Виды конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 17:46, доклад

Краткое описание

Конфликт (От лат. Conflictus - столкновение) – противостояние двух или более сторон (столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме), когда хотя бы одна из сторон предпринимает или демонстрирует эмоционально окрашенное отношение или конкретные действия к другой стороне.

Файлы: 1 файл

Виды_конфликтов.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

Конфликт (От лат. Conflictus - столкновение) – противостояние двух или более сторон (столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме), когда хотя бы одна из сторон предпринимает или демонстрирует эмоционально окрашенное отношение или конкретные действия к другой стороне.

В основе любого конфликта лежит  ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т п.

Конфликт - перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.
Конфликтная ситуация – противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу; стремление к противоположным целям или использование различных средств для их достижения; несовпадение интересов, желаний.

Для перерастания конфликтной ситуации в конфликт необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.

При анализе  конфликта выделяют:
- субъектов  конфликта - участников конфликтного  взаимодействия;
- объект конфликта  - предмет противодействия у участников конфликта;
- инцидент - причина  столкновения интересов. 

Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент.

 

Причин возникновения конфликтов очень много. Важно вовремя увидеть и устранить их.

 

Признаки конфликта –

- наличие конфликтной ситуации (по восприятию участников);

- неделимость объекта конфликта;

- желание участников продолжить  конфликтное взаимодействие для  достижения своих целей.

Виды  конфликтов

Конфликты различают:
- по способам  их разрешения на антагонистические  и компромиссные; 
- по природе возникновения на социально-организационные и эмоциональные;

- по направленности воздействия на вертикальные (“высший против среднего и против низшего”) и горизонтальные ("равный против равного");

- по количеству  участников, задействованных в конфликте, на внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые и др.

Конфликты подразделяются на виды:

Биполярные (2 противостоящих стороны).

Мультиполярные (количество участников конфликта более 2-х человек).

 

По длительности конфликты  бывают:

Кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов).

Длительные (от нескольких часов до нескольких суток).

Затяжные (длятся дольше, или вообще не находится решение).

По степени выпаженности:

Скрытые (когда видимых проявлений недостаточно).

Частично скрытые (имеются видимые проявления, но недостаточные для выявления глубинных причин).

Открытые (все проявления открыто демонстрируются участниками).

Преднамеренные (специально задуманные, спланированные и проведенные по заданному сценарию).

Потенциальные.

 

По организации:

Инициативные (1 из участников выступает  в роли инициатора).

Спровоцированные (в силу обстоятельств).

Нечаянные.

Внутриличностный  конфликт - трудно разрешимое противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, увлечениями человека и т.п. Внутриличностный конфликт сопровождается сильными эмоциональными переживаниями.
Межличностный конфликт – конфликт между двумя и более людьми. Межличностный конфликт очень тесно связан с внутриличностным. Противоборство людей происходит на основе столкновения их личных мотивов.

Внутригрупповой конфликт – конфликт внутри группы.

Межгрупповой конфликт – конфликт между двумя или несколькими группами. Противоборствующие стороны – группы (малые, средине и микрогруппы). В основе такого типа конфликтов лежит - столкновение противоположно направленных групповых мотивов.

Латентный конфликт - конфликт, не проявляющийся открыто. Латентный конфликт не осознается конфликтующими сторонами.

Мнимый конфликт - конфликт, являющийся самоцелью по крайней мере для одной из конфликтующих сторон. Следствием мнимого конфликта является снятие эмоционального напряжения, но не разрешение объективного противоречия.

Ролевой конфликт - ситуация, когда человек сталкивается с двумя или более одновременными требованиями, при которых выполнение им одной из ролей делает невозможным исполнение других ролей.

Явный конфликт - конфликт, проявляющийся открыто и осознаваемый в качестве такового.

 

Функции конфликта.

По большому счету, все разнообразие взглядов на конфликт можно свести к двум вариантам: конфликт – это явление негативное или это ресурс для развития. Наиболее распространенный научный подход состоит в понимании конфликта как “столкновения”, “противоречия”, “борьбы”, “противодействия” личностей, сил, интересов, позиций по причине их противоположности, несовместимости и противостояния. При таком подходе конфликт - скорее явление негативное. Но это далеко не всегда так. Конфликту присущи как отрицательные, так и положительные функции.

 

Негативные функции  конфликта:

- потеря ресурсов (физических, эмоциональных, материальных, потеря времени);

- представление о побежденных  оппонентах, как о врагах;

- ухудшение социально-психологического  климата в коллективе;

- чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе;

- уменьшение степени сотрудничества  между людьми после завершения конфликта;

- сложное восстановление нормальных отношений (шлейф конфликта).

- деструктивность

- помеха развитию

 

Позитивные функции конфликта:

- разрядка напряженности между  конфликтующими сторонами;

- сплочение коллектива при противоборстве  с внешним врагом;

- стимулирование к изменениям  и развитию;

- получение новой информации  и диагностика возможностей оппонентов.

