Виктор Франкл. О смысле жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:01, контрольная работа

Краткое описание

Подлинный прорыв в понимании смысла жизни произошел в 40–50 годы XX столетия. Он связан с именем австрийского психолога Виктора Эмиля Франкла (1905—1997), основателя особого направления в психологии — логотерапии (от греческого логос, «смысл»), учения о смысле, можно даже сказать: об «исцелении» благодаря смыслу.

Оглавление

Введение _________________________________________________3
Часть I. Смысл жизни в психологии __________________________5
Часть II. Виктор Франкл – доктор вершинной психологии _______10
Часть III. Анализ работы Виктора Франкла «О смысле жизни»____12
Заключение _____________________________________________15
Список используемой литературы ___________________________16

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 40.07 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования  «Белорусский государственный  педагогический университет  имени Максима  танка» 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине

«История психологии»

Тема:

«Виктор Франкл. О смысле жизни» 
 
 
 

                                               Работу выполнила:

                                               Мацеля Анастасия

                                               студентка 3 курса 032 группы

                                               заочного отделения

                                               факультета психологии 
 
 

Минск, 2010

     Содержание 

Введение _________________________________________________3 

Часть I. Смысл жизни в психологии __________________________5 

Часть II. Виктор Франкл – доктор вершинной психологии _______10 

Часть III. Анализ работы Виктора Франкла «О смысле жизни»____12 

Заключение  _____________________________________________15 

Список  используемой литературы  ___________________________16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

                                                                                              Нет такой ситуации, которая

     не  содержала бы ядро смысла.

               В.Франкл  

     Подлинный прорыв в понимании смысла жизни  произошел в 40–50 годы XX столетия. Он связан с именем австрийского психолога  Виктора Эмиля Франкла (1905—1997), основателя особого направления в психологии — логотерапии (от греческого логос, «смысл»), учения о смысле, можно  даже сказать: об «исцелении» благодаря  смыслу.

     Именно  в этот период психологи и психиатры  обратили внимание на то, что стали  появляться специфические психологические  недуги и расстройства, прогрессирующие  с особой силой, все они были связаны  с утратой смысла жизни и, соответственно, с утратой душевного равновесия: депрессия, алкоголизм, неврозы, наркомания. Интересно, что подобные расстройства с одинаковой силой поражали людей  весьма успешных в карьере и в  бизнесе, обладавших большим материальным состоянием. Американские психологи  описали «воскресные неврозы», когда  после недели напряженной работы успешный менеджер просыпался в выходной в своем благоустроенном доме и ощущал непонятную пустоту, которую  не могли заполнить ни жена, ни дети, ни домашние заботы. Такое состояние, многократно повторяясь, в конце  концов, нередко развивалось в тяжелое психическое расстройство. Стало отчетливо заметно, что карьерный рост и благосостояние отнюдь не гарантируют душевного равновесия. «Мне 22 года, — писал Франклу один американский студент. — У меня есть ученая степень, у меня шикарный автомобиль, я полностью независим в финансовом отношении, и в отношении секса и личного престижа я располагаю большими возможностями, чем я в состоянии реализовать. Единственный вопрос, который я себе задаю, — какой во всем этом смысл?»

     «Логотерапия» Франкла не просто теория и не просто одно из направлений психологии. Это  не учение о каком-то абстрактном  и теоретическом смысле, а прожитое и доказанное убеждение, что человеческая сила духа превыше всего. Она пробуждается тогда, когда человек знает, ради кого и ради чего живет, и когда  за это сражается. Она дает возможность  сохранить свою совесть, индивидуальность и достоинство в любых условиях, не сдаваться перед самыми страшными  обстоятельствами и не ломаться под  самыми сильными ударами, которые обрушиваются на тело и душу. Больше всего трогает  то, что сам Франкл все это прожил и подтвердил собственным примером. Его логотерапия — это не только плоды исследования ученого, а «мудрость души» человека, который, испытав величайшие страдания, понял, что нет более великого смысла жизни, чем помогать людям его обрести. Вряд ли в минувшем столетии удастся найти хотя бы одну психологическую теорию личности, за которую ее создатель заплатил столь высокую цену.[4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Часть I. Смысл жизни в психологии. 

