Виды коммуникаций в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 03:03, реферат

Краткое описание

Цели коммуникаций:
• Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления.
• Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией.
• Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.

Оглавление

Введение. 3
1. Цели и функции коммуникаций 4
2.Виды коммуникаций. 5
3.Классификация коммуникаций в организации 6
3.1 Межличностные коммуникации. 6
3.2 Коммуникации по форме общения. 8
3.3 Коммуникации по каналам общения. 8
3.4 Коммуникации в зависимости от пространственного расположения каналов и направленности общения. 9
Заключение. 12
Список литературы. 13

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 146.92 Кб (Скачать)

Минобрнауки России федеральное  государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования Санкт-Петербургский  государственный университет сервиса  и экономики

 

Институт торговли и ресторанного бизнеса

 

 

 

Реферат

 По дисциплине «Организационное  поведение»

Тема: «Виды коммуникаций в организации».

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса

                                                                                                             Специальность: 0611

                                                                                              Храмышева Т. В.

                                                                   

 

 

Санкт-Петербург

Март, 2013

 

Оглавление

Введение. 3

1. Цели и функции коммуникаций 4

2.Виды  коммуникаций. 5

3.Классификация коммуникаций в организации 6

3.1 Межличностные  коммуникации. 6

3.2 Коммуникации  по форме общения. 8

3.3 Коммуникации  по каналам общения. 8

3.4 Коммуникации в зависимости от пространственного расположения каналов и направленности общения. 9

Заключение. 12

Список  литературы. 13

 

 

Введение.

Управление в организации  осуществляется через людей. Одним  из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся  в его распоряжении информация. Используя, передавая эту информацию и получая  обратный сигнал, он организует, руководит  и мотивирует подчиненных. Многое зависит  от его способности передавать информацию наиболее эффективным образом. Эффективность  передачи будет измеряться адекватностью  восприятия данной информации теми, кому она предназначалась. Многие менеджеры  понимают важность этой проблемы и  уделяют этому большое внимание.

Коммуникация - это передача информации от одного субъекта к другому. Субъектами могут выступать отдельные  личности, группы и даже целые организации. В первом случае коммуникация носит  межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому  в устной или какой-либо другой форме (письменно, жесты, поза, тон голоса, тем, что не сказано и т.д.) с  целью получения в ответ желаемой реакции.

«Коммуникация» и «информация» хотя и различные, но взаимосвязанные  понятия. Коммуникация включает и то, что передается, и то, как передается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо как минимум наличие  двух людей. Коммуникация предъявляет  требования к каждому из участников этого процесса. Так, каждый из участников должен обладать способностью: видеть, слышать, ощущать, определять запах  и вкус. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений, а также определенной степени взаимного понимания.

 

 

  1. Цели и функции коммуникаций

Термин коммуникация происходит от латинского communis, означающего «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а понимания с помощью общих символов.

Цели коммуникаций:

• Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления.

• Совершенствование межличностных  отношений в процессе обмена информацией.

• Создание информационных каналов для обмена информацией  между отдельными сотрудниками и  группами и координации их задач  и действий.

Регулирование и рационализация информационных потоков.

Основные функции коммуникации:

• информативная - передача истинных или ложных сведений;

• интерактивная (побудительная) - организация взаимодействия между людьми, например, согласование действий, распределение функций, влияние на настроения, убеждения, поведение собеседника путем использования различных форм воздействия: внушение, приказ, просьба, убеждение;

• перцептивная функция - восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;

• экспрессивная - возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.

 

 

 

  1. Виды коммуникаций.

 

Существует понятие «богатство»  информации или степени, с которой  она может изменить понимание  проблемы в рамках определенного  периода времени. При этом данные, составляющие информацию, являются продуктом  коммуникации. «Богатство» информации определяется не только содержанием  данных, но и средствами передачи этой информации (рис.1).

Виды коммуникации             «Богатство» информации


Много

 

Мало


  • Разговор «лицом к лицу»  
  • Телефонный разговор
  • Личное послание
  • Деловое письмо
  • Статистические данные

                                  

Рис.1. Виды коммуникации и  «богатство» информации

 

 

 

В практике управления оказывается  важным соотношение различных видов  коммуникаций. Именно оно и определяет и возможности успешного решения  проблем, и конкретные виды управленческих решений, и успех всех действий менеджера. Многообразие коммуникаций определяется различными критериями их классификации.  

  1. Классификация коммуникаций в организации

 

 

Коммуникации, осуществляемые с помощью технических средств, информационных технологий, в современных условиях приобретают важнейшее значение. Осуществляются с помощью электронной почты, телекоммуникационных систем, управленческих информационных технологий (УИС). Менеджеры с помощью УИС могут, например, обратиться к другим сотрудникам за информацией, нужной для решения проблем, а могут также изучить литературу о современных достижениях в какой-либо интересующей их области.

3.1 Межличностные коммуникации. 

Межличностные коммуникации – коммуникации, осуществляемые между людьми в ситуациях «лицом к лицу» и в группах с помощью слов и несловесных средств общения. Именно они представляют наибольшую значимость для изучения ОП. На межличностные коммуникации оказывают влияние различные факторы (рис. 1).

