, потому что видел в человеческой душе высоты, к которым нужно стремиться. И говорил, что человеку надо помочь обрести мужество духовно жить, напомнить ему, что у него есть дух. «Несмотря на нашу веру в человеческий потенциал человека, мы не должны закрывать глаза на то, что человечные люди являются... меньшинством, — писал Франкл. — Но именно поэтому каждый из нас чувствует вызов присоединиться к этому меньшинству». Человек чем-то похож на самолет, шутил он. Самолет может ездить и по земле, но, чтобы доказать, что он самолет, он должен подняться в воздух. Так же и мы: если мы остаемся на земле, никто и не догадается, что мы сможем полететь.

     Когда Франкла просили сказать, в чем  смысл жизни, он улыбался. Ведь универсального, единственно правильного ответа на этот вопрос нет. У каждого человека и у каждого мгновения смысл  свой, уникальный. «В мире нет такой  ситуации, которая не содержала бы ядро смысла, — считал Франкл. —  Но мало наполнять жизнь смыслом, надо воспринимать ее как миссию, осознавая  свою ответственность за конечный результат».[4]

     Как бы то ни было, ответы на вопрос о смысле жизни может дать только сама жизнь. Опыт многих поколений показал: поиск  смысла — это не вопрос построения теорий о собственной жизни или о жизни вообще.

     Смысл открывается постепенно, благодаря  самому стремлению жить, благодаря  стремлению постичь величайшее из всех искусств — искусство жить по-настоящему. Любые попытки сконструировать  смысл жизни искусственным способом будут быстро опровергнуты самой  жизнью.

     К этому остается только добавить мудрые слова писателя Уильяма Джеймса: «Поверь в тот факт, что есть ради чего жить, и твоя вера поможет  этому факту свершиться».[5] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Виктор Франкл. О смысле жизни