     Проблемы  смысла жизни традиционно считаются  предметом философии. Философы решают вопросы о том, что есть смысл  человеческой жизни, каков он, каким  он должен быть и т.п. Коротко говоря, философия обращает свое внимание на содержание смысла. Однако вне ее внимания остаются иные аспекты: как и при  каких условиях происходит обретение, изменение и утрата смысла жизни, какие функции он выполняет и  какое место он занимает в структуре  личности. Иными словами, философия  не занимается рассмотрением смысла в отрыве от его содержания. Эта  часть является предметом психологии.

     Психология  старается рассматривать человеческую личность, психику как объективную  реальность, которая, так или иначе, доступна для наблюдения и эксперимента. Оснащенные детально разработанным  эмпирическим инструментарием психологические  исследования направлены на всевозможные проявления этой реальности.

     В рамках наличной системы психологических  наук пока нет четко очерченной специальной  дисциплины, которая была бы строго на жизненно-смысловые проблемы. Большую  часть таковых берет на себя теория мотивации, которая рассматривает  всю иерархию мотивов - от биологических  до идеологических. Однако о серьезных  успехах теории мотивации говорить не приходится: даже сама категория  мотива не имеет однозначного определения, что же говорить о возможности  оценить специфику отдельных  типов мотивации? В связи с  этим возникает необходимость формирования специальных разделов психологии, которые  могли бы заниматься конкретными  структурами личности.[3]

     Психология  в целом реагирует на этот вызов  реальности странным образом: она не очень-то готова менять свою законсервированную систему, и поэтому в ответ  на каждую проблему возникает новая  психологическая школа. Таким образом, негибкость психологии оборачивается  ее бесконечным дроблением на враждующие друг с другом направления.

     Именно  так и случилось с проблемой  смысла жизни: вместо специального раздела  психологии возникла ее очередная школа -экзистенциальная психология. Деятельность этой школы достаточно специфична и  не снимает необходимости в формировании экзистенциальной психологии как особой науки, которая изучала бы смысл  жизни с психологической точки  зрения.

     Экзистенциальная  психология представляет собой своеобразный итог развития европейской мысли  последних двух столетий, вобравший  в себя достижения таких направлений, как философский иррационализм (Шопенгауэр, Кьеркегор) "философия жизни" (Ницше, Диль-тей), интуитивизм (Бергсон), кантианство (Наторп, Виндельбанд), феноменология (Гуссерль), экзистенциализм (Хайдеггер, Ясперс, Камю, Марсель), философская антропология (Шелер, Гелен), герменевтика (Рикёр), психоанализ (Фрейд, Юнг, Адлер, Хорни, Фромм), гуманистическая психология (Маслоу, Олпорт, Роджерс, Келли, Бю-лер и др.). По сути дела, экзистенциальная психология стала полигоном для практического применения и проверки большинства идей перечисленных школ мысли.[3]

     В том виде, как она сложилась  на сегодняшний день (хотя это не исключает коренных перемен данной науки в будущем), экзистенциальная психология изучает:

     1)  проблемы времени, жизни и смерти;

     2)  проблемы свободы ответственности  и выбора;

     3)  проблемы общения, любви и одиночества;

     4)  проблемы поиска смысла существования.[1]

     Главный предмет экзистенциальной психологии - смысл человеческой жизни, условия  его обретения, изменения и утраты. Смысл жизни, или личностный смысл, согласно психологической интерпретации, выражает отношение субъекта к внешним  явлениям объективной действительности. Понятие "смысл" разрабатывалось  такими авторами, как основатель экспериментальной  психологии во Франции Альфред Бине (1857 - 1911), ученик Вундта, основатель американской структурной психологии, один из главных представителей интроспекционизма Эдвард Брэдфорд Титченер (1867 - 1927), а также Ф. Бартлет и Ван дер Вельдт. В концепциях этих психологов была предпринята попытка понять смысл как явление сознания, не выходя за пределы самого сознания.