Эффективность межличностных  коммуникаций во многом зависит от обратной связи. С ее помощью отправитель  понимает, передано ли сообщение, получено ли оно и правильно ли понято и  принято получателем.

 

 

Рисунок 1. Факторы, влияющие на межличностные коммуникации

 

Получатель должен быть убежден  в компетентности отправителя. В зависимости от компетентности, предшествующего опыта разные люди по-разному могут интерпретировать одно и то же сообщение, что обусловливает различные подходы к кодированию и декодированию информации. При некомпетентности отправителя коммуникация может не состояться.

Доверие получателя к отправителю как к руководителю, так и к личности – также важное условие осуществления коммуникации. При этом получатель должен признавать право отправителя на передачу сообщения.

В отношении ожиданий получателя важно отметить, что люди хорошо воспринимают только то, что они готовы воспринять. Неожиданная информация может не восприниматься.

На эффективность межличностных  коммуникаций влияет совместимость любого рода. Психологическая несовместимость отправителя и получателя, неприятие получателем целей и задач, которые формулируются в сообщении, разрушают коммуникацию.

Статус отправителя может быть по-разному воспринят получателем. Получатель может признавать его и тогда он выполняет указания отправителя, переданные в сообщении, а может воспринимать статус как личную угрозу, что препятствует коммуникации и даже прерывает ее.

Межличностные коммуникации зависят от социокультурной среды, в которой они осуществляются, включающей традиции, обычаи, систему ценностей. При общении представителей различных национальных культур необходимо учитывать этот фактор. Культурные различия проявляются как в вербальном, так и в невербальном общении.

 

3.2 Коммуникации по форме общения.

 

 Вербальные коммуникации – коммуникации, осуществляемые с помощью устной речи как системы кодирования.

Большую часть рабочего времени  менеджеры тратят на личное общение  с другими индивидами. Достоинствами  устных коммуникаций являются быстрота, спонтанность и возможность широкого использования невербальных сигналов одновременно со словами. По данным А. Мейрабиана лишь 7 % сообщений определено их вербальным содержанием, 93 % имеет  невербальную природу, из которых 38 % определено модуляцией голоса, а 55 % – выражением лица.

Невербальные  коммуникации – сообщения, посланные отправителем без использования устной речи как системы кодирования, например с помощью жестов, мимики, поз, взгляда, манер. Они выступают как средства коммуникации в той степени, в которой их содержание может быть интерпретировано другими.

С помощью вербальных коммуникаций передается информация, а невербальные коммуникации передают отношение к партнеру по сообщению

 

    1. Коммуникации по каналам общения. 

Формальные коммуникации позволяют упорядочивать и ограничивать информационные потоки. Они определяются существующими регламентами:

• организационными (например, схемой организационной структуры);

• функциональными (например, положением об отделах и службах, содержащим раздел «Взаимосвязи между  подразделениями»).

Формальные коммуникативные  каналы широко используются в организациях, имеющим иерархическую структуру  управления.

Неформальные  коммуникации – социальные взаимодействия между людьми, отражающие выражение человеческой потребности в общении. Они дополняют формальные коммуникации.

Неформальную систему  коммуникаций часто называют «виноградной лозой» (2), информация в ней часто  распространяется с помощью слухов (табл. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 Виды слухов и их характеристика

 

 

По данным некоторых исследователей, слухи по меньшей мере на 75 % являются точными.

    1. Коммуникации в зависимости от пространственного расположения каналов и направленности общения.

 

 

Информация по каналам  передается по вертикали – сверху вниз, снизу вверх, а также в  горизонтальной плоскости и по диагонали (табл. 2).

Нисходящие коммуникации – коммуникации, направленные сверху вниз – от руководителя к подчиненным.

Восходящие коммуникации – коммуникации, направленные снизу вверх – от подчиненных к руководителю.

 

2. Виды неформальных коммуникаций «виноградная лоза»

 

Горизонтальные  коммуникации – коммуникации, направленные на координацию и интеграцию деятельности сотрудников различных отделов и подразделений на одних и тех же уровнях иерархии для достижения целей организации; способствуют повышению эффективности использования всех видов ресурсов организации.

Диагональные  коммуникации – коммуникации, осуществляемые работниками отделов и подразделений различных уровней иерархии. Они используются в случаях, когда коммуникации работников организации другими способами затруднены.

 

 

 

Таблица 2 «Характеристика вертикальных коммуникаций»

 

Заключение.

 

Каждый из видов коммуникации играет различную роль в управлении. Менеджеру необходимо видеть это  различие, потому что надо по-разному  опираться на различные виды коммуникации в достижении интеграции деятельности.

 

Список литературы.

 

    1. Э.А. Понуждаев Организационное поведение Курс лекций Москва, 2005
    2. Красовский Ю.Д. Организационное поведение Учеб. пособие для вузов - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 г. - 511 с
    3. Организационное поведение: Учебник для вузов / Под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. 2004г

 


Информация о работе Виды коммуникаций в организации