- прояснение четкой позиции конфликтующих сторон

- поиск новых способов решения проблем

- объективная оценка сил и ресурсов каждой из сторон

Управление  конфликтами.

Управление  конфликтами - целенаправленное воздействие на устранение или минимизации причин, породивших конфликт, и на коррекцию поведения участников конфликта.

 

3 стадии конфликта:

1. Предконфликтная –  зарождение и развитие конфликта, нарастание противоречий.

2. Непосредственно конфликт (пик конфликта) – инцидент; активность, направленная на изменение поведения соперника или конфликтующей стороны.

3. Разрешение конфликта  – спад и разрешение конфликта, или переход в латентную (скрытую) фазу; завершение или отсутствие инцидента; стороны переходят на неконфликтное общение; причиной может являться:

- устранение объекта конфликта (разрешение конфликта);

- ресурсы каждой из конфликтных  сторон уже исчерпаны;

- возникновение третьей стороны;

- устранение одного из соперников;

 

Работа с конфликтом:

1. Диагностика конфликта – анализ конфликта по различным основаниям, вычленяется объект конфликта, субъекты конфликта; кроме непосредственных участников конфликта существуют также влияющие стороны

2. Разработка конкретных мероприятий и шагов по разрешению данного конфликта

3. Действия направленные на разрешение данного конфликта

Различают внутриличностные, структурные, межличностные методы управления конфликтами, а также переговоры.

Внутриличностные методы управления конфликтами - методы управления конфликтами, заключающиеся в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека.

Межличностные методы управления конфликтами - методы управления конфликтами, использующиеся при возникновении конфликтной ситуации и необходимости выбрать стиль своего дальнейшего поведения. Различают пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: уступчивость, уклонение, противоборство, сотрудничество, компромисс.

Переговоры - процесс, в котором вырабатываются взаимоприемлемые позиции сторон.

Компромисс - метод разрешения конфликтов путем переговорного процесса конфликтующих сторон, глубокого изучения предмета спора, осознания пределов уступок каждой стороной; соглашение, достигнутое посредством взаимных уступок.

 

Решение конфликта - устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.

1. Уступка.

Полностью принимаются все условия оппонента, невыгодные для другой стороны, т.е. интересы оппонента учтены на 100%, а собственные – на 0%.

 

2. Подавление.

Оппонент полностью принимает  условия другой стороны, невыгодные для него, т.е. интересы оппонента  учтены на 0%, а собственные – на 100%.

3. Уход от конфликта.

В результате не выигрывает ни одна из сторон. Самый неблагоприятный вариант, т.к. не учитываются интересы ни одной из сторон, и конфликт, по сути, остаётся нерешённым.

4. Компромисс.

Принимается решение, частично удовлетворяющее  интересы обеих сторон (50/50).

5. Сотрудничество.

Принятое решение полностью  удовлетворяет интересы обеих сторон. Самый благоприятный вариант, интересы сторон учтены на 100% и конфликт исчерпан.

 

Существуют конфликты, которые не решаются с помощью вышеперечисленных стратегий. Варианты:

- Уничтожение одной из конфликтующих сторон (например, терроризм).

- Привлечение посредника.

Посредник – третья сторона, не вовлеченная в желание завладеть объектом конфликта, не заинтересованная не в одном исходе конфликта (например, судья).

- Привлечение еще одной силы гораздо более мощной, чем две конфликтующие стороны.

 

Конфликт — это всегда сложный  и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные  стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства  и группы стран, объединенные теми или  иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый из нас также знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена постоянным противоречиям и стрессам.

Как бы ни учили людей общаться, какие бы тренинги по сплочению и командообразованию ни проводили, конфликты в коллективе все равно неизбежны. Всегда были, есть и будут противоречия как между отдельными людьми, так и группами, которые рано или поздно приведут к конфликтам. Избежать конфликтов практически невозможно.

Важнейшая задача руководителя любого уровня — решение проблем регулирования конфликтов, использовать внутреннюю энергию конфликта для продвижения вперед.

недопущение их перерастания из конструктивной в деструктивную форму, предотвращение разрастания, генерализации конфликта.

 

Конфликты в лагере.

Конфликты будут возникать  всегда и в любом месте, где собирается несколько людей и происходит столкновение их интересов. В лагере конфликты будут возникать из-за того, что в достаточно ограниченном и замкнутом пространстве собирается много человек, с разными характерами, привычками, вкусами, воспитанием и т.д.

Причины конфликтов:

- несколько лидеров в отряде, каждый из которых стремится стать единоличным лидером;

- аутсайдер, которому трудно находить общий язык с остальными детьми в отряде;

- ребёнок может быть недоволен своим положением, своей ролью в отряде и т.д.

Вожатому важно вовремя заметить намечающийся конфликт, решить его  на начальной стадии. Т.к. группа, в которой есть нерешенные конфликты, не сможет вместе нормально существовать и работать. Отряд не будет дружным и сплочённым, где один за всех и все за одного. А вожатому будет очень тяжело работать с таким отрядом.

Информация о работе Виды конфликтов