     Наибольших  успехов в таком "автономном" анализе сознания достигла феноменология. Феноменология сегодня более  известна как направление философии, нежели как специальная дисциплина. В качестве последней она зародилась только в XVIII в. Иоганн Генрих Ламберт (1728 - 1777) определил феноменологию как науку о предметах опыта, анализирующую явления и вскрывающую иллюзии чувственного познания. Основатель немецкого классического идеализма Иммануил Кант (1724 -1804) усматривает в феноменологии пропедевтическую негативную науку, исследующую принципы чувственности. Во второй половине XIX в. в главнейших направлениях философии (за исключением неокантианства) господствует психологическая теория познания. Уильям Гамильтон (1788 -1856) понимает феноменологию как часть психологии; Морис Лацарус (1824 - 1903) интерпретирует ее как специфическую, но все-таки психологическую дисциплину. Трактовка феноменологии как части психологии осуществляется и у Франца Брентано (Brentano; 1838 - 1917), для которого феноменология, в отличие от объясняющей психологии, должна описывать и классифицировать психические феномены: представление, суждение и душевные движения.

     Начало  проникновения феноменологии и  экзистенциализма в психологию и  психиатрию достаточно сложно датировать, поскольку одновременно с разработкой  Эдмундом Гуссерлем феноменологии  как философской дисциплины последователи  его предшественника в этом деле Франца Брентано - Штумпф, А. Пфендер (1870-1941), В. Шапп и др. уже выступали со специальными психологическими работами феноменологического толка. Один из ведущих представителей немецкого экзистенциализма - Карл Ясперс (Jaspers; 1883 - 1969) начинал свою деятельность как психиатр, и его работа "Общая психопатология" (1913) не зря считается первой попыткой феноменологического описания внутреннего мира больного. [3]

     Существенные  предпосылки экзистенциальной психологии были разработаны в концепции "человеческого  проекта" испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета (1883 - 1955) и в экзистенциальной аналитике немецкого философа Мартина Хайдеггера (1889 - 1976). Хайдеггер, будучи учеником Гуссерля, создал свою версию феноменологии, которая стала конкурировать с концепцией учителя. Отличие феноменологии Хайдеггера состоит в том, что он применил категорию интенциональности не к сознанию, а к бытию ("Бытие и время", 1927). По Хайдеггеру, бытие интенционально, то есть, нет и не может быть чистого бытия (ложной абстракции, которая была введена Сократом и Платоном и сбила философию с истинного пути), но бытие всегда обращено на какое-то иное бытие. В свете этого главным предметом философствования ("фундаментальной онтологии") становится человеческое существование - экзистенция. Хайдеггер стал основоположником и крупнейшим представителем экзистенциализма. Интенциональность бытия человека выражается в его экзистенциалах, к которым относятся страх, надежда, забота и т.п. Это значит, что нельзя просто существовать, но существование всегда есть забота о чем-то, страх чего-то, надежда на что-то и т.п. Бытие, таким образом, всегда выступает как включенность в некое иное бытие, как присутствие, "вот-бытие", "здесь-бытие", "бытие-в-мире" - Daseln. To же, что понималось под бытием в западной философии, есть не подлинное бытие, а сущее, то есть разрозненное, атомарное "прозябание" предметов, лишенных своего места в бытии. Различение подлинного бытия и сущего касается и человека, который может забыть о своей экзистенции и воспринимать свою собственную жизнь как совокупность фрагментов времени, наполненных фрагментарными же, разрозненными предметами и отношениями. Такое состояние Хайдеггер определяет как безликость; при этом человек, например, не воспринимает конечность своего существования, смертность, поскольку череда фрагментов не предполагает своего окончания (оно может быть видно лишь с точки зрения целостности жизни); умирают только другие. Поворот человека "лицом к смерти" должен, по Хайдеггеру, вернуть человеку его экзистенцию.

     В практике экзистенциальной психологии используются многие достижения психоанализа. Психоанализ является разновидностью глубинной психологии, к которой относится ряд направлений западной психологии, придающих решающее значение в организации человеческого поведения бессознательным, иррациональным, аффективно-эмоциональным, инстинктивным и интуитивным побуждениям, тенденциям, установкам, мотивам, стремлениям, скрытым за "поверхностью" сознания, в "глубинах" индивида. Наиболее известные направления глубинной психологии -фрейдизм и неофрейдизм, индивидуальная психология Адлера, аналитическая психология Юнга, "гормическая" концепция Уильяма Мак-Дугалла (1871 - 1938). Экзистенциальная психология исходит из первичности бытия человека в мире, столкновение с которым порождает у каждого человека базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревогу. Зрелой личности удается успешно совладать с ними; неспособность сделать это приводит к психическим нарушениям.

Информация о работе Виктор Франкл. О смысле жизни